«Словарный урок» русского языка в 6 классе
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»
План-конспект занятия Глыбиной Ирины Васильевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» (НОЦ), г. Губаха Пермского края
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно.
Класс:6
Предмет: Русский язык
Тема: «Словарный урок»
Этап обучения по данной теме (основной)
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование метапредметных компетенций с учетом реальных потребностей учеников и их интересов в общении и познании.
Образовательный продукт - результаты «приращения» знаний, умственных и творческих навыков, опыта личного саморазвития, опыта эмоционально-оценочных отношений. Результат продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в аудитории и в Интернете.
Образовательные ресурсы: интерактивная доска (программа SMART Notebook), Интернет, смартфоны обучающихся.
Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится): рефлексия.
Педагогические задачи:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по лексике;
- способствовать развитию навыков работы с учебником, справочной литературой, словарем;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку.
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Потенциал смартфона как инструмента обучения на занятии:
- Делает процесс обучения более личным при учете ряда индивидуальных особенностей своего пользователя;
- Способствует развитию ряда когнитивных навыков:
- Вербальный/невербальный интеллект;
- Переключение внимания;
- Расширение словарного запаса;
- Дает возможность ставить на занятии задачу, предполагающую активную онлайн-коммуникацию;
- Мотивирует к обучению.
Формируемые способы деятельности
I. Постановка учебной задачи
– Ребята, сегодня мы вместе со школьным библиотекарем подготовили выставку книг. На перемене вы смогли ознакомиться с ее экспонатами. Скажите, какие книги вы заметили на выставке?
– А можете ли вы сказать, зачем нужны эти книги?
– Ребята, наш урок мы посвятим знакомству со словарями, узнаем, зачем они нужны и как ими пользоваться, чтобы словарь стал вашим верным помощником как в школе (благодаря библиотеке), так и в любом месте (благодаря смартфону).
Действия обучающихся
- Внимательно слушают. Перечисляют виды словарей, принесенных в класс из школьной библиотеки.
- Отвечают на вопрос. Обнаруживают, что назначение некоторых словарей им неясно.
- Делятся на группы. Каждая группа собирается в кружок по 4 человека (методика Сингапурского обучения).
- Принимают и сохраняют учебные задачи.
- Владеют навыками групповой работы.
- Формулируют ответы на вопросы
II. Работа по теме урока.
1. Работа с эпиграфом
– Прочитайте эпиграф к уроку:
Язык и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно. (А.Шибаев)
– Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его.
Действия обучающихся
Выполняют задание. Обсуждают эпиграф. Приходят к выводу, что в море слов словарь служит путеводителем, помогает познакомиться с непонятными словами, значениями слов
Владеют способами конструктивного взаимодействия.
Применяют навыки работы со справочной литературой.
2. Работа со смартфонами в группах
– Давайте обратимся к словарям, нашим верным помощникам. Та группа, которая быстрее расскажет биографию своего слова, пользуясь толковым и этимологическим словарями, зачитывает его значение. Откройте смартфоны, вы можете на основном экране потянуть вправо; вы еще можете зайти в «Настройки»- «Основные» - «Словарь» и там выбрать словарные статьи: толковые, этимологические.
Действия обучающихся
Организуется работа групп, при необходимости оказывается консультативная помощь.
Используя толковые и этимологические словари, готовят биографию слов по группам: портфель, линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш.
Работают со словарной статьей.
Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.
Владеют навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы.
Каждая группа представляет биографию слова и его портрет (лексическое и грамматическое значение слова).
3. Систематизация и обобщение знаний
Школьный библиотекарь рассказывает о порядке пользования словарями в библиотеке, отвечает на вопросы учащихся.
Учитель организует работу по выполнению упражнения 139 в группах.
Действия обучающихся
Внимательно слушают, задают вопросы.
Выполняют задания. При написании словарных статей пользуются учебником и словарями.
Каждая группа по очереди зачитывает словарные статьи, задача остальных групп – назвать определяемое слово. Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками групповой работы.
Формулируют ответы на вопросы
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
– Итак, ребята, зачем же нам нужны словари?
– С какими словарями вы познакомились сегодня?
– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: выполнить упражнения 137
Действия обучающихся
- Отвечают на вопросы.
- Делают выводы и обобщения.
Технологическая карта совместной деятельности (по сингапурской системе взаимодействия)
Номер участника | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанника | Методы, формы, приемы | Прогнозируемый результат |
1. Поиск слова в смартфоне (его толкование) | Поиск смысла в слове | Знакомство с сайтами , содержащими словари. | Определение толкования слова | Коллективная работа с группой. | Портрет слова |
2. Поиск слова в смартфоне (его этимология) | Целенаправленное восприятие слова сквозь призму истории | Знакомство учеников с этимологией | Подбор исторической справки | Наблюдение | Аналитическая работа со словом |
3. Создание портрета слова (лексическое и грамматическое значение) | Проникновение в форму слова | Установка для работы со словом (имя существительное и его морфологические признаки) | Создание справки | Прием морфологического анализ слова | Запись в тетради |
4.Выступление перед классом | Рефлексия | Вопросы на понимание | Ответы на вопросы учителя | Эвристическая беседа | Запись в тетради |
Презентация к уроку на доске (программа SMART Notebook)