Технологическая карта урока русского языка «Слово и его значение» (1 класс)

0
0
Материал опубликован 9 August 2018

1 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Технологическая карта

Тема

Слово и его значение

Перспективная цель

Сформировать у обучающихся представление о многозначности слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Актуальная цель

Сформировать у обучающихся представление о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова.

Обогатить словарный запас учащихся.

Личностные: формирование словарного запаса.

Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.

Познавательные: систематизация знаний о значении слов русского языка.

Коммуникативные: формирование ценностного отношения к русскому языку — как богатому и выразительному.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Изобразительное искусство. Музыка (умение употреблять в речи многозначные слова и слова, близкие и противоположные по значению).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник «Русский язык».

Рабочая тетрадь.

Методическое пособие.

Раздаточный материал.

Тетрадь для учащихся в узкую линейку (по усмотрению учителя).

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать детей на начало урока.

- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным, грамотным?

- Что для этого вам потребуется?

Не будем терять времени даром, я приглашаю вас на урок русского языка.

Девиз урока: Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.

Проверяют свою готовность к уроку.

- Мы!

- Быть внимательным, активным.

.

2 мин

2.Актуализация знаний.

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте.

Проблемная ситуация. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? Прием «Бортовой журнал». Ученики озвучивают все, что им известно по теме, учитель записывает на доске. Вторую часть журнала ученики совместно с учителем заполняют на стадии рефлексии.

- О словах?

Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать?

Все ли мы знаем об этом?

Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить?

Слушают стихотворение учителя, отвечают на вопросы, определяют тему урока.

- Мы будем говорить о словах

- Мы знаем, что слова могут ранить человека, а могут согреть.

- Мы пока не знаем.

Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.

Коммуникативные: умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Познавательные: умение правильно строить свои рассуждения.

7 мин

3. Постановка учебной задачи.

Цель: формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице.

Задание 1. Игра «Пойми меня»

Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь

-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет.

-Почему?

-Как же быть ребята?

-Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет?

-Я называю его клубок, подай мне его пожалуйста.

Что можно сделать с клубком?

-Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком?

- А что можно сделать со словом?

- Чем отличается слово от предмета?

Задание 2. Минутка чистописания.

Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Прежде чем писать, назовите первый звук в этом слове. Какой буквой он обозначается?

Показ написания буквы Кк (электронный носитель) дети пишут первую строчку

Показ учителем соединений в слове, написание слова

Какое задание можно выполнить с этим словом?

- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь.

 Задание 3. Моделирование

Учебник, с. 15, № 28.

Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово.

- Слово состоит из звуков и букв.

-Чем отличаются звуковые модели 1-го и 2-го слов?2-го и 3-го?

-Меняется ли при этом значение слов?

-Обозначьте звуки буквами и запишите слова.

-Приведите свои примеры.

с.16, №29.

-Что видите на рисунке слева?

-Почему другие слова не подходят к рисунку?

Работа с CD. Рассказ И. И. Самоварова. Приём «Инсерт». Данный прием можно упростить, используя не письменную форму работы, а устную.

V – Какая информация была для вас известна?

+ - Что нового вы узнали из сообщения профессора Самоварова?

? – Что было не понятно?

Физминутка.

Продолжим работу.

Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?

Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.

1гр.слов отвечают на вопросы кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой? Какая?

Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит

Что обозначает каждая группа?

Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.

Сравнивают слово и предмет.

-Я не могу этого сделать

-Я не знаю какой предмет вы загадали

- назвать этот предмет

- Слово

- Играть, вязать, бросать

- Нет

- Произнести, прочитать, услышать

- С предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести

Запись букв Кк, слова клубок.

Ставят ударение, делят на слоги.

Самооценка (! +)

- поставить ударение, разделить на слоги

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Записывают слова.

Приводят примеры.

Читают вывод на с.15

- Ладья-судно с парусом и веслами

- Лодка не подходит, т.к. у лодки

нет парусов. Парусник тоже не подходит, т.к. у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль - большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах

V – Нам известно, что бессмысленных слов нет, каждое слово что-то означает.

+ - Мы узнали, что значение слова – это «ядро», а звуковая оболочка – это «скорлупка» слова.

? – Непонятно, для чего нужны слова.

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

Отвечают на вопросы.

Распределяют на группы.

Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: умение осуществлять самопроверку, производить коррекцию.

11 мин

2 мин

4. Работа над новым материалом.

Цель:учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли.

Задание 4. И снова в путь.

Учебник, с. 16, № 30

Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание.

Задание 5. Подбери слово - предмет

Учебник, с. 16, № 30.

- Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом.

-самостоятельно постройте модель слова радуга.

с.17, №32.Работа над пословицей.

Задание 6.  Соответствие между словами и вопросами.

Работа по электронному носителю «Помоги пауку»

Списывают предложение.

Строят модель слова радуга. Самооценка.

 

10 мин

5. Применение нового материала.

Цель:

установить степень усвоения учащимися данной темы;

закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице.

Сравнение слова с орешком. 

На слайде пословица.

О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова?

У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
 Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «
Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п.

Запишите пословицу в  тетрадь

Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.

Отвечают на вопросы.

 

6 мин

6. Рефлексия.

Цель: учить самоорганизации при выполнении учебного задания.

Репродуктивное задание

Прием «Бортовой журнал». Ученики озвучивают то новое, что они узнали на уроке, учитель записывает на доске.

- Ребята, а теперь давайте подведем итог, что же нового мы узнали на уроке.

«Проверь себя» Электронное приложение.

(фронтальная работа)

Самоорганизация в деятельности

- Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

Кто доволен свое работой на уроке?

Закончите предложение:

Я запомнил….

Я научился….

Отвечают на вопросы.

- Мы узнали, что слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести, а с предметом можно совершать различные действия, что слова нужны, чтобы лучше узнать окружающий мир.

 

7 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации