Словарная дидактическая игра «Умные крышки»

9
0
Материал опубликован 24 January 2021 в группе

Учитель-логопед Бакун Леся Петровна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В логопедической практике мы часто сталкиваемся с проблемой мотивации детей на занятиях. Как вызвать интерес ребенка к звукам и буквам, увлечь процессом рождения слога и слова, обогатить словарный запас посредством творческого создания предложений и текстов? Эти и другие вопросы встают перед нами на каждом логопедическом занятии, поэтому актуальным является поиск эффективных способов вовлечения детей в увлекательную для них словарную дидактическую (обучающую) игру. В такой игре необходимо предоставить ребенку возможность большого выбора вариантов приемов со звуками, буквами, словами. Суть идеи заключается в том, что ребенок может самостоятельно и с помощью взрослого менять, переставлять, передвигать символы (буквы) в любой последовательности так, чтобы озвучивать и творчески преобразовывать их в слоги, слова, предложения. Для реализации данной идеи нами предлагается учебно-дидактическое пособие, в котором используется удобный, понятный, привычный и вызывающий радостный отклик детей, принцип игры в шахматы (или шашки).

Название учебно-методического пособия

СЛОВАРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМНЫЕ КРЫШКИ»

Возрастная категория, условия обучения и развития

Словарная дидактическая игра «Умные крышки» рассчитана на детей в возрасте 5 – 9 лет. Успешно апробируется на логопедических индивидуальных занятиях и с дошкольниками в условиях детского сада или развивающего центра, и с младшими школьниками 1-3 классов в условиях школьного логопедического пункта.

Достоинства игры заключается в том, что позволяет логопеду творчески разнообразить занятие, импровизировать самому и учить этому ребенка в процессе составления слова. Кроме того, пособие отличается простотой и доступностью, позволяет экономить время и ресурсы.

Время проведения выбирается в зависимости от поставленных логопедом задач и уровня подготовленности ребенка (а также его психо-моторных, поведенческих, психоло-возрастных особенностей): от 7 – до 10 минут.

Игра применятся в качестве дидактического приема на комплексном занятии по звукопроизношению и ставит следующие образовательные цели:

Развитие мотивации к правильному звукопроизношению.

Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

Формирование и развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах).

Закрепление правил грамматики и орфографии у младших школьников (например, может ли Ж быть в слоге вместе с Я?)

Развитие словарного запаса.

Развитие пространственного мышления.

Развитие творческого потенциала.

Развитие самостоятельности детей.

Формирование экологического мышления (бережного отношения к израсходованным в бытовом употреблении материалам из пластмассы).

Список материалов, использованных при создании пособия

В словарной дидактической игре «Умные крышки» используются:

разлинованная форматом А4 сетка в клетку на 2 или 4 листах обычной бумаги (по подобию шахматной доски),

крышечки от кофейных банок красного и черного цвета (по подобию шашек),

две крышки бежевого цвета для Ь и Ъ знаков и две крышки золотого цвета,

фломастеры красного и черного цветов.

См. фото комплекта игры. 

w1611468674.JPG
ФОТО КОМПЛЕКТА ИГРЫ

Условия и правила игры

В красных крышках с внутренней стороны написаны гласные буквы. Поэтому предполагается 10 красных крышек с уже написанными гласными и произвольное количество красных крышек, в которых ребенок сам может написать гласную букву фломастером по необходимости, при выкладывании слова, в котором могут встретиться одинаковые гласные.

В черных крышках с внутренней стороны написаны согласные буквы. Логопед сам определяет и подбирает те звуки-буквы, которые необходимы ему в зависимости от поставленных задач по звукопроизношению. Например, если ставится задача дифференциации свистящих и шипящих звуков на занятии с ребенком, то и в крышках заранее пишутся данные буквы. Или намеренно избегаются встречи с сонорными Р и Л, так как у ребенка есть нарушения в произношении данных звуков, поэтому в крышках данных букв нет.

Буквы легко стираются как влажными, так и бумажными салфетками. Также предусмотрен комплект неподписанных крышек, в которых ребенок сам или с помощью взрослого может написать согласную букву фломастером по необходимости, при выкладывании слова, в котором могут встретиться одинаковые или недостающие согласные.

Начинается игра с того, что ребенок сам выбирает какими крышками будет управлять. После этого крышки расставляются на импровизированной из разлинованной в клетку бумаге-доске в шахматном порядке. В момент расстановки можно поставить задачи формирования у ребенка пространственных представлений (с левой-правой стороны, вверху-внизу, попросить ребенка найти ошибку в шахматной расстановке «правильно я поставила крышки?» и т.д).

Ход игры: крышки выдвигаются навстречу друг другу, далее приветствуют друг к друга и знакомятся, для этого крышку надо перевернуть и назвать звук (букву).

После того, как все крышки открыты и названы слоги, приступить к созданию слов. Возможен вариант, когда ребенок сразу придумывает слово. (См. видео фрагменты: занятие с Давидом, занятие с Семёном). 

ЗАНЯТИЕ С ДАВИДОМ.MOD

​​​​​​​ЗАНЯТИЕ С СЕМЁНОМ.MOD

Золотую крышку получает игрок, который составил бОльшее количество слов.


w1611468674.JPG
ФОТО КОМПЛЕКТА ИГРЫ
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.