Урок литературы в 10 классе по теме «Быт поместного дворянства и "жизнь сердца" героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир"»
Урок литературы в 10 классе по теме «Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Радькова Юлия Николаевна,
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели урока: проанализировать эпизоды, в которых раскрывается быт поместного дворянства, определить их роль в раскрытии характера Наташи Ростовой.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- В романе «Война и мир», где изображаются громкие события истории и много философских рас-суждений, присутствуют сцены, казалось бы, не связанные с основным замыслом автора, рисующие охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи, домашний уклад жиз-ни Ростовых. Почему Л.Н.Толстой уделяет такое большое внимание этим сценам? Что подчёркивает в них? Об этом мы и поразмышляем сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Определяя главную мысль «Войны и мира», Л.Н.Толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную». Народ для писателя— мерило всех нравственных ценностей, носитель истинной человечности; близостью к народной нравственности и народной судьбе определяется отношение Толстого к различным кругам дворянства. Не приемля лицемерие и фальшь высшего света, писатель противопоставляет ему жизнь поместного дворянства, естественного в своих проявлениях, близкого к простому народу, и поэтому большое внимание уделяет сценам, рисующим охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи.
Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?
Во время охоты отбрасываются и забываются все условности, проявляются настоящие чувства, искренние эмоции. Даже грубость ловчего Данилы в пылу гнева по отношению к графу не имеет значения, поскольку хозяин понимает, что в данной ситуации руководитель - Данило, а самому Рос-тову необходимо было следовать его указаниям, поэтому «сконфуженный, испуганный граф» стоял «как наказанный».
Участников охоты объединяют чувства азарта, возбуждения, волнения, заинтересованности. Все эти эмоции выражает Наташа, восторженно визжащая, когда охотники загоняют зайца: «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовре-менным разговором». В любое другое время такой визг показался бы странным, но во время охоты это было естественно.
- Таким образом, эпизод охоты показывает читателю естественную жизнь человека, без масок и фальши. После охоты молодые Ростовы поехали к дядюшке в его деревню Михайловку. Этот эпизод даёт новые черты к портрету Наташи. Какие?
Близость к народу, понимание русского духа и склада характера.
- Как относится Наташа к простому народу, мы начинаем замечать уже тогда, когда на нее сбегается посмотреть вся дворня, при этом вслух высказывая свое мнение о ней. Мы не видим в Наташе недо-вольства этим или гнева на невоспитанную челядь. Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная, сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном, - был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков». Это говорит о том, что героине не чуждо ничто народное и, попадая в соответствующую обстановку, она может органично с ней сливаться.
Дядюшка небогат, но в его доме очень уютно, и Наташе нравится все, что она здесь видит, всё, чем угощает её Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обста-новке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки». Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось Наташе в жизни. Поэтому и звуки балалайки кажутся героине «верхом музыкальной прелести», а когда начинает играть на гитаре дядюшка, восторгу Наташи нет предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!». Кульминацион-ным моментом эпизода является танец Наташи. Как описывает его Толстой?
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, под-перши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торже-ственно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутству-ющих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тонень-кую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела по-нять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском чело-веке».
- Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что героиня естественна и проста, как народ, понимает его дух и склад характера, чувствует свою близость с ним. А это, по мысли писателя, при-носит огромное счастье, потому и думает Наташа, уезжая от дядюшки, что никогда уже не будет «так счастлива, спокойна, как теперь».
Близость к простому народу не только Наташи – всех Ростовых - показывает Л.Н.Толстой и в эпизоде святок. Перескажите этот эпизод.
В один из вечеров в доме Ростовых появляются ряженые: «Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод, сначала робко жались в перед-ней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры». Молодёжь тоже вовлекается во всеобщее веселье, в переодевание, в святочные проказы: «Наташа первая дала тон святочного ве-селья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до наи-высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани».
