Конспект «Формирование операций морфемного анализа у детей дошкольного возраста.Практическое усвоение лексического значения слова:подбор антонимов(слова «наоборот»,синонимов «слова-друзья»,многозначных слов «явление лексической полисимии»
Конспект
занятия с детьми с ФФН подготовительной группы МБДОУ д\с 186 «Волгарик».
(Учитель-логопед Бордачева Н.В.)
Тема: «Формирование операций морфемного анализа у детей дошкольного возраста.Практическое усвоение лексического значения слова:подбор антонимов(слова «наоборот»,синонимов «слова-друзья»,многозначных слов «явление лексической полисимии».
Цель:
1.Познакомить детей со словами-антонимами( «слова наоборот»),учить использовать их в речи.
2.Формировать умение подбирать слова со сходным значением( «слова-друзья»).
3.Учить выделять многозначные слова и определять их значение,устанавливать общность значения и правильно употреблять их в речи.
4.Формировать учебное высказывание,используя изученный лексический материал.
5.Развивать внимание,память,воображение.
Оборудование:игрушки:котенок,тигр,мяч,заяц;картинки с 1-2-3-х сложными словами на каждого ребенка;картинки:врач,лошадь,луна;3 картинки к сказке;картинка к стихотворению;листочки бумаги(по 10 на каждого ребенка);фломастеры.
Ход:
1.Оргмомент.(Дети стоят около взрослого).
-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие,Мы посетим новые страны,где познакомимся с новыми,интересными словами.А поедим мы вот на этом поезде, а чтобы стать пассажиром,нужно правильно определить количество слогов в словах на ваших карточках и занять место в соответствующем вагоне(раздаются карточки с 1-2-3 –х сложными словами).
-Давайте проверим,правильно ли вы заняли места в вагонах.
Наш поезд отправляется в путь!
2.Развитие мелкой моторики.
Чтобы нам не было скучно ехать,поиграем с пальчиками:
С веток ягодки снимаю и в лукошко собираю (имитация сбора ягод)
Ягод полное лукошко,я попробую немножко,
Я поем еще малинки,сколько ягодок в корзинке
Раз,два,три,четыре,пять…Снова буду собирать!
-Наш поезд останавливается,садимся за столы.
3.Практическое усвоение лексического значения слов-антонимов,слов-синонимов,слов-амонимов.
А).
-Первая остановка и мы попадаем в необычную страну,где живут слова.А вот какие это слова,мы сейчас узнаем.
-Посмотрите,кто нас встречает(показать котенка и тигра).
это котенок и тигр.Они спорят,не могут понять:они одинаковые или разные.Давайте им поможем.
-Какие они по размеру? (тигр большой,а котенок-маленький)
-А если мы их погладим,какие они?(тигр гладкий,а котенок-пушистый)
-А какие они по характеру? (тигр злой,а котенок-ласковый)
-Так какие же они,одинаковые или разные?
-Они разные,а слова,которые мы называли:большой-маленький,гладкий-пушистый,злой-добрый –называются «слова наоборот» и страна эта так и называется «Наоборотия».Здесь слова живут парами,но они не дружат.
-Посмотрите,у котенка мячик.Он любит им играть,он хочет с вами поиграть.
-Я буду называть слова и бросать вам мяч,а вы называйте слова-наоборот и возвращайте мяч мне. (упражнение выполняется стоя).
(День-ночь,свет-темнота,друг-враг,радость-горе,смеяться-плакать,хвалить-ругать,говорить-молчать,здороваться-прощаться,высокий-низкий,широкий-узкий,толстый-тонкий,холодный-горячий).
Б).-Ребята,тигр хочет загадать вам загадки.Отгадайте их и найдите в них слова-наоборот:
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг,а деревьям-друг.
Одной ручкой встречает,
Другой провожает.
Летом горька,а зимой сладка,
Что это за ягода?
В). Наш поезд покидает эту страну и едет дальше,а пока едем,я буду рассказывать стихотворение,а вы хором подсказывайте мне недостающие слова:
Скажу я слово «высоко»,а ты ответишь… «низко»,
Скажу я слово «далеко»,а ты ответишь… «близко»,
Скажу тебе я слово «трус»,ответишь ты… «храбрец»,
Теперь «начало» я скажу,ты отвечай … «конец».
Г).-Наш поезд прибыл на следующую станцию.
(на доске каотинки:врач,луна,конь).
-Мы попадаем на выставку картин.Кто изображен на этих картинах?
-Врач.А как еще его можно назвать?(доктор).
На следующей картинке конь (лошадь);луна (месяц).
-Вы видите,что один и тот же предмет можно назвать разными словами,но значения этих слов очень похожи,близки.
Это « слова –друзья» и страна,в которой мы сейчас находимся называется Страна «слов-друзей».
-Послушайте историю,которую мне рассказал вот этот зайчик:
Жил-был заяц.(показ картинки зайца)Однажды заяц вышел погулять и увидел лису. (картинка)Стал заяц убегать от лисы .(картинка)Споткнулся заяц,упал и думал,что пришел ему конец,но в это время из кустов вышел медведь (картинка) и спас зайца от лисы.
-Посмотрите на доску.Я не случайно повесила эти картинки.
-Как еще можно назвать зайца? (Зайчишка,косой,трусишка)
-А лису? (Рыжая,плутовка).
-Посмотрите,что делает заяц?Как еще можно назвать,что он делает? (мчиться,удирает).
-Давайте и медведя назовем другими словами (косолапый,Михайло Потапович).
-А теперь послушайте стихотворение,которое расскажет Саша и кажите,где в этом стихотворении «слова-друзья»?
Зябнет осинка,дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,мерзнет в жару.
-Мы покидаем эту удивительную Страну «слов-друзей»и отправляемся дальше.
4.Физминутка.
- Просыпайся!
-Просыпаюсь!
-Поднимайся!
-Поднимаюсь!
-Умывайся!
-Умываюсь!
-Обливайся!
-Обливаюсь!
-Вытирайся!
-Вытираюсь!
-Одевайся!
-Одеваюсь!
-Собирайся!
-Собираюсь!
- И прощайся!
- И прощаюсь!
5.-Пока выполняли упражнения,прибыли на следующую станцию.
Послушайте стихотворение :
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Косит травы косой.
-Из чего состоит стихотворение? (из слов)
-У всех слов есть значение.Что означает слово «девчонка»?Сколько у этого слова значений?
-А про какую косу говорится в стихотворении?
(заяц косой,коса из волос,речная коса,коса-орудие труда)
-Посмотрите,слово одно,а называет много предметов.
А теперь будем выполнять такое задание:я буду называть слова,а вы не раздумывая будете рисовать на листочках эти предметы.Посмотрим,что у нас получится:
Ручка.Рисуем ручку…
Иголка.Рисуем иголку…
Рисунки помещаются на наборном полотне.
-Посмотрите,как интересно.Я назвала одно слово,а вы нарисовали много разных предметов.Это произошло потому,что эти слова обозначают много разных предметов.Это многозначные слова.И страна,где эти слова живут называется…Страна «Многозначных слов»
6.Итог.
-Наше путешествие подходит к концу,мы возвращаемся домой.Давайте вспомним,в каких странах мы были и какие слова там живут.