«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»



План-конспект занятия Глыбиной Ирины Васильевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» (НОЦ), г. Губаха Пермского края



Язык и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно.





Класс:6

Предмет: Русский язык

Тема: «Словарный урок»

Этап обучения по данной теме (основной)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование метапредметных компетенций с учетом реальных потребностей учеников и их интересов в общении и познании.

Образовательный продукт - результаты «приращения» знаний, умственных и творческих навыков, опыта личного саморазвития, опыта эмоционально-оценочных отношений. Результат продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в аудитории и в Интернете.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска (программа SMART Notebook), Интернет, смартфоны обучающихся.

Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится): рефлексия.

Педагогические задачи: 

  1. создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по лексике;
  2. способствовать развитию навыков работы с учебником, справочной литературой, словарем;
  3. содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку.



Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Потенциал смартфона как инструмента обучения на занятии:

  1. Делает процесс обучения более личным при учете ряда индивидуальных особенностей своего пользователя;
  2. Способствует развитию ряда когнитивных навыков:
  3. Вербальный/невербальный интеллект;
  4. Переключение внимания;
  5. Расширение словарного запаса;
  6. Дает возможность ставить на занятии задачу, предполагающую активную онлайн-коммуникацию;
  7. Мотивирует к обучению.









Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня мы вместе со школьным библиотекарем подготовили выставку книг. На перемене вы смогли ознакомиться с ее экспонатами. Скажите, какие книги вы заметили на выставке?

– А можете ли вы сказать, зачем нужны эти книги?

– Ребята, наш урок мы посвятим знакомству со словарями, узнаем, зачем они нужны и как ими пользоваться, чтобы словарь стал вашим верным помощником как в школе (благодаря библиотеке), так и в любом месте (благодаря смартфону).

Действия обучающихся

  1. Внимательно слушают. Перечисляют виды словарей, принесенных в класс из школьной библиотеки.
  2. Отвечают на вопрос. Обнаруживают, что назначение некоторых словарей им неясно.
  3. Делятся на группы. Каждая группа собирается в кружок по 4 человека (методика Сингапурского обучения).
  4. Принимают и сохраняют учебные задачи.
  5. Владеют навыками групповой работы.
  6. Формулируют ответы на вопросы

II. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф к уроку:

Язык и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно. (А.Шибаев)

– Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его.

Действия обучающихся



Выполняют задание. Обсуждают эпиграф. Приходят к выводу, что в море слов словарь служит путеводителем, помогает познакомиться с непонятными словами, значениями слов

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Применяют навыки работы со справочной литературой.

2. Работа со смартфонами в группах

– Давайте обратимся к словарям, нашим верным помощникам. Та группа, которая быстрее расскажет биографию своего слова, пользуясь толковым и этимологическим словарями, зачитывает его значение. Откройте смартфоны, вы можете на основном экране потянуть вправо; вы еще можете зайти в «Настройки»- «Основные» - «Словарь» и там выбрать словарные статьи: толковые, этимологические.



Действия обучающихся



Организуется работа групп, при необходимости оказывается консультативная помощь.

Используя толковые и этимологические словари, готовят биографию слов по группам: портфель, линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш.

Работают со словарной статьей.

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

Владеют навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы.

Каждая группа представляет биографию слова и его портрет (лексическое и грамматическое значение слова).

3. Систематизация и обобщение знаний

Школьный библиотекарь рассказывает о порядке пользования словарями в библиотеке, отвечает на вопросы учащихся.

Учитель организует работу по выполнению упражнения 139 в группах.

Действия обучающихся



Внимательно слушают, задают вопросы.

Выполняют задания. При написании словарных статей пользуются учебником и словарями.

Каждая группа по очереди зачитывает словарные статьи, задача остальных групп – назвать определяемое слово. Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы



III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Итак, ребята, зачем же нам нужны словари?

– С какими словарями вы познакомились сегодня?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить упражнения 137

Действия обучающихся

  • Отвечают на вопросы.
  • Делают выводы и обобщения.









Технологическая карта совместной деятельности (по сингапурской системе взаимодействия)



Номер участника

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Методы, формы, приемы

Прогнозируемый результат

1.

Поиск слова в смартфоне (его толкование)

Поиск смысла в слове

Знакомство с сайтами , содержащими словари.

Определение толкования слова

Коллективная работа с группой.


Портрет слова

2.

Поиск слова в смартфоне (его этимология)


Целенаправленное восприятие слова сквозь призму истории

Знакомство учеников с этимологией


Подбор исторической справки

Наблюдение

Аналитическая работа со словом

3. Создание портрета слова (лексическое и грамматическое значение)


Проникновение в форму слова

Установка для работы со словом (имя существительное и его морфологические признаки)

Создание справки

Прием морфологического анализ слова

Запись в тетради

4.Выступление перед классом

Рефлексия

Вопросы на понимание

Ответы на вопросы учителя

Эвристическая беседа

Запись в тетради

Презентация к уроку на доске (программа SMART Notebook)

t1641730254aa.png

t1641730254ab.pngt1641730254ac.pngt1641730254ad.pngt1641730254ae.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.