Урок «Слово и его значения» (Русский язык, 5 класс)
Тема урока: «Слово и его значения»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Рыбченковой
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org, http://nsportal.ru
Ход урока
Организационный этап (слайд 1)
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
учитель |
ученик |
Сегодня, ребята, мы с вами приступим к изучению нового раздела языкознания. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. (СЛАЙД 2) На слайде давайте найдем с вами соответствия между разделами Одному из разделов не нашлось пары. Какому?
|
|
Для того, чтобы узнать, что изучает лексикология, давайте прочитаем отрывок из баллады АСП и определим в нем количество слов. (СЛАЙД 3) |
4
|
III. Определение темы урока
Казалось бы просто посчитать слова, а какие , однако, это вызывает затруднения. Поэтому заниматься мы будем чем? |
словами |
А что же изучает лексикология? |
Слова и их значение |
Запишем тему урока (СЛАЙД 4) |
Слово и его лексическое значение |
IV. Определение целей урока |
|
Чему же мы должны научиться на уроке? А теперь поставим цели нашему уроку:
|
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова разными способами.
|
V. Открытие нового знания
А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
|
|
В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
|
|
Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? |
открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления |
Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать |
|
Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? |
|
По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов. Известно, например, что Пушкин употребил в сочинениях и письмах 21 290 разных слов. Имеются данные и о количестве слов у других писателей: Гоголь (только в «Мертвых душах») - около 10 000 слов, Есенин - 18 890. К 200 летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева вышел словарь эпитетов по роману «Отцы и дети», который насчитывает более 2000 слов только эпитетов. |
|
Так какова наша задача?
|
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
|
Итак, слово! Что это такое? Попробуем определить. |
|
А что нам поможет дать точное определение слову? |
СЛОВАРЬ |
Итак, самое первое определение СЛОВА –Вот это-то мы и будем изучать на уроках русского языка в первую очередь.
|
это Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаки, действия, состояния, оценки.. |
Что же мы должны знать о словах, чтобы правильно их употреблять? |
Их значение. |
Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. А как мы можем определить значение слова? |
|
А каким образом мы еще можем определять значения слов? |
(РИСУНКАМИ) |
Упр. 121. Соотнесите рисунок и слово (слайд 5) |
9, 2-4, 3-6, 4- 8, 5-1, 6-10, 7-2, 8-3, 9- 5, 10-7 |
Значения каких слов трудно передать рисунками. |
(признаки, действия, состояния, оценки). |
Как еще определить значение слова? |
СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА стр. 59 |
Сейчас вы разделитесь на группы и попробуете определить ЛЗ тех слов, которые получите (образец упр. 124) |
|
А еще в определении значения слова нам помогает наука, отвечающая за правописание слов. Это… |
орфография |
слайд 6. Запишем фразы, вставляя проп. буквы и раскрывая скобки. Объясняем написание слова.
6 чел у доски |
|
Что же связывает орфографию и лексику? |
Написание слова влияет на лексическое значение слова. |
А как вы думаете, все ли слова имеют лексическое значение? |
|
на какие группы можно разделить слова? |
знаменательные и служебные (не имеют ЛЗ) |
что везет паровоз? |
|
VI. Итог урока
|
|
|
|
Итак, что же мы сегодня узнали нового?
|
4 |
Как можно определить ЛЗ слова? |
|
Что вызвало затруднение? |
4 |
Что вызвало особый интерес? |
3 |
VIII. Домашнее задание §17, egh/ 125 слайд
VII. Рефлексия
«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами