12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Габриэль509
Люблю историю, общественные науки,футбол и музыку.
Россия, Ставропольский край, Минеральные Воды
1

Статья «Формирование национальной гражданской идентичности с использованием проектных методов и технологий», (на примере внеурочного занятия по истории «Россия и Крым»)

Паспорт работы

1.Название работы – формирование национальной гражданской идентичности с использованием проектных методов и технологий (на примере внеурочного занятия по истории «Россия и Крым. Мы-вместе»).

2.Фамилия, имя, отчество автора – Севумян Габриэль Манвелович.

3.Должность – учитель истории и обществознания.

4.Наименование образовательной организации – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 20 г. Минеральные Воды.

5.Субъект Российской Федерации – Ставропольский край.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Формирование национальной гражданской идентичности на внеурочном занятии по истории Отечества «Россия и Крым. Мы-вместе», посвященному 3-ей годовщине воссоединения России и Крыма.

Поэтом можешь ты не быть,

А гражданином быть обязан.

Н. Некрасов

Одной из важнейших задач современного развития Российского государства, безусловно, является формирование гражданского общества и построение правового государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью. Те фундаментальные изменения, которые происходят в экономической, политической, социально-культурной сферах определяю необходимость нового подхода к системе обучения молодого поколения. Формирование гражданственности, высокой нравственности, уважения к правам и свободам человека и гражданина, любви к Родине, семье, воспитание толерантности - рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, представленной в ФГОС нового поколения. И в данном вопросе роль общественных дисциплин становится ключевой. В частности, история и обществознание, как предметы, отнесенные в современной классификации к областям знаний, формирующим ценностный потенциал обучающихся, становятся важнейшими инструментами реализации данного направления работы учителя и школы.

Актуальность избранной проблемы вытекает из специфики современного развития нашего государства и обуславливает необходимость формирования национальной идентичности у подрастающего поколения. Под спецификой в данной работе автором понимается комплекс глобальных процессов различной этимологии (социально-экономических, политических и др.), а также современная парадигма развития российской государственности. Вышеназванные факторы являются предпосылкой формирования данного типа компетенций обучающихся школы. Ведь четкое осознание физической и духовной связи граждан со своей страной – есть непременное условие развития всех сфер государственной и общественной жизни современного Российского государства. В вопросе формулировки так называемой «национальной идеи», дело развития идентичности является первостепенным.

В условиях трансформации системы российского образования и перехода ее на новые стандарты образования, ключевым шагом является использование в качестве научно-методической базы системно-деятельностного подхода. В его реализации путем широкого применения проектных (исследовательских) методов и видится главный инструментарий формирования национальной идентичности обучающихся средней школы.

Для более тонкого понимания данной компетенции современного обучающегося школы, стоит отметить теоретические основы данного вопроса.

В современной науке гражданская компетенция рассматривается как:

формирование чувства принадлежности к обществу и порождаемая этим ответственность за его настоящее и будущее;

понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству.

Безусловно, все составляющие гражданской компетенции должны формироваться в деятельностном режиме, с помощью интерактивных методов обучения, с опорой на современное информационное пространство. Руководствуясь этой идеей, я во многом пересмотрел подходы к выбору средств обучения. Настоящей находкой стала для меня идея использования на уроке проблемных и ситуационных (компетентностных) задач. Мной освоена технология составления ситуационных задач исторической и обществоведческой направленности:

1)с учетом теоретического материала необходимо придумать проблемную (конфликтную) жизненную ситуацию, близкую интересам обучающихся;

2)сформулировать вопрос по разрешению данной проблемы, для ответа на который обучающиеся должны будут применить предметные знания (знание законов, фактов, документов);

3) предложить обучающимся определенную роль в разрешении указанной ситуации.

Как видно, специфика таких задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему, но для этого необходимо конкретное предметное знание или знание смежных предметов. Так, сложный для восприятия материал программы легче осваивается детьми, потому что становится для них жизненно важным. При решении ситуационных задач формируются универсальные учебные навыки школьников, прежде всего – умение работать с информацией и отстаивать собственную позицию.

