12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мергенова Татьяна Бадмаевна17

Т.Б.Мергенова, С.Л. Местеева

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. Одним из значимых инструментов сохранения своей национальной идентичности является устное народное творчество.

На практических занятиях изучаются жанры калмыцкого фольклора. Через него проявляется полнота образа жизни этноса, фольклор отражает все значимые стороны деятельности человека, формирует многообразие норм и сведений об окружающем мире и модель поведения ученика.

Ключевые слова: калмыцкий фольклор, язык, национальная идентичность, этническое самосознание, духовно – нравственная личность.

Annotation. One of the most significant tools for the preservation of their national identity is folklore. The workshops explored genres Kalmyk folklore. Through it manifests itself the fullness of lifestyle ethnic group, it reflects all significant sides of human activity generates a variety of rules and information about the world and, as a result, the behavior of the pupil.


В современное время, когда происходят процессы, связанные с потерей нравственных ценностей, устное народное творчество поможет сформировать национальное самосознание, этническое самоопределение.

Фольклор – это устное, словесное и музыкальное народное творчество, проявление духовной культуры народа: язык, традиции, обряды, передающиеся из поколения в поколение.

Сегодня все реже можно услышать ут дун – протяжную песню или умело примененную пословицу, загадку в их первозданном варианте. С годами постепенно от нас уходят знатоки фольклора – старшее поколение - ээҗи, аавы.

Устное народное творчество калмыков богато и разнообразно. Это сокровище необходимо передавать подрастающему поколению для познания, воспитания и речевого развития.

Погружение обучающихся в мир фольклора происходит на уроках родного языка и литературы, а различные жанры калмыцкого фольклора дают возможность в доступной форме обучать учеников.

Одним из значимых инструментов сохранения национальной идентичности является героический эпос «Джангар», как выразитель духовной картины мира калмыцкого народа, который стоит в одном ряду с классическими эпическими произведениями, как «Илиада», «Одиссея», «Манас». Изучая эпос с начальных классов дети узнают, что все познания о предках передавались посредством языка. Слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки и загадки в «Джангаре» - все это то, что передавалось из уст в уста из поколения в поколение. Свои знания эпоса обучающиеся применяют участвуя в «Джангариаде», театральных постановках, в конкурсах джангарчи и исследовательских работ. Проект «Читаем эпос «Джангар» объединяет методические объединения школы, расширяет горизонты творчества учителей и учащихся. Разнообразны темы уроков: «Магия чисел в эпосе «Джангар» (математика), «Вода в эпосе «Джангар» (окружающий мир), «Драгоценные металлы в эпосе» (химия).

Таким образом, эпос хранит богатую духовную культуру нашего народа, кладезь знаний и законов, представляющих этническое самосознание и формирующих национальную идентичность.

Калмыцкие пословицы и поговорки - поучительные афоризмы. В них отображаются самые сокровенные мысли о людях, о воспитании и формировании чувства общности с этнической группой.

Детям нравятся пословицы, они понимают их поучительный смысл, состязаются в словесных конкурсах. Недаром говорят: «Келтәнь - уралан, келн угань – хооран». [1, с.3].

Калмыцкие загадки иносказательны, их может отгадать человек глубокомыслящий, обладающий логикой. Попробуйте отгадать:

«Өрүн – дөрвн,

Үдлә – хойр,

Асхн – һурвн». [1, с.17].

Догадались? И наши учащиеся отгадывают, а помогают им тематические рисунки, выполненные самими обучающимися. Для лучшего запоминания загадок используются кроссворды, ребусы.

Самый интересный и любимый жанр фольклора – сказки. Дети с большим удовольствием слушают и рассказывают их. Читая их, знакомятся с понятиями добро - зло, ум – глупость, любовь - ненависть. Инсценируя сказки, учащиеся познают обычаи и традиции, особенности быта, которые в то же время являются самим материалом сказок. В героях они стараются показать

такие черты характера, которые сближают с национальным характером народа, как смелость, трудолюбие, находчивость, ум. Например, в калмыцкой сказке «Цецн күүкн» - «Мудрая девушка».

Именно сочетание в сказках воспитательного и познавательного в сфере народного образа жизни делает их важнейшим средством формирования этнической идентичности.

С младшего возраста обучающиеся знают, что калмыки произносят слова благопожелания, радуясь какому – то событию в жизни. Изучая йөрәли, дети учатся от чистого сердца желать блага, веря, что сказанное сбудется.

Недаром пословица гласит: «Йөрәлин ашнь - тосн» - «Итог благопожелания – масло». [3, с. 34].

Наряду с йөрәлями, большую этноинтегрирующую роль выполняют и магталы, в которых восхваляются моральные и духовные качества человека, величие страны. Этническую идентификацию можно представить, как способ осуществления себя и своей жизни в контексте народной культуры.

Школьники с задором состязаются в конкурсах магталов. В результате, в сознании ребенка возникает образ героя, на которого он хочет быть похож, образ страны, которой он гордится, как родиной предков и в которой сам стремится жить.

Изучение устного народного творчества продолжается во внеурочной деятельности. Посещая кружок «Мини келн» дети приобщаются к народным играм, обучаются головоломке «Нәрн шинҗ», разновидностям игры в альчики, участвуют в инсценировании сказок, знакомятся с традициями и обычаями своего народа.

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре – дело сложное и важное. Именно уроки языка, литературы, внеурочная деятельность помогают найти пути для решения этой задачи. Поэтому большое внимание уделяется сохранению национальных традиций и духовно – нравственной культуры. Да, на одном уроке невозможно донести и усвоить всю необходимую информацию, но постепенно изучая устное народное творчество, у ребенка складывается целостная картина этноса и мира.

Как объект ученик испытывает воздействие на свой внутренний мир со стороны этнокультурных институтов. Как субъект он является непосредственным участником этнокультурного процесса, изменяя в ходе своей активности характер и направленность этнической идентификации. [2.].

Таким образом, все жанры фольклора в совокупности составляют основу формирования национальной идентичности. В жизни каждого человека устное народное творчество является неотъемлемой частью его духовной жизни. Через него проявляется полнота образа жизни этноса, так как оно отражает все значимые стороны деятельности человека, формирует многообразие норм и сведений об окружающем мире и, в результате - модель поведения ученика.

Время требует от нас поиска новых форм и приёмов работы, чтобы прививать любовь к родному языку, к родной земле. И на этом пути использование фольклора родного народа является одним из ключевых и убедительных средств. Прививая ученикам богатство устного народного творчества, мы воспитываем духовно – нравственную личность, любящую родной язык, культуру.




Источники и литература


1.Оконов Б.Б.: Антология устного народного творчества для детей. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990.-158 с.

2. Попова С.В.: Основные факторы формирования этнической идентичности. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3878.


3.Эрдниев А.Б.: Язык – наше богатство. Учебное пособие по калмыцкому языку для учащихся профессиональных лицеев и училищ. Элиста: ОАО «АПП «Джангар», 2005.-236 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.