Научно-исследовательская работа «Слово что диво дивное и чудо чудное»
Оглавление
1
1.1.Сначала поговорим о словах разнообразных, одинаковых, но разных. 5
1.2."То же, да не совсем одно и то же", или о словах - синонимах и их роли в нашей речи. 6
1.3."Лучше горькая правда, чем сладкая ложь", или о словах с противоположным значением. 7
2.3.Настольная игра "Полянка". 12
2.4.Подвижная игра "Прятки". 13
2.5. Инсценировка отрывка из рассказа “Овсянка” Н. Сладкова. 13
Список использованной литературы 17
Введение.
Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Лев Успенский
Мы говорим: человеческий язык - удивительное, неповторимое чудо! Я зык нужен людям, чтобы говорить, сообщать друг другу мысли , чувства, желания...
Но для того, чтобы говорить, нужны слова. Главное в нашей речи -слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле...
Слово- самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого качества предмета.
Мне хочется по - настоящему научиться и научить других пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его.
Изучая раздел "Лексики" , мы познакомились с различными лексическими средствами языка. Мне очень понравилось определять в речи такие лексические явления, как омонимия, антонимия, синонимия . Мои некоторые одноклассники испытывают трудность в определении лексических значений слов.
И у меня появились вопросы: как можно играя , научиться отличать омонимы от синонимов, синонимы от антонимов.
Я как и все дети, люблю играть. А можно ли играя, получить знания по разделу "Лексика"?
С вопросами я подошла к учителю. Возникшую проблему мы проанализировали и решили создать разные игры, книжки - малышки, рисунки, лэпбуки для лучшего усвоения данной темы.
Я считаю, что выбранная мною тема является достаточно актуальной не только для ребят нашей школы, но и для обучающихся других школ России.
Я знаю, что с лексическими средствами языка знакомят и в детском саду, значит, детям, которые приходят по субботам в школу и готовятся поступать в первый класс, тоже будет интересна моя тема, и даже обучающимся старших классов при подготовке к экзаменам.
Цель моей исследовательской работы: проанализировать теоретический материал с такими лексическими явлениями, как омонимия, антонимия, синонимия, разработать разные игры, лэпбуки, которые послужат источником богатого материала для учителя и обучающихся, по изучению лексики -одного из самых интересных важных самостоятельных разделов науки о языке.
Проектный продукт - настольные игры, игры для интерактивной доски, книжки - малышки, лэпбуки, подвижные игры.
Объект исследования: синонимы, антонимы, омонимы
Проблема: не просто запоминать правила или определения понятий, а «добывать» и осмысливать эти знания в самостоятельной работе.
Предмет исследования: омонимы, синонимы, антонимы: их стилистические функции, употребление и сочетания.
Методы исследования: анализ литературы по теме, практическая работа, наблюдение, тестирование, анализ статистических данных.
Гипотеза исследовательской работы: предположим, что с помощью игр большинство обучающихся смогут правильно распознавать синонимы, антонимы, омонимы и по -настоящему научаться пользоваться родным русским словом.
Задачи исследовательской работы:
1. Собрать информацию и изучить значение синонимов, антонимов, омонимов.
2.Исследовать , как живут слова в рассказах, в стихах.
3.Провести тестирование в своем классе и старших классах и выявить у обучающихся знание в разделе русского языка "Лексика"(антонимы, синонимы, омонимы).
4.Провести тестирование после игр в 3А классе на знание в разделе русского языка "Лексика"(антонимы, синонимы, омонимы).
5. Придумать подвижные и настольные игры по данной тематике, сделать игры для ИД Activ Board, поставить инсценировку по рассказу Н. Сладкова "Овсянка", взять интервью у старшеклассников и сделать лэпбук.
Практическая значимость проекта: результаты нашей работы помогут одноклассникам распознавать синонимы, антонимы, омонимы и также знания пригодятся в старших классах и в написание ОГЭ и ЕГЭ и во всей дальнейшей жизни.
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
Сообщение цели и задач проекта.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
Обсуждение названия проекта.
Планирование.