Другим важнейшим направлением в формировании национальной гражданской идентичности является использование метода проекта. Ведь, бесспорно именно он в большой степени несет в себе элементы учебно-исследовательской деятельности, сочетая в себе самостоятельную работу обучающихся и тьютерское (менторское) научное сопровождение со стороны учителя.

Формирование гражданской компетенции – это, прежде всего сфера личностного развития ребенка, воспитание в нем активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, умения соотносить свои интересы с интересами окружающих. Дети учатся критически мыслить, самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути их достижения, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, распределять роли и обязанности в микроколлективе. На мой взгляд, особенно действенна данная технология в старших классах, когда учащийся признает только ту деятельность, которая является значимой, полезной, результативной. Мы используем в практике различные типы проектов: практико-ориентированные, информационные, творческие, индивидуальные и групповые, краткосрочные и долгосрочные.

Важной составляющей гражданской компетенции, на мой взгляд, является способность человека к исследовательскому поведению; только высокий уровень сформированности исследовательской культуры обеспечит гражданину возможность критического отношения к действительности, активного участия в изменении социума. Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается мной как способ реализации деятельностного подхода к организации образовательного процесса, поэтому на основе исследовательского метода строю большую часть уроков истории и обществознания, занятий факультативных и элективных курсов. Необходимо понимать, что в исследовательском ключе можно построить весь урок, то есть применить, конечно же, в упрощенной форме, полный цикл научного исследования, который отражается в схеме урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, целеполагание, выдвижение гипотезы (вариантов решения проблемы), актуализация имеющихся знаний, планирование деятельности, поиск решения представление результатов работы групп, применение нового знания. Возможно включать и отдельные элементы исследовательского метода на определенных этапах урока, например, исследовательские задачи, учебный эксперимент, домашнее задание проектного или исследовательского характера. Формирование исследовательских навыков на учебных занятиях является основой для выполнения индивидуальных исследовательских работ (проектов).

В качестве практической (методической) части работы автор предлагает для рассмотрения конспект внеурочного мероприятия, проведенного 18 марта 2017 года. Данное мероприятие было посвящено 3-ей годовщине воссоединения России и Крыма. В качестве целевой аудитории были выбраны обучающиеся 7-х классов.


 


 


 


 

Конспект урока единства,

посвященного 3-ей годовщине воссоединения России и Крыма «Мы вместе»

Цели урока:

Показать историческую, геополитическую роль Крыма в истории России;

Охарактеризовать миротворческую роль Российской Федерации в вопросах сохранения культурной идентичности народов Крыма.


 

Задачи урока:

Передать учащимся новые знания о субъектах Российской Федерации – республики Крым и городе федерального значения Севастополе;

Воспитать у учащихся чувство патриотизма и уважения к братским народам;

Заинтересовать учащихся в изучении истории Отечества, дать им возможность самостоятельно изучаться различные аспекты темы.

Осуществить смотр проектов, представленных каждым из классов.

Тип урока: урок-смотр проектов.

Форма урока: защита проектов с элементами эвристической беседы, использованием ИКТ и межпредметных связей.

Используемые методы обучения: метод проектов, использование средств ИКТ и ЦОР, метод погружения, объяснительно-иллюстративный метод..."

Оборудование: проектор, экран.

Средства обучения: мультимедийная презентация, видеоролик «Природа Крыма» и «Подписание договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав России», стихотворения о Крыме.

Целевая аудитория: обучающиеся 7-х классов.

Ход урока:

Учитель:

Слайд №1 Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня - и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.

Учитель:

Дорогие друзья, учащиеся нашей школы, юные граждане и патриоты России! В этом мире тысячи важных дат, многие из которых Вы изучаете в рамках мировой и отечественной истории. Среди этих дат есть не очень заметные, особенно на фоне дат великих событий. И, как раз в числе таковых, можно назвать 18 марта 2014 года. Чем же примечательна эта дата трехлетней давности? В этот день произошла встреча старых и добрых знакомых – России и Крыма. В течении последнего месяца учащиеся 7-х классов работали по теме нашего занятия, оформляя научный материал в виде научных проектов. И сегодняшний наш урок единства посвящен знаменательной дате воссоединения двух частей единого целого – великой России и будет проведен в форме смотра научных проектов.

Слайд №2. Сразу хочется отметить несколько общих фактов о Крыме. Итак, современный Крымский полуостров это:

- 2 миллиона человек;

- 27 тысяч человек;

- 2500 километров побережья;

- 10 курортных городов;

- 2 города-героя;

- 3 памятника под охраной Юнеско;

- 3 тысячи гектаров виноградников;

- 17 нефтегазовых месторождений;

- 5 крупных морских портов;

- 600 промышленных предприятий.

Слайд №3. И первый из проектов, представленный учащимися 7 А класса посвящен истории Крыма. Название «Крым» происходит от тюркского – вал, стена, ров. Перекопский или Турецкий вал отделял Крым от материка, он был построен 2 тыс. лет назад. Его длина почти 8,5 км. По некоторым версиям, построен ещё римлянами, для защиты полуострова от набегов кочевников.

Слайд № 4 Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII в͘ до н͘ э͘)͘ В середине VII в͘ до н. э часть киммерийцев была оттеснена скифами из степной полосы в предгорье и горы Крыма.

Слайд №5 Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры͘. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма - Таврия, Таврика, Таврида.

Слайд №6

В VI - V в.в до н.э. на побережье Крыма основали свои торговые
колонии выходцы из Эллады.

Слайд №7 В первой половине V в. до н.э. на берегах Черного моря возникают два самостоятельных греческих государства͘. Одно из них - демократическая рабовладельческая республика Херсонес. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы.)

Слайд №8 Крым является колыбелью русского православия, ведь в 988 году князь Киевской Руси Владимир, заняв Корсунь (Херсонес), принял здесь официальное крещение и отныне стал принудительно вводить христианство на Руси. Однако киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель Приднепровья и борьбу с кочевниками, постепенно утратили позиции в Таврике.

Слайд №9 Крым и Золотая Орда В 1223 г. в Крым впервые проникли монголо-татары. Они разрушили Судак, который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма. Положение покоренных народов полуострова стало чрезвычайно тяжелым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью - ясаком, вывозили рабов и продавали в другие страны.

Слайд№10 В XV Крым захватили турки. С конца XV в͘ турки и татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию͘ Основным занятием крымских татар на юге было садоводство, виноградарство, табаководство͘ В степных районах Крыма у них было особенно развито животноводство, прежде всего разведение овец и коней, кожевенное производство. В 1441 году на территории Крыма образуется Крымское ханство.

Слайд №11 7 Б класс изучил подробно славную историю присоединения Крыма к России Екатериной II

В ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русская армия заняла все основные центры Крыма ͘

В 1783 году русские войска без всякого предупреждения вошли в
Крым

Крымское ханство было ликвидировано͘

Турецкий султан вынужден признать права России͘ Крым вошёл в состав России͘

Слайд №12 Как опорная база российского флота был основан Севастополь͘ России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья͘ Они получили название Новороссии͘ Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит ЕкатериныII Граф͘ Потёмкин͘ Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота͘ У небольшого городка Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической области͘

Слайд №13 Самый знаменитый город Крыма Севастополь стал объектом исследования 7 В класса (слушаем ребята). Крымская война (1853-1854 г͘). В июне 1853 году Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и оккупировала дунайские княжества. В ответ Турция 4 октября 1853 г͘ объявила войну. Война оказалась для России тяжелым испытанием, так как в войну против России вступили Англия Франция, которым удалось высадиться в Крыму.

Слайд №14

Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеет русский человек.

Те камни, где ступал Нахимов,
Нам стали дороги вдвойне,
Когда мы, нашей кровью вымыв,
Вернули их родной стране.
Израненный, но величавый,
Войдешь ты в летопись веков -
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.

