12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718
Казахстан, Жамбылская область, г Тараз

Тема: «Слова - названия признаков»

 

Урок русского языка в 1 классе.

Тема: «Слова – названия признаков».

Цель:

  1. Соединить интригу учебника и ее героев с канвой урока в единое целое. Подружить книжных героев Мишу и Машу с учащимися.

  2. Развивать память, разговорную и письменную речь учащихся.

  3. Отрабатывать навыки каллиграфического письма под счет и правильное написание изученных орфограмм.

  4. Учить детей соотносить страничку оглавления со страницой в учебнике.

  5. Закрепить материал предыдущих уроков «Слова-предметы» и «Слова-действия».

  6. Ставить детей в проблемную ситуацию и учить решать ее.

  7. Продолжать учить детей обозначать слова схемами и соотносить слово со схемой.

  8. Учить детей составлять предложение по схеме и наоборот предложение записывать в виде схемы.

Оборудование: электронные таблицы и плакаты, герои учебника, схемы-опоры как наглядный и как раздаточный материал.

Ход урока.

Организационный момент.

- Дорогие ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости: родители и учителя. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.

План нашего урока:

  1. Проведем беседу, вспомним интригу учебника и наших друзей-героев.

  2. Будет минутка чистописан6ия под счет.

  3. Поработаем со страницей Оглавление, вспомним изученные главы.

  4. Повторим и закрепим материал предыдущего урока.

  5. Изучим и закрепим новую тему.

  6. Обязательно будет игра, физкультминутка и гимнастика для глаз.

Учитель:

- Расскажите о Маше и Мише, где они живут и все, что вы о них знаете. (Мише 5 лет, Маше 6 лет. Фамилия Ивановы. Живут в селе Мирное). Когда вы впервые с ними познакомились? (На уроке по окружающему миру).

Учитель:

- Что происходит с героями и чем они занимаются? (Происходят интересные истории, Миша и Маша выполняют разные задания и преодолевают трудности).

- Что же случилось на первом уроке русского языка? Расскажите.

Дети:

- Волшебница Анишит Йокоп вместе с помошниками Торк и Асырк захватила Волшебный лес, развесила плакаты «Всем молчать», «Разговоры запретить». (плакаты одновременно демонстрируются на экране) А животных, которые не послушались, всех заколдовала. (Волшебница любила покой и тишину) любила покой и тишину).

Учитель:

- Что же стали делать Миша и Маша в этой ситуации?

Дети:

- Миша и Маша помчались спасать животных.

Учитель:

- Ребята помчались на помощь через лес скорее всего на лыжах. Сейчас зима. (на экране демонстрируется картинка – дети лыжники бещие через лес)

- Читаем предложение с доски: У Миши и Маши лыжи. (Дети читают хором).

Учитель:

- Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? ( уч-ся дают характеристику звуков).

- Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?

Дети (хором): жи-ши пиши с буквой и. ( затем правило демонстрируется на экране)

Учитель:

- Мы запишем эти орфограммы в виде чистописания. Но сначала скажите, из каких элементов состоят буквы Ж и Ш?

Предполагаемые ответы:

Ж – 3 элемента: 2 полуовала и соединительный зигзаг.

И – 2 элемента: 2 короткие наклонные с закруглением внизу.

Ш – 3 элемента: 3 короткие наклонные с закруглением внизу.

Учитель:

- Чистописание пишем под счет в воздухе. (Дети в месте с учителем работают в воздухе).

- Теперь каждый работает в тетради в индивидуальном темпе: диктует себе сам. (Учитель следит за посадкой, осанкой, наклоном тетрадей).

- Пишем число. Кто закончил – покажите готовность ручкой. Мы с вами начнем работать со страничкой «Оглавление». Остальные дети постепенно подключайтесь к нам (дети открывают учебники).

- Найдите стр. «Оглавление» и прочитайте на ней, как называется 1 глава учебника. На какой стр. в оглавлении указана эта глава? (ответы – стр. 5).

- А сейчас найдите стр.5 в учебнике и прочитайте на ней название главы (дети отвечают).

- Данные в «Оглавлении» и данные в учебнике совпадают? (Ответы детей). По такой же схеме учитель работает до главы 3. Проблемный вопрос учителя.

- Нужна или не нужна в книгах и учебниках страничка «Оглавление»?

Предполагаемые ответы детей: нет, не нужна, да. нужна чтобы сразу найти то, что тебе необходимо. (Вывод, как подтверждение мыслей уч-ся, демонстрируется на экране. Дети зачитывают его хором).

Физкультминутка и гимнастика для глаз по сенсорным кругам.

Учитель:

- Повторим материал предыдущего урока из главы 3. С какими словами мы познакомились? Дети: словами - предметами и словами действиями.

Слева на доске слова - предметы Учитель задает вопросы по схеме

Кто? Что? слева. Дети отвечают, опираясь на

Одушевл., неодушевл. эту таблицу.

Слова – действия

Что делает? Что делают?

Учитель:

- Приведите примеры слов – предметов. Названий животных, которых мы с вами на предыдущем уроке оживляли. Картинка с животными перед вами на экране. Кто?

Дятел Дети называют животных по картинкам,

Кот учитель вывешивает на магнитную доску

Петух по одному слова – названия животных.

Медведь

Шмель

Учитель:

- Почему эти слова – названия отвечают на вопрос кто? (Они одушевленные).

- Приведите примеры слов по картинке, отвечающих на вопрос что? (неодушев.).

Дети:

- Лес, трава, цветы, дерево, поляна. (картинка на экране) Учитель:

- На прошлом уроке по просьбе одного из героев учебника – нашего друга Ворона, мы возвращали нашим животным слова-действия.

- Что делает дятел? (указывает на слово)

(Дети отвечают с места, учитель составляет по их ответам предложения на доске.)

  1. Дятел стучит.

  2. Кот мяукает.

  3. Петух кукарекает.

Учитель:

- Составьте из карточек каждый на своем листе схему 1 предложения (1 ребенок работает у доски).

Учитель между рядами наблюдает за работой детей

Учитель:

- Я меняю порядок слов в предложении на доске:

Стучит дятел.

- Почему прямоугольники поменялись местами?

Дети:

- Поменялся порядок слов в предложении.

Учитель:

- Как на схеме мы изображаем слово-предмет и слово-действие?

Дети:

- Предмет – прямоугольником с одной чертой внутри. . Действие – прямоугольник с двумя чертами внутри. . (Похвала учителя).

Учитель:

- Продолжаем урок. (Новая тема)

- Друг Маши и Миши Говорящий Ворон считает, что пришла пора продолжать расколдовывать животных Волшебного леса. Вернуть им признаки.

Сюрпризный момент. Выходит Ворон. Ребенок в костюме и с табличкой – оживший персонаж из учебника.

Ворон:

- Здравствуйте. Я ваш друг Говорящий Ворон со страниц учебника. Сообщаю вам, ребята, что пришла пора признаки заколдованным животным вернуть. Они животным очень нужны. Далее Ворон объясняет учащимся новый материал.

- Слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? Какое? Какие? Подчеркиваются волнистой чертой. На схеме обозначаются прямоугольником с внутри . Например: (читает запись на доске)

Большой колючий еж . Мохнатый шмель. .

- Поднимите руку, кто не понял. ( если проблем не возникает, Ворон садиться)

Учитель: (закрепляет материал)

- На какой вопрос отвечают слова-признаки? Как обозначаются на схеме? Еж какой? (колючий) Шмель какой? (мохнатый. ).

Учитель: (проблемный вопрос)

- А нужны или не нужны животным признаки? И почему?

Дети: (предполагаемые ответы)

- Животные отличаются друг от друга признаками. Животные не должны быть одинаковыми. Признаки нужны.

Учитель:

- Я вас буду знакомить со словами-признаками, которые мы присвоим нашим животным в виде игры «Смотри не ошибись». Игру совместим с физкультминуткой. Вы и отдохнёте и признаки хорошо запомните. Правила: если я называю слово-признак – все встают и делают волну руками. Если слово-предмет – сидя поднимаем одну руку. Если слово-действие – сидя поднимаем две руки.

- Полосатый, кот, маленький, сопит, колючий, фыркает, ёж, пёстрый, дятел, долбит, мохнатый, голосистый, петух, кукарекает, косолапый, медведь, прожорливый. Дети выполняют соответствующие движения. Игра заканчивается.

Учитель:

- Молодцы, ребята, никто не ошибся. Думаю, вы хорошо запомнили признаки.

Учитель (работа с учебником и в рабочей тетради)

- Сейчас мы выполним упражнение в рабочих тетрадях на закреплении знаний о признаках. Открываем учебники на стр.16 упр.5. (Идет объяснение задания, расшифровка схем, составление предложений по схемам. Ученики работают в тетрадях. Слова- признаки подчеркиваются.)

Учитель:

- Поднимите руки, кто закончил работу. Зачитайте вслух свои предложения. (дети отвечают).

- А сейчас поработаем в тетради на печатной основе – стр.8. Устно составим предложения по картинке про лису и птичку. Схемы к этим предложениям запишем в тетрадях.

Самостоятельно. Проверка после выполнения. Двое детей у доски.

. (Рыжая лиса бежит).

. (Поет серенькая птичка).

Учитель:

- Я меняю порядок в предложении. «Серенькая птичка поёт.» Чертим схему в тетрадях. Катя у доски.

.

Учитель: (подведение итогов)

- Все ребята встали, у кого получилось так же. Это правильно.

- Какие новые слова мы изучили сегодня на уроке? На какие вопросы они отвечают и как обозначаются на

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.