12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елизова Наталья Владимировна117
Россия, Иркутская обл., п. Бохан
6

Урок «Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов»



Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»

Русский язык

Тема урока: «Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов»

Номинация: проблемный урок

Учитель: Елизова Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Автор: Елизова Наталья Владимировна.

Стаж работы: 14 лет

Квалификационная категория : 1 категория

УМК «Школа России»

Учебник: «Русский язык»

Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Название предмета: русский язык

Тема урока: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Класс: 1

Тип урока: комбинированный

Конспект урока русского языка

Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Тип урока: Комбинированный

Учебник «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

УМК «Школа России»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Цель: 1) продолжать знакомство со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ

-учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими

ЛИЧНОСТНЫЕ

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимать причины успеха в учебной деятельности;

-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Универсальные учебные действия:

регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;

-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Демонстрационный материал: плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»; слайд-картина «Зимний лес», «Заяц и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля, слайд-таблица, слайд для рефлексии с изображением светофора.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, индивидуальные карточки для рефлексии.

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока

Формирование предметных умений

Формирование УУД

Организационный

момент

Привитие культуры умственного труда. Подготовка кистей рук к письменной работе.

Р.Планирование учебного сотрудничества

Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности

Закрепление знаний учащихся об устной и письменной речи, о предложениях и словах.

Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно.

Этапы изучения нового материала

Постановка учебной задачи

Формирование умений добывать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения; развитие навыка работы с теоретической частью учебника.

Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.

П. Умения строить речевые высказывания

К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

Применение знаний и способов действий

Работа в парах

Распределение слов по группам

Отработка умения отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы.

Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

Самоконтроль

Развитие навыков само- и взаимопроверки.

Р. Контроль – сличение с эталоном.

 

Работа по развитию речи

Развивать умения логически излагать свои мысли, правильно строить предложения; привлекать внимание учеников к правильным нормам произношения слов с целью развития навыков культуры речи.

П. Умения строить речевые высказывания, соблюдать логическое следование мыслей.

Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий.

К. Умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

Динамическая пауза «Зайка»

Работа в группах

Расширение словарного запаса учащихся, развитие речи, умение отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы.

П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения.

Р.Планирование действий, с учётом конечного результата.

К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

Разминка для глаз

Актуализация знаний

Работа по учебнику

Формировать умения находить слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы, составлять предложения.

П. Умения распределять слова на группы по вопросам,

Р.Планирование действий, с учётом конечного результата.

Взаимоконтроль

Развитие навыков само и взаимопроверки.

Р. Контроль – взаимопроверка.

Обобщение

Рефлексия

Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу.

Л. Формировать эмоциональную потребность в самовыражении, позитивной моральной самооценке и моральных чувствах.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте!

Поприветствуем, друг друга - повернемся, улыбнемся!!

Учитель: А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Сегодня мы отправляемся в путешествие.

2. Актуализация знаний.

Учитель:- А на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте сами: (загадка)

Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Слайд 1)

-Ребята, а ездит в Бохане автобус? (ответы учеников)

-Какие нужно соблюдать правил в автобусе? (ответы учеников)

А какие правила вы знаете связанные с проезжей частью? ( Ответы учеников) (слайд 2 -3)

Молодцы!!!

В путешествие готовы! А что нужно для того чтоб автобус поехал? Но автобус волшебный, вместо бензина ему нужны правильные ответы! поиграем в игру «Закончи предложение».

Речь – это…(средство общения между людьми).

Речь бывает…(устная и письменная).

Речь состоит из…(предложений).

Предложение содержит…(законченную мысль).

Предложение состоит из…(слов).

Актуализация знаний.

Целью нашего путешествия будет ответ на загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает. ( ответы учеников - Лес) (4 слайд)

- Да, лес не простой, а зимний.

И первая остановка в нашем путешествие

1 остановка: Чистописание:

Развитие фонематического слуха.

А будем мы писать красиво, ту букву, с которой начинается слова : Лес.

С кого звука начинается слово лес?

( Ответ детей: это звук « Л»)

Дайте характеристику этому звуку.

(ответы учеников: Звук согласный, непарный, звонкий. В слове лес, он звучит мягко.)

Минутка чистописания

Давайте вспомним правила при письме:

-сядем прямо

-тетрадь на 45градусов

-приготовим наши ручки для письма (физ минутка)

Какое сегодня число? Запишите.(Списывание с доски.)

Как правильно писать букву эль.( 5 слайд)

Выбор задания:

- Ребята, у вас на доске написаны. Буква, слоги и предложения. Спишите на ваш выбор.

-ЛЛ

-Лу ло ли

-У нас растет чудесный лес.

Возьмите цветные карандаши. И обведите красным цветом, то что вы считаете

написано каллиграфически правильно. И синим цветом, если каллиграфически не верно.

( ученики оценивают себя)

Этапы изучения нового материала.

2 слайд;

3. Определение темы, целей и задач урока.

Учитель: Прочтите слова. Кто живет в лесу?