Оборона Севастополя. 17 октября 1854 года началась осада Севастополя. Руководили защитой города В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин͘ Гарнизон города насчитывал 30 тыс͘ чел͘, город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 27 августа 1855 г. французские войска захватили южную часть города и господствующую
над городом высоту – Малахов курган. После этого русским войскам пришлось оставить город. Осада длилась 349 дней и закончилась взятием города вражескими войсками. Представьте себе всю тяжесть той судьбы, что выпала на защитников города-героя Севастополя.

Слайд №15 Одним из самых высоких отличий государства, орденом Белого Орла, был награжден, как и адмирал П.С. Нахимов, художник-маринист И.К. Айвазовский.

Слайд №16 Среди участников обороны Севастополя был артиллерийский подпоручик, ставший в дальнейшем великим русским писателем – Л.Н. Толстой, и написавший впоследствии «Севастопольские рассказы».

Слайд №17 Крымская война закончилась для России поражением. Война закончилась подписанием 18 марта 1856 года (кстати, сегодня тоже 18 марта) Парижского мирного договора. По нему Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались͘.

Слайд №18 Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года город подвергся бомбардировке немецкой авиации, целью которых было минировать с воздуха бухты, блокировать флот͘. План был сорван зенитной и корабельной артиллерией Черноморского флота. После вторжения немецкой армии в Крым началась вторая в истории героическая оборона Севастополя 30 октября 1941—4 июля 1942), продолжавшаяся 250 дней. Город был сдан, лишь когда возможности обороны были исчерпаны.

Слайд №19. Советская история Крыма и предпосылки воссоединения Крыма и России были изучены научной группой обучающихся 7 г класса.

В 1954 году Крым был передан в состав Украинской Советской социалистической республики решением ЦК КПСС в лице Никиты Хрущева. Данное решение было принято в год 300-летия вхождения Украины в состав России и Крым стал своеобразным подарком Украине. Как Вы можете догадаться, мнения жителей Крыма не спрашивали.

Слайд №20. Распад СССР и братских республик. 26 декабря 1991г СССР распался. На его месте образовалось множество независимых государств. В том числе и Украина, в составе которой и остался Крым.

Слайд №21. В 2013-2014 годах в Украине разразился сильный политический кризис, вызванный решением властей остановить процесс вхождения Украины в Евросоюз. В результате этих событий законный президент был свергнут, к власти пришли его политические оппоненты.

Слайд №22. Перед Вами фотография центральной площади (так называемого Майдана) столицы Украины – Киева. Данное фото сделано после погромов противников действующего на тот момент президента.

Слайд №23. В феврале-марте 2014 года в Крыму начинаются акции протеста местного населения против действий новой власти. 11 марта 2014 года была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. По сути было заявлено о выходе Крыма из состава Украины. Слайд №24. На волне общественного подъема среди населения Крыма было объявлено о создании собственных исполнительных органов власти. В этот момент крымчане обратились за помощью к Российской Федерации Слайд №25. В связи с этими событиями, народ Крыма обратился к России о присоединении. 16 марта 2014 состоялся всенародный референдум, на котором 97% жителей высказали желание стать россиянами. Слайд №26. Данное решение было встречено в России с огромным энтузиазмом и радостью. По всей стране прошли акции и митинги в поддержку Крыма и его решения войти в состав России. Главными лозунгами были «Крым, добро пожаловать в Россию», «Крым, мы вместе», «Россия своих не бросает». На митингах отмечалось, что решение о вхождении Крыма в состав России «великое историческое событие, возвращающее россиян к истокам своей истории". Слайд №27. Итак, 18 марта 2014 года в Кремле был подписан Договор о вхождении в состав России Республики Крым и города Севастополь. Ребята предлагают посмотреть историческое видео подписания данного документа. Слайд №28. Учитель: Важность данного события трудно переоценить, ведь только задумайтесь, часто ли в состав нашей страны входят новые территории? Хотя применительно к Крыму правильно использовать эпитет «старые новые». Для осознания важности этого события, давайте отметим его историческое значение:
  1. Восстановление исторической справедливости по отношению к Крыму Реализация волеизъявления крымского народа; Реабилитация крымских татар, армян, греков и др.; Укрепление позиций России на Черном море, возвращение российских военно-морских баз; Обеспечение безопасности южных границ страны͘
    Срыв планов НАТО о продвижении на Восток;
    Яркое доказательство США, ЕС и всему мировому сообществу возрожденной политической мощи России, необходимости считаться с ее мнением͘
Слайд № 29 Сегодня мы говорим Крыму «Добро пожаловать домой». Ребята, перед Вами итоги голосования в Государственной Думе РФ по вопросу вхождения Крыма в состав России. Я думаю здесь не требуются комментарии. Слайд №30 Республика Аляска. А почему бы и нет?)

