Исследовательская работа «Чудо лён»

2
0
Материал опубликован 27 November 2018
XX муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся

образовательных организаций Кудымкарского муниципального района

МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского муниципального района

 

Чудо лен

Плотникова Анастасия,

МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского района, 8 класс

Мелентьева Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,

МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского района

Кудымкар, 2018

Введение

Не запрещай себе творить!

Пусть иногда выходит криво –

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить.

Эризн

В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде, а там, где это требуется, и возрождению угасших видов декоративно-прикладного творчества. Изделия, в которых сохранились простота изготовления, несложные, выделенные веками приемы обработки материалов, представляют в наш век техники особую привлекательность.

Я с пятого класса занимаюсь рукоделием. В 7 классе пришлось мастерить куклы. Одна из них была из льна. Мне очень понравилось работать с этим материалом. Меня заинтересовало, а есть ли другие техники, связанные со льном. Тогда я решила заняться исследовательской деятельностью и изучить свойства этого необычного материала – льна и применение его в художественной сфере.

Прекрасный экологически чистый материал для творчества. Изделия из него, как показывает время, достаточно долговечны. Сейчас многие рукодельницы работают со льном и успешно с удовольствием продолжают воплощать свои идеи. Меня это очень радует и вдохновляет на новые работы.

Цель: Изучение свойств и применения чудо льна.

Задачи:

1.Ознакомиться с историей выращивания и возделывания льна;

2.Исследовать применение льняных изделий в быту, медицине и искусстве;

3.Смастерить куклу из льняных ниток;

4.Изготовить салфетку на льняной основе;

 5.Развить в себе терпение, усидчивость и аккуратность.

Объект исследования: Декоративно прикладное искусство.

Предмет исследования: Растение лен.

Гипотеза: Действительно ли, что применение льна столь широко, полезно и разнообразно, что его стоит называть «чудо лен».

Ожидаемый результат:

Узнаю о применении льна в разных сферах жизни, создам собственные художественные изделия из льна.

Методы исследования:

Теоретические:

Анализ литературы

Сбор информации

Описание изучаемого объекта

Практические:

Анкетирование;

Обработка результатов анкетирования;

Выращивание и возделывание льна;

Выполнение художественных изделий.

Практическая значимость

В перспективе развития исследовательской работы продукты исследования могут пригодиться для использования на уроках технологии, организации выставок, занятиях кружков декоративно-прикладного направления, презентации – рекламы стиля hand-made и повышения интереса у подростков к данному виду рукоделия.

Глава 1. Необычные возможности льна

1.1 Волшебник синий лен

Лен – одна из древнейших прядильных и масличных культур. Человечество выращивает его вот уже почти девять тысяч лет.

Лен - вид растения, которое является однолетним. Оно очень интересное и издавна используется людьми. Если говорить о том, к какому растению относится лен, то это семейство льновые. Этот род насчитывает более ста видов. Например: альпийский, белый, головчатый, крупноцветковый, жилковатый и тонколистный. А видов льна еще больше. Всего их около 230. Но наиболее распространены два вида: лен-долгунец, в стеблях которого от 20 до 30% волокна, и масличный лен, в семенах которого от 35 до 50% масла. У льна-долгунца есть и еще одно название – прядильный, а у масличного – лен-кудряш. Кроме того, существует и так называемый лен-межеумок, занимающий промежуточное положение между двумя основными разновидностями. 

Конечно, наиболее распространен лен обыкновенный. Его еще называют прядильным. Высота растения доходит до 60 сантиметров. Листочки небольшие и узкие, а цветки, как правило, голубые, изредка розовые сложены в соцветия, называемые «ложным зонтиком». Плоды растения – коробочки, в которых находится не более десяти семян. Лен – растение, цветущее с июня по август. Плоды созревают в сентябре. Биологи считают, что растение когда-то было завезено из Индии, ведь именно там появились первые льняные ткани. Однако этот факт очень спорный. По сути, нет точных фактов о происхождении растения. Лен как растение известен давно, и произрастает он в Канаде, США, Северной Европе, Турции, Индии, Закавказье. Только на территории России выращивают сорок разновидностей льна. Но наиболее распространен лен-долгунец и лен-кудряш. Первый вид выращивают исключительно для получения тканей, а второй – для масла.

1.2 Выращивание и возделывание льна

1.2.1.Кукушка закуковала — пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон. И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.
Сверхсложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная.
Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.
На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

1.2.2.   Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному.
Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо.
В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет — имелись свои секреты:

мочение в озере отбеливало волокна;

если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;

если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили — волокна обретали ненужную жесткость;

не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.

Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.
Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.
И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.
Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

1.2.3. Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.
Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. (Приложение 1). Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.
Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались: средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой; северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью. (Приложение 2).

 Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети.

Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна - рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.
Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

1.2.4. Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено — вот спутники пряхи. Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. (Приложение 3) Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.
После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья. Перепряденные нити использовали для ткачества.

1.2.5. Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст: перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки; готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.

Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.

1.2.6 Рождение холста

В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль — распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры. (Приложение 4).

