Словарь основных понятий по теме «Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологической науки»
ФИО: Пономарева Анна Николаевна.
Словарь основных понятий по теме "Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологической науки "
Б
Биологический возраст- Совокупность биологических показателей, организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
В
Возрастная психология - Это особая отрасль психологии, которая изучает факты и закономерности развития психики человек, а также его личности на разных этапах онтогенеза.
Возраст – Это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастная чувствительность - Это особая отзывчивость, восприимчивость
к окружающему, избирательность в отношении определенных воздействий.
Ведущая деятельность - Обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.
Г
Геронтопсихология – Выделяет инволюционные тенденции притупления затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личности сохранности пожилых люде, психологическую помощь. Геронтопсихология занимается и следованием поведения людей в пожилом возрасте: их страхов, тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.
Д
Детская психология – Отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса, изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольником, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомно-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также возрастных кризисов и путей их преодоления.
Движущие силы развития – Это факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его поричинами, содержат в себе побудительные источники активности. Это противоречия между потребностями и возможностями индивида.
И
Источником развития - Является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.
К
Критический период — Это такой период, в котором на протяжении относительно, короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности. Развитие принимает бурный стремительный характер.
П
Психология юности – Занимается изучением особенностей детей старшего и подросткового и юношеского возраста, кризисов этих периодов, а также исследованием позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает новообразования личности этих возрастов, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировозрения.
Психология зрелого возраста – Занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Так же, как и детская психология, она разделена на ряд возрастных периодов, имеющих свои особенности и отличия.
Под психическим развитием – Понимается процесс необратимых , направленных и закономерных изменений, приводящих к качественным, количественным, структурным и функциональным преобразованиям в психике и поведении человека.
Психологическими предпосылками развития – Являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействие с внешним миром.
Психологическое развитие в онтогенезе - Это процесс индивидуального развития человека, или история преобразования психических структур, внутренней жизни и поведения в течение жизни данного субъекта.
Психологическое развитие в филогенезе – Это процесс становления психических структур в ходе биологической эволюциии вида или психических функций, свойств и состояний в истории социокультурного развития человека.
Предмет исследования возрастной психологии – Возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека.
Р
Развитие психики человеческого индивида – Это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это внутренее необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизни деятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.
Рост – Отражает количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции.
С
Созревание - Отражает биологический аспект психического развития, это процесс течение которого зависит от унаследованных особенностей индивида, заключающихся в последовательном развертывании запрограммированных свойств организма и психики.
Сенситивный период - Изменение с возрастом уровня и направленности
возрастной чувствительности и активности
Социальная ситуация развития – Это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, индивид приобретает новые и новые свойства личности. (Л.С. Выготский)
У
Условие – Это то от чего зависит, что-то другое. Фактор предопределяет движение, а условие делает возможным отклонение от заданной траектории в зависимости от обстоятельств.
Х
Хронологический возраст - Продолжительность жизни человека.