Рефлексия. Итак, ребята, понравился ли Вам урок? Чем он запомнился Вам? Много ли нового Вы узнали?

- Как в древности назывался Крым?

- Какой народ основал ряд колоний на полуострове в 6 веке до н.э.?

- Какой киевский князь захватил часть Крыма в конце 10 века и принял здесь христианство, затем распространив его по всей Руси?

- Какое государство возникло в 1441 году на территории Крыма?

- При какой императрице Крым вошел в состав России?

- Кто был наместником Крыма и всей Новороссии при Екатерине 2?

- Какой город дважды осаждали неприятельские войска в Крымской и Великой Отечественной войне?

-И, наконец, самый сложный вопрос: «Назовите дату воссоединения Крыма и России?».

Учитель: Спасибо за качественно исполненные проекты. Ваша общая работа сделала возможной наше сегодняшнее обобщающее занятие. И в заключении, друзья, прошу послушать прекрасное стихотворение в исполнении ученицы 7 б класса включается видео-слайды с фонами природы Крыма).

Учитель: на этом мы заканчивает наш урок-смотр проектов и я хочу напомнить Вам, что истинный патриот – это человек, не только знающий историю своей страны, но и активно на нее влияющий своими добрыми и славными делами. Процветания Вам и нашей общей Родине – России. Спасибо за внимание!

Данное внеурочное занятие, на взгляд автора, соответствует направлению работы по формированию и развитию национальной гражданской идентичности, так как развивает и формирует базовые ценности российской культуры, а именно любовь, уважение к Родине и ее истории, осознание гражданином России единым целым с родной землей, культурой российской нации, восприятие и понимание места и роли России, ее геополитических интересов в условиях глобального мира. Проекты как основная инструментальная единица научно-исследовательской деятельности обучающихся, на занятии слились в единое целое и помогали достичь главной его цели – формирования исторических представлений, сознания и образов. Метод проектов насколько сложен, настолько и эффективен, так как позволяет погрузится полностью в материал, а подготовка учащимися мультимедийных презентаций развивала в них не только навыки исследовательской работы, но и умения применения инфокоммуникационных технологий. Главным итогом мероприятия автор видит обобщение научно-исследовательской деятельности обучающихся в форме презентации. Метод проектов был подкреплен использованием ИКТ-технологий, которые обеспечили наглядность представленного материала. Во время занятия акцент был сделан на развитие ключевых предметных (знание истории своей страны), метапредметных (умение объяснять, делать умозаключения и т.д.) и личностных УУД (формирование уважения и любви к собственной истории, развитие уважительного отношения к другим народам и культурам).

В заключении отметим, что достижение национальной гражданской идентичности имеет вполне осязаемые результаты не только для личности обучающегося. Конечно, она находит выражение в успешной социализации наших выпускников, их активной жизненной позиции. Само государство, его мощь находится в прямой взаимосвязи с эффективностью данного вида работы современной школы. Ведь учитывая исторический и социальный опыт нашего государства и общества, мы должны понимать, что патриотизм и осознание себя частью великого народа – неотъемлемые условия жизнеспособности мультикультурного евразийского пространства России.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.