Урок по русскому языку в 1 классе «Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»
Русский язык
Тема урока: «Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов»
Номинация: проблемный урок
Учитель: Елизова Наталья Владимировна
Пояснительная записка
Автор: Елизова Наталья Владимировна.
Стаж работы: 14 лет
Квалификационная категория : 1 категория
УМК «Школа России»
Учебник: «Русский язык»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Название предмета: русский язык
Тема урока: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Класс: 1
Тип урока: комбинированный
Конспект урока русского языка
Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Тип урока: Комбинированный
Учебник «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
УМК «Школа России»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Цель: 1) продолжать знакомство со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
-учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими
ЛИЧНОСТНЫЕ
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-понимать причины успеха в учебной деятельности;
-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Универсальные учебные действия:
регулятивные
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;
-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Демонстрационный материал: плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»; слайд-картина «Зимний лес», «Заяц и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля, слайд-таблица, слайд для рефлексии с изображением светофора.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, индивидуальные карточки для рефлексии.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока |
Формирование предметных умений |
Формирование УУД |
Организационный момент |
Привитие культуры умственного труда. Подготовка кистей рук к письменной работе. |
Р.Планирование учебного сотрудничества |
Актуализация знаний Самоопределение к деятельности |
Закрепление знаний учащихся об устной и письменной речи, о предложениях и словах. |
Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно. |
Этапы изучения нового материала |
||
Постановка учебной задачи |
Формирование умений добывать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения; развитие навыка работы с теоретической частью учебника. |
Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном. П. Умения строить речевые высказывания К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. |
Применение знаний и способов действий |
||
Работа в парах Распределение слов по группам |
Отработка умения отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы. |
Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. |
Самоконтроль |
Развитие навыков само- и взаимопроверки. |
Р. Контроль – сличение с эталоном. |
Работа по развитию речи |
Развивать умения логически излагать свои мысли, правильно строить предложения; привлекать внимание учеников к правильным нормам произношения слов с целью развития навыков культуры речи. |
П. Умения строить речевые высказывания, соблюдать логическое следование мыслей. Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий. К. Умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. |
Динамическая пауза «Зайка» |
||
Работа в группах |
Расширение словарного запаса учащихся, развитие речи, умение отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы. |
П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения. Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. |
Разминка для глаз |
||
Актуализация знаний Работа по учебнику |
Формировать умения находить слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы, составлять предложения. |
П. Умения распределять слова на группы по вопросам, Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. |
Взаимоконтроль |
Развитие навыков само и взаимопроверки. |
Р. Контроль – взаимопроверка. |
Обобщение Рефлексия |
Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. |
Л. Формировать эмоциональную потребность в самовыражении, позитивной моральной самооценке и моральных чувствах. |
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте!
Поприветствуем, друг друга - повернемся, улыбнемся!!
Учитель: А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Сегодня мы отправляемся в путешествие.
2. Актуализация знаний.
Учитель:- А на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте сами: (загадка)
Что за чудо – синий дом
Ребятишек много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Слайд 1)
-Ребята, а ездит в Бохане автобус? (ответы учеников)
-Какие нужно соблюдать правил в автобусе? (ответы учеников)
А какие правила вы знаете связанные с проезжей частью? ( Ответы учеников) (слайд 2 -3)
Молодцы!!!
В путешествие готовы! А что нужно для того чтоб автобус поехал? Но автобус волшебный, вместо бензина ему нужны правильные ответы! поиграем в игру «Закончи предложение».
Речь – это…(средство общения между людьми).
Речь бывает…(устная и письменная).
Речь состоит из…(предложений).
Предложение содержит…(законченную мысль).
Предложение состоит из…(слов).
Актуализация знаний.
Целью нашего путешествия будет ответ на загадку.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. ( ответы учеников - Лес) (4 слайд)
- Да, лес не простой, а зимний.
И первая остановка в нашем путешествие
1 остановка: Чистописание:
Развитие фонематического слуха.
А будем мы писать красиво, ту букву, с которой начинается слова : Лес.
С кого звука начинается слово лес?
( Ответ детей: это звук « Л»)
Дайте характеристику этому звуку.
(ответы учеников: Звук согласный, непарный, звонкий. В слове лес, он звучит мягко.)
Минутка чистописания
Давайте вспомним правила при письме:
-сядем прямо
-тетрадь на 45градусов
-приготовим наши ручки для письма (физ минутка)
Какое сегодня число? Запишите.(Списывание с доски.)
Как правильно писать букву эль.( 5 слайд)
Выбор задания:
- Ребята, у вас на доске написаны. Буква, слоги и предложения. Спишите на ваш выбор.
-ЛЛ
-Лу ло ли
-У нас растет чудесный лес.
Возьмите цветные карандаши. И обведите красным цветом, то что вы считаете
написано каллиграфически правильно. И синим цветом, если каллиграфически не верно.
( ученики оценивают себя)
Этапы изучения нового материала.
