«Слова противоположные по значению – антонимы.»

2
0
Материал опубликован 15 May

ГБОУ РФМЛИ







Конспект открытого урока

по русскому языку

Тема: «Слова противоположные по значению – антонимы.»













Учитель:Кривко О.Ю.






г.Владикавказ 2024г.

Тема урока: «Слова-антонимы»

Цели и задачи урока:

- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

- ввести термин «антонимы»;

- находить, подбирать антонимы;

- наблюдать за ролью антонимов в речи.


Оборудование: компьютер, проектор, карточки-помощницы, карточки с пословицами для работы в парах.


Ход урока.

Организационный момент.

Настраиваемся на урок:

- Ребята, покажите грустное выражение лица, теперь весёлое – 2 раза. Я надеюсь, что весь урок пройдёт у нас в хорошем настроении.

Чистописание.

Запишем в тетрадях число, классная работа и пропишем пары букв:

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - что вы можете сказать о этих буквах?

Какие звуки они обозначают? (звонкие – глухие).

Словарная работа.

На слайде записаны словарные слова: язык, пенал, ворона, карандаш, медведь, воробей, заяц.

- Что записано?(Слова).Что их объединяет?(Они все словарные, обозначают предметы)

- На какие группы можем разделить эти слова? (Слова, которые отвечают на вопрос Кто? И слова, которые отвечают на вопрос Что?

- Назовите, какие новые слова вам встретились? Запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы.

-Назовите слово, имеющее несколько значений.

(язык)

-Приведите примеры.

(язык колокола, язык человека, языки пламени)

-Вспомните, как называются такие слова? (Многозначные или омонимы)

- Как называются слова, которые имеют только одно значение? (Однозначные)


- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной группой слов русского языка.

4. Постановка проблемного вопроса.

- К нам на урок пришёл гость – карандаш (на доске). Сегодня он поможет мне провести урок. Карандаш хочет рассказать о том, какая беда случилась с одним героем, которого он нарисовал. (Мультфильм «Одуванчик толстые щеки»)

- Вспомните, что случилось, почему Одуванчик такой взволнованный? СЛАЙД

- Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался? ( щёки толстые, а тело худое)

5. Открытие нового. Тема урока. Задачи урока.

Карандаш задает вопросы: (на доске карточки со словами)

Посмотрите на слова, можем ли мы составить из них пары?...

- Сравните пары слов: толстый – тонкий

спокойный – тревожный

веселый – грустный.

- Что вы можете сказать про эти пары слов? (противоположные по значению)


- На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению. – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению, такие слова называют антонимы. СЛАЙДЫ


- Назовите тему сегодняшнего урока. Если это будет урок изучения нового материала.

Тема урока: «Слова-антонимы».

-Назовите цель урока.

Цель: познакомиться со словами – антонимами.

-Определите задачи.

Задачи:

Научиться употреблять антонимы в речи.

Сравнивать антонимы по значению.

Обогащать словарный запас.

Развивать речь, внимание, логическое мышление.

СЛАЙД

6. Определение признаков слов-антонимов.

- Что нужно узнать, кроме значения слов (по аналогии с синонимами)? (на какой вопрос отвечают!), давайте посмотрим на слова на доске

Вывод: слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение. СЛАЙДЫ

- Что значит слово «антоним»?

- Слово «анти» пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если посмотрите на слова: антимоль, антигриппин, антивирус. СЛАЙД Какое значение имеет приставка анти- в этих словах?

Антонимы – anti – против, onima - имя.

- Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу речь более яркой, богатой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)


Упражнение в подборе антонимов. СЛАЙДЫ

- Работа в парах, карточки на партах.

Задание: подобрать к выделенному слову антоним, который завершит пословицу.


Знай больше, а говори … (меньше).

Мир строит, а война … (разрушает).

Думай медленно, работай … (быстро).

Ласточка день начинает, а соловей … (кончает).

Не дорого начало, похвален … (конец).

-Спишите любую пословицу в тетрадь. ( Не забывайте, что любое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим точку.) Начинаем писать с красной строки.

- Возьмите линейку и подчеркните слова – антонимы)


Физкультминутка :

Головами покачаем,

Под весенние напевы
Повернёмся
вправо, влево.
Руки
вверх, руки вниз!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни
правою ногой!
Топни
левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу. 


-Назовите антонимы, которые встретились в физкультминутке(…..)


8. Индивидуальная работа:

-Перед вами карточки-слова. Найдите к каждому слову пару-антоним.


Минус

Темный

Тихий

Друг

Грязный

Веселый

Враг

Грустный

Светлый

Громкий

Чистый

Плюс

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.


- Прочитайте первый текст.


- С помощью слов подсказок замените, выделенные слова антонимами. Сравните тексты. (карточки-помощницы: весна, вернулись, растаял, последний)


Текст № 1. СЛАЙД

Пришла осень. Выпал первый снег. В южные страны улетели перелётные птицы.

Текст № 2. СЛАЙД

Пришла весна. Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы.


- Что общего у текстов? Чем различаются? Какие слова помогли изменить текст?

- Какую роль играют антонимы в русском языке? СЛАЙД

- На какой вопрос мы нашли ответ?

- Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать антонимы? СЛАЙД

- Как вы думаете всегда ли вам было просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения? (спросить у

взрослых, посмотреть в словаре).


Вы хорошо потрудились, а теперь отгадайте загадки:

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

Я –антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач)


- Молодцы, вы все правильно отвечали!


-А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:…. (низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:… .(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:… .(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты:… .(нашел)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты:… .(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай:… .(конец)


Рефлексия.

Подведём итог:

- Продолжите предложения. СЛАЙД

На уроке я узнал(а) … .

Могу рассказать другим … .

Было трудно …

Было интересно … .


- А что же Одуванчик, дождался ли он помощи? (Конец фрагмента мультфильма)

- Какой важный закон жизни узнал Одуванчик? А вы когда-нибудь смеялись над собой? А ка вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется? Какое правило общения надо помнить?














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.