1.3. Примечательности льна


       Основная ценность этой культуры заключается в уникальных свойствах волокна. Льняная ткань прочна и эластична. Она не поддается гниению. Изделия из нее долго не изнашиваются. 
     Использовалось оно и как продукт питания. 
      Чтобы получить наибольшее количество того или иного продукта из растения, были специально выведены различные виды льна.      Полезные свойства этого растения и ценность продуктов, получаемых при его обработке, неоднократно подчеркивались в произведениях устного народного творчества – например, в загадках: «Из земли вырастаю – весь мир одеваю, голову едят, кожу носят, а мясо и собаки не просят»; «Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили». 
 

1.3.1 Лен в медицине

Лен – растение, используемое не только для производства ткани и масла, его еще и широко применяют в народной медицине и гомеопатии. Семена льна сосредоточили в себе целый клад полезных веществ. Лен содержит в своем составе растительные белки, клетчатку, микроэлементы и важнейшие витамины A,E,B,F, незаменимые полиненасыщенные жиры.

Уникальный состав семян обуславливает их благоприятное воздействие на организм и лечение таких недугов и патологий как сахарный диабет, сердечно - сосудистые заболевания. Экспериментально доказано, что лен нормализует артериальное давление, снижает уровень холестерола низкой плотности в крови, устраняет аритмию и уменьшает риск развития инфаркта, инсульта и внезапной сердечной смерти. Также положительно влияет на стрессы, ожоги, язвы, желудочно-кишечные и мочеполовые заболевания.

К тому же лен повышает иммунитет, благотворно влияет на мозговую деятельность, устраняет запоры, нейтрализует пищевое отравление, а слизь из семян помогает при отравлении кислотами и другими химическими веществами. Лён незаменим при болезнях, в особенности, таких как аллергии, бронхиальные астмы, риниты.

В народной медицине лен используют для приготовления слизи, отваров, настоев, компрессов, припарок и т.д. Спектр возможного применения необычайно широк.

1.3.2. Применение льна в быту

Абсолютно экологически чистая льняная ткань является природным
антисептиком (снимает зуд, жжение и другие воспалительные явления).
Лён убивает микробы, инфекции, подавляет вредную микрофлору.
Во льне находится кремнезем, сдерживающий развитие бактерий.
Лён ­ бесценный и единственный растительный материал, который
используют для наложения внутренних швов в хирургии: не отторгая, его
принимает наш организм и постепенно полностью рассасывает.
Льняная одежда в несколько раз понижает уровень радиации. Лён
способен отчасти гасить электромагнитные волны, пронизывающие наше,
измученное всеми мыслимыми излучениями от бытовых и промышленных
приборов, пространство.
В жару лён холодит, а понижает он температуру на 4­5 градусов, в
холод ­ согревает наподобие шерсти.
Лён прекрасно впитывает влагу. Он не скапливает статическое
электричество, именно поэтому ткань долго сохраняет чистоту.
От времени, в отличие от хлопка, лён не желтеет, но наоборот
отбеливается, приобретает мягкость и свежесть..
Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3
раза крепче шерстяной. Экологически чистая, живая природа льна, дышащий свободный материал незаменим и для детей. Полотно льна ­ постель и одежда ­ становится для нездоровых людей
своего рода лекарством.
Лён применяется в промышленности, строительстве, в армии, в
технике.
Из этого волокна льна получают нитки, текстильную основу, шпагат,
брезент, мешковину и многие другие изделия.
 

Глава 2. Художественные изделия из льна

Салфетка на льняной основе

Кукла «На здоровье»

«Пляжная сумка»

Материалы

Выкройка

Детали

Готовое изделие

Заключение

Итак, моя работа закончена. В ходе выполнения данной работы я изучила соответствующую литературу, материалы сайтов Интернет. Узнала об истории и применении льна, а главное узнала практически выращивание и возделывание льна , создала собственные художественные изделия из данного материала. Убедилась в том, что применение льна очень широко и разнообразно, и поэтому его на самом деле стоит называть «чудо лен». Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. Думаю, кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, изготовленные мною работы, не найдешь в магазине. Я чувствую радость, гордость, потому что мои изделия получились изящными и легкими. Натуральный цвет придает дополнительный шарм этим произведениям искусства. Моя работа очень понравилась друзьям и родственникам, многие увидели подобные изделия впервые и выразили желание получить такой подарок. С помощью таких работ можно внести частичку радости, лета, хорошего настроения в интерьер любого дома. Кроме того, изучая историю, технологию забытых ремесел, мы возрождаем давно забытые традиции нашего народа, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Мы возрождаем нашу культуру, и я горжусь этим.

Считаю, что продукты моего исследования могут использоваться на уроках технологии, занятиях кружков декоративно-прикладного направления, для организации выставок, а также повысят интерес у подростков к данному виду рукоделия.


 

.

Литература


2. Ушинский К.Д. « Как рубашка в поле выросла».

Ресурсы Интернета:
http://www.slovoblog.ru/ushakov/terebit/;
http://juliamatveeva.livejournal.com/63524.html;
http://persienne.ru/vertikalnye­zhalyuzi/tkanevye;
http://www.homosanitus.lt/lt/Animizmas/turinys/kokteilis;
http://www.shutterstock.com/language.ru/s/лен/search.html;
http://900igr.net/kartinki/tekhnologija/Viskoza/029­Rastenie.html;
http://persienne.ru/vertikalnye­zhalyuzi/tkanevye;
http://www.narodko.ru/article/cloth/aboutnhi/
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Трепало

Приложение 2.

Щеть

Приложение 3.

Прялка

Приложение 4.

Кросна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.