Сбор материала.
Оформление работы.
Защита.
3 этап. Практический
Работа со словарями, дополнительными источниками информации, провести опрос обучающихся среди одноклассников и старшеклассников, создание различных пособий (видеоматериал).
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ (презентация, игры).
В словарном составе русского языка наблюдается 3 типа системных отношений между словами:
- омонимичные (по звуковому соответствию)
- синонимичные (по близости выражаемых значений)
- антонимичные (по противопоставленности выражаемых значений)
1.1.Сначала поговорим о словах разнообразных, одинаковых, но разных.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка! Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность.
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки,
Мы по смыслу далеки.
Обычно разные по значению слова звучат по - разному. Но есть слова, у которых звуковой состав, в том числе и ударение, полностью совпадает. Совпадает и написание таких слов, например: ПЕРЕВОДИТЬ(кого- то через улицу)и ПЕРЕВОДИТЬ ( с одного языка на другой); ХУДОЙ(тощий) и ХУДОЙ(дырявый). Такие слова являются в языке ОМОНИМАМИ.
ОМОНИМЫ (греч.homos - одинаковый + onuma- имя)- слова одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению.
Омонимы характеризуются следующими обязательными признаками: принадлежностью к одной и той же части речи, одинаковость произношения и написания, например: заводить (дело) и заводить (какую - то птицу, животное).
ТОК (электрический) и ТОК (площадка для молотьбы). Если отсутствует хотя бы один из этих признаков, слова не могут считаться омонимами. Так слова печь ("сооружение для отапливания помещения, приготовления пищи") и печь (приготовить пищу на жару") не являются омонимами, так как относятся к разным частям речи. Некоторые слова совпадаютв правописании, но не совпадают в произношении, например: ЗАМОК (помещение) и ЗАМОК (приспособление для запора дверей). Такие слова называются омографами.
Есть слова, совпадающие в произношении, но не совпадающие в написании, например: НЕМОЙ (неговорящий) и НЕ МОЙ (а чей- то).Наконец есть слова, у которых совпадает произношение и написание в отдельных формах, например: СТЕКЛА (вода) и из СТЕКЛА (стакан).Эту группу слов принято называть ОМОФОРМАМИ. Все эти групп слов необходимо отличать от омонимов. Определить, где слова омонимы, иногда бывает трудно даже учёным. В этих случаях следует обращаться к помощи толкового словаря, где омонимы обозначаются цифрами вверху справа. Существуют специальные словари омонимы.
1.2."То же, да не совсем одно и то же", или о словах - синонимах и их роли в нашей речи.
Мы с приятелем в двоём
дружно весело живём
я иду и он шагает
я смеюсь, хохочет он
если грустно мне бывает
он печалиться со мной
Синонимы - это слова, которые звучат и пишутся по- разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга, буран
Слова, которые объединены близостью значений. Их можно противопоставить омонимам. Если омонимы можно сравнить с сосудами одной и той же формы, в которые налито разное содержимое, то тогда синонимы - сосуды разной формы с одинаковым содержимым. Синонимам принято давать такое определение: это близкие по значению слова одной и той же части речи. Слово синоним происходит от греческого, что значит "одноимённость".Основное назначение синонимов - замещать друг друга в речи, что позволяет сделать её более разнообразной.
Еще древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль. Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких только тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых.
1.3."Лучше горькая правда, чем сладкая ложь", или о словах с противоположным значением.
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Антонимы - это слова, противоположные по смыслу: храбрый - трусливый, крошечный- огромный.
Но не все слова могут антонимами. Их нет ,например, у слов стена, тетрадь, береза, корова.
Антонимы бывают разнокоренные (хороший - плохой, чистый - грязный) и однокоренные (добрый - недобрый, красивый - некрасивый). Однокоренные антонимы создаются с помощью приставок не- и без-
Антонимы часто используются писателями и поэтами для создания необычных, ярких образов, для оказания сильного воздействия на наше восприятие .
