Исследовательская работа «Чудо лён»
образовательных организаций Кудымкарского муниципального района
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского муниципального района
Чудо лен
Плотникова Анастасия,
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского района, 8 класс
Мелентьева Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского района
Кудымкар, 2018
Введение
Не запрещай себе творить!
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Эризн
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде, а там, где это требуется, и возрождению угасших видов декоративно-прикладного творчества. Изделия, в которых сохранились простота изготовления, несложные, выделенные веками приемы обработки материалов, представляют в наш век техники особую привлекательность.
Я с пятого класса занимаюсь рукоделием. В 7 классе пришлось мастерить куклы. Одна из них была из льна. Мне очень понравилось работать с этим материалом. Меня заинтересовало, а есть ли другие техники, связанные со льном. Тогда я решила заняться исследовательской деятельностью и изучить свойства этого необычного материала – льна и применение его в художественной сфере.
Прекрасный экологически чистый материал для творчества. Изделия из него, как показывает время, достаточно долговечны. Сейчас многие рукодельницы работают со льном и успешно с удовольствием продолжают воплощать свои идеи. Меня это очень радует и вдохновляет на новые работы.
Цель: Изучение свойств и применения чудо льна.
Задачи:
1.Ознакомиться с историей выращивания и возделывания льна;
2.Исследовать применение льняных изделий в быту, медицине и искусстве;
3.Смастерить куклу из льняных ниток;
4.Изготовить салфетку на льняной основе;
5.Развить в себе терпение, усидчивость и аккуратность.
Объект исследования: Декоративно прикладное искусство.
Предмет исследования: Растение лен.
Гипотеза: Действительно ли, что применение льна столь широко, полезно и разнообразно, что его стоит называть «чудо лен».
Ожидаемый результат:
Узнаю о применении льна в разных сферах жизни, создам собственные художественные изделия из льна.
Методы исследования:
Теоретические:
Анализ литературы
Сбор информации
Описание изучаемого объекта
Практические:
Анкетирование;
Обработка результатов анкетирования;
Выращивание и возделывание льна;
Выполнение художественных изделий.
Практическая значимость
В перспективе развития исследовательской работы продукты исследования могут пригодиться для использования на уроках технологии, организации выставок, занятиях кружков декоративно-прикладного направления, презентации – рекламы стиля hand-made и повышения интереса у подростков к данному виду рукоделия.
Глава 1. Необычные возможности льна
1.1 Волшебник синий лен
Лен – одна из древнейших прядильных и масличных культур. Человечество выращивает его вот уже почти девять тысяч лет.
Лен - вид растения, которое является однолетним. Оно очень интересное и издавна используется людьми. Если говорить о том, к какому растению относится лен, то это семейство льновые. Этот род насчитывает более ста видов. Например: альпийский, белый, головчатый, крупноцветковый, жилковатый и тонколистный. А видов льна еще больше. Всего их около 230. Но наиболее распространены два вида: лен-долгунец, в стеблях которого от 20 до 30% волокна, и масличный лен, в семенах которого от 35 до 50% масла. У льна-долгунца есть и еще одно название – прядильный, а у масличного – лен-кудряш. Кроме того, существует и так называемый лен-межеумок, занимающий промежуточное положение между двумя основными разновидностями.
Конечно, наиболее распространен лен обыкновенный. Его еще называют прядильным. Высота растения доходит до 60 сантиметров. Листочки небольшие и узкие, а цветки, как правило, голубые, изредка розовые сложены в соцветия, называемые «ложным зонтиком». Плоды растения – коробочки, в которых находится не более десяти семян. Лен – растение, цветущее с июня по август. Плоды созревают в сентябре. Биологи считают, что растение когда-то было завезено из Индии, ведь именно там появились первые льняные ткани. Однако этот факт очень спорный. По сути, нет точных фактов о происхождении растения. Лен как растение известен давно, и произрастает он в Канаде, США, Северной Европе, Турции, Индии, Закавказье. Только на территории России выращивают сорок разновидностей льна. Но наиболее распространен лен-долгунец и лен-кудряш. Первый вид выращивают исключительно для получения тканей, а второй – для масла.
1.2 Выращивание и возделывание льна
1.2.1.Кукушка закуковала — пора сеять лен
Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон. И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.
Сверхсложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная.
Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.
На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.
1.2.2. Вылеживание и вымачивание
Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному.
Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо.
В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет — имелись свои секреты:
мочение в озере отбеливало волокна;
если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили — волокна обретали ненужную жесткость;
не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.
Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.
Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.
И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.
Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.
1.2.3. Мятье, трепание и чесание
Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.
Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. (Приложение 1). Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.
Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались: средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой; северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью. (Приложение 2).
Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети.
Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна - рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.
Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.
1.2.4. Прядение и ткачество
Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено — вот спутники пряхи. Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. (Приложение 3) Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.
После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья. Перепряденные нити использовали для ткачества.
1.2.5. Отбеливание и крашение
Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст: перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки; готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.
Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.
1.2.6 Рождение холста
В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль — распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры. (Приложение 4).
1.3. Примечательности льна
Основная ценность этой культуры заключается в уникальных свойствах волокна. Льняная ткань прочна и эластична. Она не поддается гниению. Изделия из нее долго не изнашиваются.
Использовалось оно и как продукт питания.
