Урок «Слово и его значения» (Русский язык, 5 класс)

0
0
Материал опубликован 30 July 2019

 

Тема урока: «Слово и его значения»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

 

Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Рыбченковой

Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org, http://nsportal.ru

Ход урока

Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

учитель

ученик

Сегодня, ребята, мы с вами приступим к изучению нового раздела языкознания. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. (СЛАЙД 2) На слайде давайте найдем с вами соответствия между разделами

Одному из разделов не нашлось пары. Какому?

 

Для того, чтобы узнать, что изучает лексикология, давайте прочитаем отрывок из баллады АСП и определим в нем количество слов. (СЛАЙД 3)

4

 

III. Определение темы урока

Казалось бы просто посчитать слова, а какие , однако, это вызывает затруднения. Поэтому заниматься мы будем чем?

 

 

словами

А что же изучает лексикология?

Слова и их значение

Запишем тему урока (СЛАЙД 4)

Слово и его лексическое значение

IV. Определение целей урока 

Чему же мы должны научиться на уроке? А теперь поставим цели нашему уроку:

 

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова»,

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова разными способами.

 


 

V. Открытие нового знания

А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

 

 

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.

 

Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит?

открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления

Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать

 

Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? 

 

По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов. Известно, например, что Пушкин употребил в сочинениях и письмах 21 290 разных слов. Имеются данные и о количестве слов у других писателей: Гоголь (только в «Мертвых душах») - около 10 000 слов, Есенин - 18 890.

К 200 летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева вышел словарь эпитетов по роману «Отцы и дети», который насчитывает более 2000 слов только эпитетов.

Так какова наша задача?

 

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

 

Итак, слово! Что это такое? Попробуем определить.

 

А что нам поможет дать точное определение слову?

СЛОВАРЬ

Итак, самое первое определение СЛОВА –Вот это-то мы и будем изучать на уроках русского языка в первую очередь.

 

это Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаки, действия, состояния, оценки..

Что же мы должны знать о словах, чтобы правильно их употреблять?

Их значение.

Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. А как мы можем определить значение слова?

 

А каким образом мы еще можем определять значения слов?

(РИСУНКАМИ)

Упр. 121. Соотнесите рисунок и слово (слайд 5)

9, 2-4, 3-6, 4- 8, 5-1, 6-10, 7-2, 8-3, 9- 5, 10-7

Значения каких слов трудно передать рисунками.

(признаки, действия, состояния, оценки).

Как еще определить значение слова?

СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА стр. 59

Сейчас вы разделитесь на группы и попробуете определить ЛЗ тех слов, которые получите (образец упр. 124)

 

А еще в определении значения слова нам помогает наука, отвечающая за правописание слов. Это…

орфография

слайд 6. Запишем фразы, вставляя проп. буквы и раскрывая скобки. Объясняем написание слова.

 

6 чел у доски

Что же связывает орфографию и лексику?

Написание слова влияет на лексическое значение слова.

А как вы думаете, все ли слова имеют лексическое значение?

 

на какие группы можно разделить слова?

знаменательные и служебные (не имеют ЛЗ)

что везет паровоз?

 

VI. Итог урока

 

 

 

Итак, что же мы сегодня узнали нового?

 

4

Как можно определить ЛЗ слова?

 

Что вызвало затруднение?

4

Что вызвало особый интерес?

3

VIII. Домашнее задание §17, egh/ 125 слайд

 VII. Рефлексия

 

«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»

 

 

«+»

«-»

«П»

«Н»

«О»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.