(На доске записаны слова: заяц, весёлые, белка, бегает, маленький, играют) (6 слайд)

- На какие группы можно разделить данные слова?

-Что общего у слов заяц ,белка? (Называют предметы).

-Что общего у слов беленький, маленький? (Называют признаки предметов).

-Что общего у слов бегает, прыгает? (Называют действия предметов).

Какая тема нашего урока?

( Ответы детей- слова)

Какая задача нашего урока?

(Ответы учеников: Продолжать знакомство со словами, которые обозначают предметы,

признаки и действия)

Какая цель урока? ( 7 слайд)

(Ответы учеников: продолжать учиться распознавать слова- действия, слова-предметы,

слова –признаки)

-Какие предложения можно составить из этих слов?

-Сколько слов в каждом предложении?

( Ученики устно составляют предложения).

4. Получение информации из учебника (с. 21, упр. 6)

-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?

-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.

-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.

Применение знаний и способов действий.

5.Работа в парах.

2 остановка: контролер

Учитель: ребята, вы знаете кто такой контролер? Где его можно встретить ?

( Ответы детей)

Мы продолжаем свой путь к зимнему лесу. Чтобы дальше нам совершить путешествие, надо заполнить «билет».

Раздаются «билеты» (карточки с заданиями для работы в парах).

По вариантам

1в- выписывает слова предметы. 2 в- выписывает слова признаки.

Взаимопроверка.

Проверка на слайде!!( 9 слайд)

Какие слова у вас остались не выписанными.

Мозговой штурм:

Учитель: Проверьте себя по слайду.

Согласны ли вы ? Есть ли ошибка? Если есть, исправьте и докажите.

(Ответы учеников: Есть ошибка, слова ест- не будет словом признаком,

это слово действие).

Молодцы! ( 10 слайд)

Кто? Что? -Мороз, снег волк. Слова – предметы.

Какой? - Морозный, белый , голодный. Слова – признаки.

Что делает?- Ест, летает, воет это слова- действия.

- А теперь в путь.

6. Работа по развитию речи. Картина - слайд «Зима в лесу».

Учитель: Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите? ( 11 слайд)

(Ответы : лес, снег, сугроб, деревья, небо, куст, ветка, ствол…)

Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать. Хотите увидеть чудеса, станьте невидимками. Вот у дерева сугроб. Интересно, кто притаился там?

Загадка. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса.)

Слайд «Заяц и лиса зимой» (12 слайд)

Учитель: Расскажите, как заяц живёт зимой? (Ответы детей)

Врагов у зайца много. Но живёт он и не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка. К зиме шубка светлеет. А у беляка она совсем белая. Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть, что делается позади него. Уши длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох и даже во сне.

А кто знает, как живёт лиса? (Ответы детей)

Динамическая пауза.( 13 слайд)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок.

Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.

Групповая работа.

Остановка: Загадка ( 14 слайд)

Учитель: Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо отгадать загадки и выполнить задание по плану. Из загадок вы узнаете, кого ещё можно встретить зимой в лесу.

1 группа «Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?»

2 группа «Серой шерстью он покрыт, и клыки его страшны. Он охотится на зайцев, все в лесу его боятся».

3 группа «Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор».

ПЛАН РАБОТЫ

Отгадайте загадку.

Заполните таблицу.

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

     

11. Проверка групповой работы.

-Назовите слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы они отвечают? ( 15 слайд)

-Назовите слова, которые обозначают предмет и признак предмета. На какой вопрос они отвечают?(16 слайд)

-Назовите слова, которые обозначают предмет и действие предмета .На какой вопрос они отвечают?( 17 слайд)

Учитель: Оцените работу каждой группы. Если ответ правильный - поднимите зеленый фонарик.

Если вам есть , что дополнить к ответу товарищей - желтый фонарик.

если в ответе было много ошибок - красный фонарик.

12.Разминка для глаз.

13. Актуализация знаний. Работа по учебнику.

С. 22, упр.8

-Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой ответ.

-Выполните задание.

Взаимопроверка.

14.Обобщение.Итог урока.

Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.

Так давайте без задержки подведём всему итог.

Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо потрудились на уроке, пусть ваш на билетик будет зеленым.. Если что-то не поняли на уроке или не довольны своим трудом - пусть он желтым, было трудно и непонятно – красным.

( Появляется слайд светофор).( 18 слайд)

Учитель: Поднимите светофор.

Мне было с вами интересно. Спасибо за урок.

Карточки для работ по группам

ПЛАН РАБОТЫ

Отгадайте загадку.

Заполните таблицу.

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

     


Слова – названия предметов, признаков предметов, действий пр
PPTX / 9.54 Мб

Опубликовано


Комментарии (2)

Сафронова Елена Леонидовна, 03.11.17 в 19:46 1Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна! Спасибо за урок. Но в презентации указано, что слово "покрыт" действие. Это краткое причастие, а не глагол.
Елизова Наталья Владимировна, 05.11.17 в 04:17 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Спасибо,что уделили внимание)) вы правы,но я подумала,что урок рассчитан на 1 класс. И пока им слово- причастие знать рано)))))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.