В этот миг мир волшебно преображается: «...как только выехали за ограду, алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон»; «Где это мы едем? — подумал Николай. — По Косому лугу, должно быть. Но нет, это что-то новое, чего я никогда не видал. Это не Косой луг и не Дёмкина гора, а это бог знает что такое! Это что-то новое и волшебное!»; «...вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёр-ными тенями и блёстками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то сереб-ряные крыши волшебных зданий...».
Преображаются и отношения между людьми: именно в это волшебное время Николай Ростов смотрит на Соню «совсем новыми глазами», признаётся ей в любви и решает жениться на ней, о чём и сообщает Наташе, а позже и матери. Когда Ростовы приехали к своим соседям Мелюковым, устроили русские пляски и хороводы, затем играли в народные игры – веселились так, что «через час все костюмы измялись и расстроились». Вернувшись к себе, Наташа и Соня гадали на зеркалах.
- За святочным весельем, бешеной круговертью игр ощущается, однако, нарастающая тревога. Счаст-ливые сцены дышат предчувствием надвигающейся катастрофы, готовят её. Состояние Наташи, раз-лучённой со своим женихом и остро чувствующей, как бесполезно проходит её жизнь, прорывается то во внезапной истерике, то в лихорадочном взгляде, то в настойчивой фразе: «Дайте мне его». Та-кое впечатление, что именно сейчас до отказа сжимается какая-то пружина, которая, распрямившись, разрушит своей чудовищной энергией всё счастье. Наташа словно предчувствует своё скорое несча-стье, потому и говорит Николаю, что никогда уже больше не будет так счастлива.
И тревожные ожидания оправдываются: буквально накануне приезда князя Андрея Наташа чуть не убегает из дому с Анатолем Курагиным. Почему Наташа увлеклась Анатолем?
Полюбив, Наташа желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Кураги-ны, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отри-цательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Ната-ша доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.
- В произошедшем есть вина и князя Андрея, который не посмел или не захотел ослушаться отца и отложил свадьбу на год. Почему он принял такое решение? Мог ли он не согласиться с условием отца?
Для князя Андрея этот год – лишь досадная помеха на пути к счастью. Он зрелый, уравновешенный человек, который уверен в своих чувствах и не хочет расстраивать старого отца. Он сосредоточен на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересует. Но в любви нель-зя думать только о себе. Если бы Андрей лучше понимал любимую, он бы не уехал, потому что Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию.
- Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сей-час, а не потом. «…ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми полно было её сердце», - пишет Толстой. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности геро-ини жить полной жизнью, из-за молодости и неопытности. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Её ещё никогда не обманывали. «Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его… Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его…Что он мне ве-лит, то я и сделаю», - признаётся она Соне. Наташа чувствует, что переступает нравственную черту, поступает нехорошо, неправильно, но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова её сущность: все, что она делает, делает искренне, честно. Наташа соглашается бежать с Анатолем и тайно обвенчать-ся. К счастью для неё, похищение не состоялось. Марья Дмитриевна, «застав заплаканную Соню в коридоре, заставила её во всём признаться» и заперла Наташу в комнате. Только известие, что Ана-толь женат, открывает глаза Наташе на его подлость., и она пытается отравиться мышьяком.
Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи, не прощает её?
Не позволяет воспитание, заложенное отцом, Андрей оскорблён и признается Пьеру, что не мо-жет простить Наташу, не может быть великодушным.
- Гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Потому-то и не может Толстой оставить спокойного, рассудительного князя Андрея и порывистую, доверчивую Наташу вместе на всю жизнь.
Кажется, что в финале 2 тома романа мир рушится: ни Пьер, ни Андрей, ни Наташа не находят свое-го счастья, более того, автор приводит их к внутреннему кризису, а в небе стоит «огромная яркая ко-мета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света» - война уже на пороге.
4.Д/З: прочитать т. III, ч. I-III: — Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).
— Единство настроения во французской армии. На чем оно основано? (ч. I, гл. 1, 2)
— Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).
— Бородинское сражение (ч. II, гл. 19-39).
- Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.
- Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.
Литература
Л.Н.Толстой «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016
Ястребова Элла Ревнеровна