Вывод: для обучающихся очень важно пробудить интерес к звучащему слову, научиться почувствовать его истинный вкус и назначение. Научиться пользоваться родным словом, понять и почувствовать его, кто желает и стремиться развивать свою речь, а материал который мы создали с ребятами поможет на уроках и кружках, а для учителей будет хорошим материалом по курсу "Лексика"
2.Практическая часть. 2.1.Анкетирование.
К сожалению, в школьной программе по курсу "Лексика"в 3 классе, отведено слишком мало времени. Я решила выяснить, каков уровень владения у моих одноклассников и старшеклассников (3А класс, 7А класс, 11В класс). Для этого провела анкетирование с помощью специально разработанных вопросов.
Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники раздел "Лексики", который изучается в школе, могут ли правильно их распознавать.
Обучающимся были предложены вопросы:
Словарный состав языка называется … (лексика)
Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)
Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)
Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)
Слова имеют прямые и … значения (переносные)
Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы)
Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы)
Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)
Вот такие результаты у нас получились:
7 класс А
|
11 класс В
3 класс А
В ходе проведённых исследований выяснила, что 11 класс лучше всех знает раздел "Лексика". И взяли интервью у 11 класса, чтобы выяснить важна ли эта тема.
А это тестирование я провела 3 А классе в конце проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что разные игры , пособия помогут лучше понять эту тему.
рис.1 рис.2
2. 2.Создание учебных материалов(настольные игры, игры для интерактивной доски, книжки - малышки, лэпбуки, подвижные игры.) 2.3.Настольная игра "Полянка".
Игру делали всем классом. В данной игре должен быть ведущий, который задает вопросы по ходу игры. Каждый игрок выбирает фишку. Игроки ставят все свои фишки на первый кружок "Старт". Бросая кубик поочередно, участники игры передвигают свои фишки с учётом выпавших чисел. При попадании на кружок с заданием, участник отвечает на вопрос ведущего и , если ответил правильно, то перемещается дальше. Неверно - пропускает ход. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша. Эта получилась увлекательная игра для детей начальной школы и не только. И теперь постоянно играем на переменах.
рис.3 рис.4 рис.5
Самое сложное было придумать подвижную игру, но в этом нам помогли взрослые. Игра называется "Прятки". Водящий кружится и говорит такие слова: прячься лучше, прячься глубже, ну а я иду искать. Дети приседают, водящий идёт искать. У водящего в руках карточка (антоним или синоним или омоним) ищет себе пару. У ребят в руках карточки. Правильный ответ , победа.
рис.6 рис.7 рис.8
2.5. Инсценировка отрывка из рассказа “Овсянка” Н. Сладкова.
|
рис.9
Я решила создать игру на интерактивной доске, которая позволила бы закрепить знания по моей теме. Определилась с материалом. Сформулировала несколько заданий для игры. Выбрала фон, подобрала изображения для своих заданий. Чтобы быстрее найти картинку на прозрачном фоне, к названию объекта в строке поиска добавляла слово «вектор» , вот такая получилась у меня игра. В эту игру можно играть на уроке и на переменах.
Еще создали игры на сайте http://learningapps и уже 100 человек поиграли в нашу игру.
Больше всего мне понравилось делать лэпбук. Это новое пособие, которое нам предложила учительница. Настолько интересно его создавать, в нём всякие кармашки, секретики, блокнотики. В нём я разместила весь свой материал по своей теме. Лэпбук получился красочным , с интересным материалом, с разными играми в нем.
рис.13
Заключение.
Работая над этой темой, я получила более полное представление о синонимах, антонимах, омонимах, научилась находить их в тексте, использовать их в своей собственной речи. Также я научилась работать со словарями, использовать информацию из интернета.
Я пришла к выводу, что знать о синонимах, антонимах, омонимах, нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной.
Цель моей исследовательской работы достигнута –разработала разные игры, лэпбуки, которые послужат источником богатого материала для учителя и обучающихся, по изучению лексики -одного из самых интересных важных самостоятельных разделов науки о языке.
Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена – с помощью игр большинство обучающихся научились правильно распознавать синонимы, антонимы, омонимы.