2 слайд;
3. Определение темы, целей и задач урока.
Учитель: Прочтите слова. Кто живет в лесу?
(На доске записаны слова: заяц, весёлые, белка, бегает, маленький, играют) (6 слайд)
- На какие группы можно разделить данные слова?
-Что общего у слов заяц ,белка? (Называют предметы).
-Что общего у слов беленький, маленький? (Называют признаки предметов).
-Что общего у слов бегает, прыгает? (Называют действия предметов).
Какая тема нашего урока?
( Ответы детей- слова)
Какая задача нашего урока?
(Ответы учеников: Продолжать знакомство со словами, которые обозначают предметы,
признаки и действия)
Какая цель урока? ( 7 слайд)
(Ответы учеников: продолжать учиться распознавать слова- действия, слова-предметы,
слова –признаки)
-Какие предложения можно составить из этих слов?
-Сколько слов в каждом предложении?
( Ученики устно составляют предложения).
4. Получение информации из учебника (с. 21, упр. 6)
-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?
-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.
-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.
Применение знаний и способов действий.
5.Работа в парах.
2 остановка: контролер
Учитель: ребята, вы знаете кто такой контролер? Где его можно встретить ?
( Ответы детей)
Мы продолжаем свой путь к зимнему лесу. Чтобы дальше нам совершить путешествие, надо заполнить «билет».
Раздаются «билеты» (карточки с заданиями для работы в парах).
По вариантам
1в- выписывает слова предметы. 2 в- выписывает слова признаки.
Взаимопроверка.
Проверка на слайде!!( 9 слайд)
Какие слова у вас остались не выписанными.
Мозговой штурм:
Учитель: Проверьте себя по слайду.
Согласны ли вы ? Есть ли ошибка? Если есть, исправьте и докажите.
(Ответы учеников: Есть ошибка, слова ест- не будет словом признаком,
это слово действие).
Молодцы! ( 10 слайд)
Кто? Что? -Мороз, снег волк. Слова – предметы.
Какой? - Морозный, белый , голодный. Слова – признаки.
Что делает?- Ест, летает, воет это слова- действия.
- А теперь в путь.
6. Работа по развитию речи. Картина - слайд «Зима в лесу».
Учитель: Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите? ( 11 слайд)
(Ответы : лес, снег, сугроб, деревья, небо, куст, ветка, ствол…)
Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать. Хотите увидеть чудеса, станьте невидимками. Вот у дерева сугроб. Интересно, кто притаился там?
Загадка. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса.)
Слайд «Заяц и лиса зимой» (12 слайд)
Учитель: Расскажите, как заяц живёт зимой? (Ответы детей)
Врагов у зайца много. Но живёт он и не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка. К зиме шубка светлеет. А у беляка она совсем белая. Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть, что делается позади него. Уши длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох и даже во сне.
А кто знает, как живёт лиса? (Ответы детей)
Динамическая пауза.( 13 слайд)
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
Групповая работа.
Остановка: Загадка ( 14 слайд)
Учитель: Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо отгадать загадки и выполнить задание по плану. Из загадок вы узнаете, кого ещё можно встретить зимой в лесу.
1 группа «Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?»
2 группа «Серой шерстью он покрыт, и клыки его страшны. Он охотится на зайцев, все в лесу его боятся».
3 группа «Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор».
ПЛАН РАБОТЫ |
||
Отгадайте загадку. Заполните таблицу. |
||
Предмет |
Признак предмета |
Действие предмета |
11. Проверка групповой работы.
-Назовите слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы они отвечают? ( 15 слайд)
-Назовите слова, которые обозначают предмет и признак предмета. На какой вопрос они отвечают?(16 слайд)
-Назовите слова, которые обозначают предмет и действие предмета .На какой вопрос они отвечают?( 17 слайд)
Учитель: Оцените работу каждой группы. Если ответ правильный - поднимите зеленый фонарик.
Если вам есть , что дополнить к ответу товарищей - желтый фонарик.
если в ответе было много ошибок - красный фонарик.
12.Разминка для глаз.
13. Актуализация знаний. Работа по учебнику.
С. 22, упр.8
-Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой ответ.
-Выполните задание.
Взаимопроверка.
14.Обобщение.Итог урока.
Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо потрудились на уроке, пусть ваш на билетик будет зеленым.. Если что-то не поняли на уроке или не довольны своим трудом - пусть он желтым, было трудно и непонятно – красным.
( Появляется слайд светофор).( 18 слайд)
Учитель: Поднимите светофор.
Мне было с вами интересно. Спасибо за урок.
Карточки для работ по группам
ПЛАН РАБОТЫ |
||
Отгадайте загадку. Заполните таблицу. |
||
Предмет |
Признак предмета |
Действие предмета |
Слова – названия предметов, признаков предметов, действий пр
PPTX / 9.54 Мб
Сафронова Елена Леонидовна
Елизова Наталья Владимировна