12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бордачева Наталья Викторовна42
2

Конспект «Формирование операций морфемного анализа у детей дошкольного возраста.Практическое усвоение лексического значения слова:подбор антонимов(слова «наоборот»,синонимов «слова-друзья»,многозначных слов «явление лексической полисимии»

Конспект

занятия с детьми с ФФН подготовительной группы МБДОУ д\с 186 «Волгарик».

(Учитель-логопед Бордачева Н.В.)

Тема: «Формирование операций морфемного анализа у детей дошкольного возраста.Практическое усвоение лексического значения слова:подбор антонимов(слова «наоборот»,синонимов «слова-друзья»,многозначных слов «явление лексической полисимии».

Цель:

1.Познакомить детей со словами-антонимами( «слова наоборот»),учить использовать их в речи.

2.Формировать умение подбирать слова со сходным значением( «слова-друзья»).

3.Учить выделять многозначные слова и определять их значение,устанавливать общность значения и правильно употреблять их в речи.

4.Формировать учебное высказывание,используя изученный лексический материал.

5.Развивать внимание,память,воображение.

Оборудование:игрушки:котенок,тигр,мяч,заяц;картинки с 1-2-3-х сложными словами на каждого ребенка;картинки:врач,лошадь,луна;3 картинки к сказке;картинка к стихотворению;листочки бумаги(по 10 на каждого ребенка);фломастеры.

Ход:

1.Оргмомент.(Дети стоят около взрослого).

-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие,Мы посетим новые страны,где познакомимся с новыми,интересными словами.А поедим мы вот на этом поезде, а чтобы стать пассажиром,нужно правильно определить количество слогов в словах на ваших карточках и занять место в соответствующем вагоне(раздаются карточки с 1-2-3 –х сложными словами).

-Давайте проверим,правильно ли вы заняли места в вагонах.

Наш поезд отправляется в путь!

2.Развитие мелкой моторики.

Чтобы нам не было скучно ехать,поиграем с пальчиками:

С веток ягодки снимаю и в лукошко собираю (имитация сбора ягод)

Ягод полное лукошко,я попробую немножко,

Я поем еще малинки,сколько ягодок в корзинке

Раз,два,три,четыре,пять…Снова буду собирать!

-Наш поезд останавливается,садимся за столы.

3.Практическое усвоение лексического значения слов-антонимов,слов-синонимов,слов-амонимов.

А).

-Первая остановка и мы попадаем в необычную страну,где живут слова.А вот какие это слова,мы сейчас узнаем.

-Посмотрите,кто нас встречает(показать котенка и тигра).

это котенок и тигр.Они спорят,не могут понять:они одинаковые или разные.Давайте им поможем.

-Какие они по размеру? (тигр большой,а котенок-маленький)

-А если мы их погладим,какие они?(тигр гладкий,а котенок-пушистый)

-А какие они по характеру? (тигр злой,а котенок-ласковый)

-Так какие же они,одинаковые или разные?

-Они разные,а слова,которые мы называли:большой-маленький,гладкий-пушистый,злой-добрый –называются «слова наоборот» и страна эта так и называется «Наоборотия».Здесь слова живут парами,но они не дружат.

-Посмотрите,у котенка мячик.Он любит им играть,он хочет с вами поиграть.

-Я буду называть слова и бросать вам мяч,а вы называйте слова-наоборот и возвращайте мяч мне. (упражнение выполняется стоя).

(День-ночь,свет-темнота,друг-враг,радость-горе,смеяться-плакать,хвалить-ругать,говорить-молчать,здороваться-прощаться,высокий-низкий,широкий-узкий,толстый-тонкий,холодный-горячий).

Б).-Ребята,тигр хочет загадать вам загадки.Отгадайте их и найдите в них слова-наоборот:

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг,а деревьям-друг.

Одной ручкой встречает,

Другой провожает.

Летом горька,а зимой сладка,

Что это за ягода?

В). Наш поезд покидает эту страну и едет дальше,а пока едем,я буду рассказывать стихотворение,а вы хором подсказывайте мне недостающие слова:

Скажу я слово «высоко»,а ты ответишь… «низко»,

Скажу я слово «далеко»,а ты ответишь… «близко»,

Скажу тебе я слово «трус»,ответишь ты… «храбрец»,

Теперь «начало» я скажу,ты отвечай … «конец».

Г).-Наш поезд прибыл на следующую станцию.

(на доске каотинки:врач,луна,конь).

-Мы попадаем на выставку картин.Кто изображен на этих картинах?

-Врач.А как еще его можно назвать?(доктор).

На следующей картинке конь (лошадь);луна (месяц).

-Вы видите,что один и тот же предмет можно назвать разными словами,но значения этих слов очень похожи,близки.

Это « слова –друзья» и страна,в которой мы сейчас находимся называется Страна «слов-друзей».

-Послушайте историю,которую мне рассказал вот этот зайчик:

Жил-был заяц.(показ картинки зайца)Однажды заяц вышел погулять и увидел лису. (картинка)Стал заяц убегать от лисы .(картинка)Споткнулся заяц,упал и думал,что пришел ему конец,но в это время из кустов вышел медведь (картинка) и спас зайца от лисы.

-Посмотрите на доску.Я не случайно повесила эти картинки.

-Как еще можно назвать зайца? (Зайчишка,косой,трусишка)

-А лису? (Рыжая,плутовка).

-Посмотрите,что делает заяц?Как еще можно назвать,что он делает? (мчиться,удирает).

-Давайте и медведя назовем другими словами (косолапый,Михайло Потапович).

-А теперь послушайте стихотворение,которое расскажет Саша и кажите,где в этом стихотворении «слова-друзья»?

Зябнет осинка,дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,мерзнет в жару.

-Мы покидаем эту удивительную Страну «слов-друзей»и отправляемся дальше.

4.Физминутка.

- Просыпайся!

-Просыпаюсь!

-Поднимайся!

-Поднимаюсь!

-Умывайся!

-Умываюсь!

-Обливайся!

-Обливаюсь!

-Вытирайся!

-Вытираюсь!

-Одевайся!

-Одеваюсь!

-Собирайся!

-Собираюсь!

- И прощайся!

- И прощаюсь!

5.-Пока выполняли упражнения,прибыли на следующую станцию.

Послушайте стихотворение :

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Косит травы косой.

-Из чего состоит стихотворение? (из слов)

-У всех слов есть значение.Что означает слово «девчонка»?Сколько у этого слова значений?

-А про какую косу говорится в стихотворении?

(заяц косой,коса из волос,речная коса,коса-орудие труда)

-Посмотрите,слово одно,а называет много предметов.

А теперь будем выполнять такое задание:я буду называть слова,а вы не раздумывая будете рисовать на листочках эти предметы.Посмотрим,что у нас получится:

Ручка.Рисуем ручку…

Иголка.Рисуем иголку…

Рисунки помещаются на наборном полотне.

-Посмотрите,как интересно.Я назвала одно слово,а вы нарисовали много разных предметов.Это произошло потому,что эти слова обозначают много разных предметов.Это многозначные слова.И страна,где эти слова живут называется…Страна «Многозначных слов»

6.Итог.

-Наше путешествие подходит к концу,мы возвращаемся домой.Давайте вспомним,в каких странах мы были и какие слова там живут.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.