Урок «Слово и его значения» (Русский язык, 5 класс)
Тема урока: «Слово и его значения»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Рыбченковой
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org, http://nsportal.ru
Ход урока
Организационный этап (слайд 1)
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
| 
			 учитель  | 
			
			 ученик  | 
		
| 
			 Сегодня, ребята, мы с вами приступим к изучению нового раздела языкознания. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. (СЛАЙД 2) На слайде давайте найдем с вами соответствия между разделами Одному из разделов не нашлось пары. Какому? 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 Для того, чтобы узнать, что изучает лексикология, давайте прочитаем отрывок из баллады АСП и определим в нем количество слов. (СЛАЙД 3)  | 
			
			 
 4  
			
  | 
		
III. Определение темы урока
| 
			 Казалось бы просто посчитать слова, а какие , однако, это вызывает затруднения. Поэтому заниматься мы будем чем?  | 
			
			 
 
 словами  | 
		
| 
			 А что же изучает лексикология?  | 
			
			 Слова и их значение  | 
		
| 
			 Запишем тему урока (СЛАЙД 4)  | 
			
			 Слово и его лексическое значение  | 
		
| 
			 IV. Определение целей урока  | 
		|
| 
			 Чему же мы должны научиться на уроке? А теперь поставим цели нашему уроку: 
  | 
			
			 1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова разными способами. 
  | 
		
 
V. Открытие нового знания
| 
			 А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. 
  | 
		|
| 
			 Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит?  | 
			
			 открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления  | 
		
| 
			 Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов. Известно, например, что Пушкин употребил в сочинениях и письмах 21 290 разных слов. Имеются данные и о количестве слов у других писателей: Гоголь (только в «Мертвых душах») - около 10 000 слов, Есенин - 18 890. К 200 летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева вышел словарь эпитетов по роману «Отцы и дети», который насчитывает более 2000 слов только эпитетов.  | 
		|
| 
			 Так какова наша задача? 
  | 
			
			 Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться. 
  | 
		
| 
			 Итак, слово! Что это такое? Попробуем определить.  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 А что нам поможет дать точное определение слову?  | 
			
			 СЛОВАРЬ  | 
		
| 
			 Итак, самое первое определение СЛОВА –Вот это-то мы и будем изучать на уроках русского языка в первую очередь. 
  | 
			
			 это Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаки, действия, состояния, оценки..  | 
		
| 
			 Что же мы должны знать о словах, чтобы правильно их употреблять?  | 
			
			 Их значение.  | 
		
| 
			 Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. А как мы можем определить значение слова?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 А каким образом мы еще можем определять значения слов?  | 
			
			 (РИСУНКАМИ)  | 
		
| 
			 Упр. 121. Соотнесите рисунок и слово (слайд 5)  | 
			
			 9, 2-4, 3-6, 4- 8, 5-1, 6-10, 7-2, 8-3, 9- 5, 10-7  | 
		
| 
			 Значения каких слов трудно передать рисунками.  | 
			
			 (признаки, действия, состояния, оценки).  | 
		
| 
			 Как еще определить значение слова?  | 
			
			 СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА стр. 59 
  | 
		
| 
			 Сейчас вы разделитесь на группы и попробуете определить ЛЗ тех слов, которые получите (образец упр. 124)  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 А еще в определении значения слова нам помогает наука, отвечающая за правописание слов. Это…  | 
			
			 орфография  | 
		
| 
			 слайд 6. Запишем фразы, вставляя проп. буквы и раскрывая скобки. Объясняем написание слова. 
 6 чел у доски  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 Что же связывает орфографию и лексику?  | 
			
			 Написание слова влияет на лексическое значение слова.  | 
		
| 
			 А как вы думаете, все ли слова имеют лексическое значение?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 
  | 
		|
| 
			 на какие группы можно разделить слова?  | 
			
			 знаменательные и служебные (не имеют ЛЗ)  | 
		
| 
			 что везет паровоз?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 VI. Итог урока 
  | 
		|
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 Итак, что же мы сегодня узнали нового? 
  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 Как можно определить ЛЗ слова?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 Что вызвало затруднение?  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 Что вызвало особый интерес?  | 
			
			 3  | 
		
VIII. Домашнее задание §17, egh/ 125 слайд
VII. Рефлексия
«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
                                    

			