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу, изучать разделы русского языка. Раздел "Фонетики" я уже брала, раздел "Лексики"в данный момент, но в следующий раз наверное возьму раздел "Морфология". Работа с проектами мне помогает лучше узнать свой родной язык, и когда я хожу к старшеклассникам, я понимаю, что мне все мои исследования пригодятся.
Список использованной литературы
1.Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи.- Лада, 2008г.
2. Кузнецова В.Н. Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе.- Чистые пруды 2007 г.
3. Бурмаков В.М. Русский язык в рисунках. - М.: Просвещение, 1991г.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 8000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук.– М: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003г.
5.Мали Л.Д., О.С. Арямова. Уроки развития речи в третьем классе: поурочное планирование и дидактические материалы - Тула: Родничок, 2006г.
5. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / 3-е изд., – М.: Вентана-Граф, 2014г.
Приложение №1.
Настольная игра "Полянка"
(Настольная игра для детей от 6 лет.)
"Полянка"- в данной игре ведущий, задает вопросы по ходу игры. Каждый игрок выбирает фишку. Игроки ставят все свои фишки на первый кружок "Старт". Бросая кубик поочередно, участники игры передвигают свои фишки с учётом выпавших чисел. При попадании на кружок с заданием, участник отвечает на вопрос ведущего и, если ответил правильно, то перемещается дальше. Неверно - пропускает ход. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша. Эта получилась увлекательная игра для детей начальной школы и не только.
Подвижная игра "Прятки"
Водящий кружится и говорит такие слова: прячься лучше, прячься глубже, ну, а я иду искать. Дети приседают, водящий идёт искать. У водящего в руках карточка (антоним или синоним или омоним) ищет себе пару. У ребят в руках карточки. Правильный ответ , победа.
Инсценировка отрывка из рассказа "Овсянка" Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Игра "Волшебные прищепки"
Ведущий раздаёт карточки со словами (синонимы, антонимы и омонимы) и прищепки. Каждый игрок должен найти свое поле в кругу и прицепить своё слово. Кто правильно выполнит задание , получает балл. Играть можно одному, двоим или можно между командами.
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Информация, которая представлена в ней, обычно оформляется в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей.
Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которая проделывается в ходе изучения темы.
Сказка о Антонимах, Синонимах и Омонимах.
В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была тем, что имела трех хороших сыновей. Звали их Антоним, Синоним и Омоним. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном доме, только на разных этажах.
Лучше жилось семье Синонима, ибо, хотя он и имел больше детей, но все в его семье было дружно и слаженно, ведь все они поддерживали друг друга. И если кому-то из семьи Синонимов было грустно, то все также были печальные, невеселые. Или наоборот, когда кто-то один смеялся, то все его поддерживали: хохотали, заливались смехом. Поэтому хотя и были в этой семье все с разными именами, но такие близкие по характеру и натуре.
В семье Антонина не все было хорошо и слаженно, как у его брата Синонима. Причиной ссор и недоразумений были постоянные расхождения во взглядах, ведь в семье царила привычка противоречить друг другу. Поэтому семье ничего не удавалось сделать сообща. Если один работал, другой обязательно бил баклуши, если кому-то в семье было холодно и он закрывал все двери и окна, то кому-то обязательно вдруг становилось жарко, и он спешил открывать окна. Так возникали ссоры, доходившие до драк. Так и жили Антонимы, все время имея противоположное значение.
Но хуже жилось Омониму, ибо в семье царило сплошное недоразумение. Некоторые члены семьи имели одинаковые имена, но были совершенно разными (лист бумаги и лист дерева, коса девичья и коса - острое орудие труда) . И если отец звал кого-то одного из сыновей, то обязательно приходил и другой. Никто в семье не мог решить эту проблему, ведь никто ничего не понимал - все было так запутано.
Как-то Лексика посетила своих сыновей, поняла их проблемы и решила помочь им. Она вызвала своих сестер - Лингвистику и Этимологию, чтобы те помогли выяснить значение слов - синонимы, антонимы, омонимы. Быстро в стране воцарился порядок.
Интерактивные игры.