«Слова противоположные по значению – антонимы.»
ГБОУ РФМЛИ
Конспект открытого урока
по русскому языку
Тема: «Слова противоположные по значению – антонимы.»
Учитель:Кривко О.Ю.
г.Владикавказ 2024г.
Тема урока: «Слова-антонимы»
Цели и задачи урока:
- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
- ввести термин «антонимы»;
- находить, подбирать антонимы;
- наблюдать за ролью антонимов в речи.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки-помощницы, карточки с пословицами для работы в парах.
Ход урока.
Организационный момент.
Настраиваемся на урок:
- Ребята, покажите грустное выражение лица, теперь весёлое – 2 раза. Я надеюсь, что весь урок пройдёт у нас в хорошем настроении.
Чистописание.
Запишем в тетрадях число, классная работа и пропишем пары букв:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - что вы можете сказать о этих буквах?
Какие звуки они обозначают? (звонкие – глухие).
Словарная работа.
На слайде записаны словарные слова: язык, пенал, ворона, карандаш, медведь, воробей, заяц.
- Что записано?(Слова).Что их объединяет?(Они все словарные, обозначают предметы)
- На какие группы можем разделить эти слова? (Слова, которые отвечают на вопрос Кто? И слова, которые отвечают на вопрос Что?
- Назовите, какие новые слова вам встретились? Запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы.
-Назовите слово, имеющее несколько значений.
(язык)
-Приведите примеры.
(язык колокола, язык человека, языки пламени)
-Вспомните, как называются такие слова? (Многозначные или омонимы)
- Как называются слова, которые имеют только одно значение? (Однозначные)
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной группой слов русского языка.
4. Постановка проблемного вопроса.
- К нам на урок пришёл гость – карандаш (на доске). Сегодня он поможет мне провести урок. Карандаш хочет рассказать о том, какая беда случилась с одним героем, которого он нарисовал. (Мультфильм «Одуванчик толстые щеки»)
- Вспомните, что случилось, почему Одуванчик такой взволнованный? СЛАЙД
- Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался? ( щёки толстые, а тело худое)
5. Открытие нового. Тема урока. Задачи урока.
Карандаш задает вопросы: (на доске карточки со словами)
Посмотрите на слова, можем ли мы составить из них пары?...
- Сравните пары слов: толстый – тонкий
спокойный – тревожный
веселый – грустный.
- Что вы можете сказать про эти пары слов? (противоположные по значению)
- На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению. – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению, такие слова называют антонимы. СЛАЙДЫ
- Назовите тему сегодняшнего урока. Если это будет урок изучения нового материала.
Тема урока: «Слова-антонимы».
-Назовите цель урока.
Цель: познакомиться со словами – антонимами.
-Определите задачи.
Задачи:
Научиться употреблять антонимы в речи.
Сравнивать антонимы по значению.
Обогащать словарный запас.
Развивать речь, внимание, логическое мышление.
СЛАЙД
6. Определение признаков слов-антонимов.
- Что нужно узнать, кроме значения слов (по аналогии с синонимами)? (на какой вопрос отвечают!), давайте посмотрим на слова на доске
Вывод: слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение. СЛАЙДЫ
- Что значит слово «антоним»?
- Слово «анти» пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если посмотрите на слова: антимоль, антигриппин, антивирус. СЛАЙД Какое значение имеет приставка анти- в этих словах?
Антонимы – anti – против, onima - имя.
- Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу речь более яркой, богатой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)
Упражнение в подборе антонимов. СЛАЙДЫ
- Работа в парах, карточки на партах.
Задание: подобрать к выделенному слову антоним, который завершит пословицу.
Знай больше, а говори … (меньше).
Мир строит, а война … (разрушает).
Думай медленно, работай … (быстро).
Ласточка день начинает, а соловей … (кончает).
Не дорого начало, похвален … (конец).
-Спишите любую пословицу в тетрадь. ( Не забывайте, что любое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим точку.) Начинаем писать с красной строки.
- Возьмите линейку и подчеркните слова – антонимы)
Физкультминутка :
Головами покачаем,
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
-Назовите антонимы, которые встретились в физкультминутке(…..)
8. Индивидуальная работа:
-Перед вами карточки-слова. Найдите к каждому слову пару-антоним.
Минус Темный Тихий Друг Грязный Веселый | Враг Грустный Светлый Громкий Чистый Плюс
|
Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.
- Прочитайте первый текст.
- С помощью слов подсказок замените, выделенные слова антонимами. Сравните тексты. (карточки-помощницы: весна, вернулись, растаял, последний)
Текст № 1. СЛАЙД
Пришла осень. Выпал первый снег. В южные страны улетели перелётные птицы.
Текст № 2. СЛАЙД
Пришла весна. Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы.
- Что общего у текстов? Чем различаются? Какие слова помогли изменить текст?
- Какую роль играют антонимы в русском языке? СЛАЙД
- На какой вопрос мы нашли ответ?
- Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать антонимы? СЛАЙД
- Как вы думаете всегда ли вам было просто подбирать антонимы?
- Что же делать в случае затруднения? (спросить у
взрослых, посмотреть в словаре).
Вы хорошо потрудились, а теперь отгадайте загадки:
Я- антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада)
- Молодцы!
Я –антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …..(зима)
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ……..(тишина)
Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач)
- Молодцы, вы все правильно отвечали!
-А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…. (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:… .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:… .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:… .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты:… .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:… .(конец)
Рефлексия.
Подведём итог:
- Продолжите предложения. СЛАЙД
На уроке я узнал(а) … .
Могу рассказать другим … .
Было трудно …
Было интересно … .
- А что же Одуванчик, дождался ли он помощи? (Конец фрагмента мультфильма)
- Какой важный закон жизни узнал Одуванчик? А вы когда-нибудь смеялись над собой? А ка вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется? Какое правило общения надо помнить?