Статья «Скрытые языковые трудности в войне языков и культур за сохранность национальной идентичности» (5–11 класс)
Основные скрытые языковые трудности действуют как солдаты в войне языков и культур за сохранность национальной идентичности. И действуют все, в большей или меньшей мере, в разных ситуациях. В основном это и трудности перевода, заключенные в словах с множеством значений, отсутствием в другом языке названия какого-либо предмета, да и самого предмета тоже. И разный объем семантики, разные коннотации, зависящие от культурных особенностей народа.
Но сначала мне хотелось бы разобраться в том, действительно ли язык – охранник национальной идентичности того или иного народа? И как, почему у языка – главного оружия коммуникации, появилась эта функция? Ведь изначально, как мы все помним, язык помогал людям общаться, сближаться и лучше понимать друг друга. Тот, кто хорошо владеет языком, ораторским искусством, часто может решить какую-то проблему без насилия, придумать интересный выход из непонятной ситуации, примирить людей. Вспомним царя Соломона, который прекрасно владея своей речью и даром убеждения, решал очень сложные, подчас неразрешимые, проблемы. И все были довольны и благодарны ему за суд, совет и помощь. В наше время мы сами не раз сталкивались с тем, что на рынке или в магазине продавец уговорил нас купить что-то совсем нам ненужное, но поняли мы это только дома, а слова продавца нас прекрасно убедили в необходимости покупки.
И вдруг мы говорим о совершенно другой функции языка. Не соединять, а охранять и, в какой-то мере, разъединять людей. Сейчас, в эпоху космополитизма, когда все говорят о толерантности, смешении и языков и культур, оказалось, что наша самость для нас важна ничуть не меньше, чем десять веков назад.
События последнего времени показывают, что государства и народы, которые стараются забыть свою индивидуальность, отринуть устои предков, зачастую даже поменять язык на новый, другой, может быть даже язык недавнего врага, не становятся новым и замечательным народом, а теряют последнее и выглядят как-то по-сиротски. Ведь вместе с преданными и забытыми устоями они теряют и Родину, как таковую.
Язык и культура как воины, рука об руку, стоят на страже сохранения национальной идентичности своих народов. Они наши обереги. Как русскому человеку, мне проще и понятнее для примера взять нашу отчизну. Все большие войны, все великие полководцы, которые вели захватнические и победоносные войны, захватившие всю Европу, всегда спотыкались на нас, на России. Они пытались разобраться в русском национальном характере, изучая нашу классику (что-что, а порефлексировать наши классики всегда любили) и так и не поняли, что мы очень любим говорить и выставлять напоказ наши слабости, но никогда и никому не рассказываем о нашей силе. Не принято у русского народа хвастаться. Поэтому шли на нас враги, надеясь встретить Манилова и Хлестакова, а встречали Иванушек, которых можно как гвозди по пояс вбить в землю, но нельзя их заставить с этой земли уйти. И гнали потом врага не до своих границ (а дальше нас не касается), а до самого логова , где и судили, чтобы «больше никогда и нигде»!
Народы разные, культуры и языки тоже. Веками, тысячелетиями, формировались национальные черты, особенности языка и культуры. В английской пословице говорится: «Чтобы построить мир, нужно много сортов людей». Может и храним мы в душе что-то заветное, именно потому, что все вместе продолжаем строить наш огромный, постоянно меняющийся мир. Попробуйте раскрасить детскую картинку - раскраску одним цветом. Получится? У мастера –художника может что-то и выйдет, у простого обывателя все превратится в один сплошной фон. Порой в современном мире мы тоже слышим призывы, что не нужно быть разными, нужно сливаться с толпой, не иметь своего мнения, одеваться одинаково, иметь одинаковые вещи… Есть даже попытки сделать так, чтобы отнять у ребенка половые различия и гендерное поведение: «Пусть будет «оно», а вырастет и само все решит». Когда люди превращаются в фон, очень удобно на этом фоне рисовать то, что хочется. Рисовать, правда, можно будет только черной краской, другую видно не будет. Да и кто будет рисовать – большой вопрос.
Нужен ли нам всем – мировому человечеству, такой мир? Или лучше оставить его разным, ярким, непохожим ни на что другое. Разные люди, разные дети, разные культуры. И все те же вечные непрекращающиеся и необходимые попытки общаться, учить другие языки, пытаться соответствовать другой культуре хотя бы тогда, когда ты находишься в ее стране. Чтобы не было курьезов с тайцами, на которых «кричит русский преподаватель», пытаясь вести лекцию в привычной для русского университета манере, говоря все громко и четко, чтобы стало понятно иностранцам. Чтобы русский переводчик в Великобритании, который очень волнуется и сильно не уверен в себе, отчего все время старается говорить «Да, конечно», решив, что это очень по-английски, изучив культурные особенности этой страны, понял, что обижает англичан, показывая свое превосходство.
Я не берусь выделить отдельные скрытые языковые трудности, которые охраняют национальную идентичность больше или меньше. Считаю, что все зависит от времени, места и событийного ряда. А необходимы они все. Чужой язык должен оставаться чужим, другая речь – другой, не своя культура – особенной. Нужно ли их узнавать, брать от всех лучшее и стараться использовать у себя на родине? Конечно, нужно! Ведь все неродное и ненужное все равно отпадет и не приживется. Как красивы английские лужайки, которые стараются разбить на любом пятачке свободной земли. Но тропинки устроители газона, проложат не там, где ходят люди, где им удобно и нужно, а как нарисовали в проекте. И опять появятся «тропы ослов», портя гармонию придуманного мира. Но может, в этом и есть прелесть и очарование столкновения характеров и национальных самобытностей. И политическая карта всегда будет выглядеть как разноцветное лоскутное одеяло, которым укрыта от космического холода и мировых проблем наша большая, добрая и столь долготерпимая матушка Земля, даря, в свою очередь тепло и нам, и нашим потомкам.
Сальникова Вероника Валентиновна
Горячева Наталья Валерьевна
Архипова Юлия Леонидовна
Горячева Наталья Валерьевна
Чернышева Нина Геннадьевна
Горячева Наталья Валерьевна
Елена Александровна
Плешкова Людмила Владимировна