Чтобы получить наибольшее количество того или иного продукта из растения, были специально выведены различные виды льна. Полезные свойства этого растения и ценность продуктов, получаемых при его обработке, неоднократно подчеркивались в произведениях устного народного творчества – например, в загадках: «Из земли вырастаю – весь мир одеваю, голову едят, кожу носят, а мясо и собаки не просят»; «Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили».
1.3.1 Лен в медицине
Лен – растение, используемое не только для производства ткани и масла, его еще и широко применяют в народной медицине и гомеопатии. Семена льна сосредоточили в себе целый клад полезных веществ. Лен содержит в своем составе растительные белки, клетчатку, микроэлементы и важнейшие витамины A,E,B,F, незаменимые полиненасыщенные жиры.
Уникальный состав семян обуславливает их благоприятное воздействие на организм и лечение таких недугов и патологий как сахарный диабет, сердечно - сосудистые заболевания. Экспериментально доказано, что лен нормализует артериальное давление, снижает уровень холестерола низкой плотности в крови, устраняет аритмию и уменьшает риск развития инфаркта, инсульта и внезапной сердечной смерти. Также положительно влияет на стрессы, ожоги, язвы, желудочно-кишечные и мочеполовые заболевания.
К тому же лен повышает иммунитет, благотворно влияет на мозговую деятельность, устраняет запоры, нейтрализует пищевое отравление, а слизь из семян помогает при отравлении кислотами и другими химическими веществами. Лён незаменим при болезнях, в особенности, таких как аллергии, бронхиальные астмы, риниты.
В народной медицине лен используют для приготовления слизи, отваров, настоев, компрессов, припарок и т.д. Спектр возможного применения необычайно широк.
1.3.2. Применение льна в быту
Абсолютно экологически чистая льняная ткань является природным
антисептиком (снимает зуд, жжение и другие воспалительные явления).
Лён убивает микробы, инфекции, подавляет вредную микрофлору.
Во льне находится кремнезем, сдерживающий развитие бактерий.
Лён бесценный и единственный растительный материал, который
используют для наложения внутренних швов в хирургии: не отторгая, его
принимает наш организм и постепенно полностью рассасывает.
Льняная одежда в несколько раз понижает уровень радиации. Лён
способен отчасти гасить электромагнитные волны, пронизывающие наше,
измученное всеми мыслимыми излучениями от бытовых и промышленных
приборов, пространство.
В жару лён холодит, а понижает он температуру на 45 градусов, в
холод согревает наподобие шерсти.
Лён прекрасно впитывает влагу. Он не скапливает статическое
электричество, именно поэтому ткань долго сохраняет чистоту.
От времени, в отличие от хлопка, лён не желтеет, но наоборот
отбеливается, приобретает мягкость и свежесть..
Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3
раза крепче шерстяной. Экологически чистая, живая природа льна, дышащий свободный материал незаменим и для детей. Полотно льна постель и одежда становится для нездоровых людей
своего рода лекарством.
Лён применяется в промышленности, строительстве, в армии, в
технике.
Из этого волокна льна получают нитки, текстильную основу, шпагат,
брезент, мешковину и многие другие изделия.
Глава 2. Художественные изделия из льна
Салфетка на льняной основе
Кукла «На здоровье»
«Пляжная сумка»
Материалы
Выкройка
Детали
Готовое изделие
Заключение
Итак, моя работа закончена. В ходе выполнения данной работы я изучила соответствующую литературу, материалы сайтов Интернет. Узнала об истории и применении льна, а главное узнала практически выращивание и возделывание льна , создала собственные художественные изделия из данного материала. Убедилась в том, что применение льна очень широко и разнообразно, и поэтому его на самом деле стоит называть «чудо лен». Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. Думаю, кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, изготовленные мною работы, не найдешь в магазине. Я чувствую радость, гордость, потому что мои изделия получились изящными и легкими. Натуральный цвет придает дополнительный шарм этим произведениям искусства. Моя работа очень понравилась друзьям и родственникам, многие увидели подобные изделия впервые и выразили желание получить такой подарок. С помощью таких работ можно внести частичку радости, лета, хорошего настроения в интерьер любого дома. Кроме того, изучая историю, технологию забытых ремесел, мы возрождаем давно забытые традиции нашего народа, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Мы возрождаем нашу культуру, и я горжусь этим.
Считаю, что продукты моего исследования могут использоваться на уроках технологии, занятиях кружков декоративно-прикладного направления, для организации выставок, а также повысят интерес у подростков к данному виду рукоделия.
.
Литература
2. Ушинский К.Д. « Как рубашка в поле выросла».
Ресурсы Интернета:
http://www.slovoblog.ru/ushakov/terebit/;
http://juliamatveeva.livejournal.com/63524.html;
http://persienne.ru/vertikalnyezhalyuzi/tkanevye;
http://www.homosanitus.lt/lt/Animizmas/turinys/kokteilis;
http://www.shutterstock.com/language.ru/s/лен/search.html;
http://900igr.net/kartinki/tekhnologija/Viskoza/029Rastenie.html;
http://persienne.ru/vertikalnyezhalyuzi/tkanevye;
http://www.narodko.ru/article/cloth/aboutnhi/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Трепало
Приложение 2.
Щеть
Приложение 3.
Прялка
Приложение 4.
Кросна