Технологическая карта урока русского языка «Слово и его значение» (1 класс)
1 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Технологическая карта
Тема |
Слово и его значение |
|||
Перспективная цель |
Сформировать у обучающихся представление о многозначности слов в русском языке, о богатстве родного языка. |
|||
Актуальная цель |
Сформировать у обучающихся представление о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||
Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова. Обогатить словарный запас учащихся. |
Личностные: формирование словарного запаса. Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму. Познавательные: систематизация знаний о значении слов русского языка. Коммуникативные: формирование ценностного отношения к русскому языку — как богатому и выразительному. |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Литературное чтение. Изобразительное искусство. Музыка (умение употреблять в речи многозначные слова и слова, близкие и противоположные по значению). |
Фронтальная, в парах, индивидуальная. |
Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь. Методическое пособие. Раздаточный материал. Тетрадь для учащихся в узкую линейку (по усмотрению учителя). |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Время |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать детей на начало урока. |
- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным, грамотным? - Что для этого вам потребуется? Не будем терять времени даром, я приглашаю вас на урок русского языка. Девиз урока: Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить. |
Проверяют свою готовность к уроку. - Мы! - Быть внимательным, активным. |
. |
2 мин |
2.Актуализация знаний. Цель: мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте. |
Проблемная ситуация. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока. Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас – означено словами: Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома, Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. - Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? Прием «Бортовой журнал». Ученики озвучивают все, что им известно по теме, учитель записывает на доске. Вторую часть журнала ученики совместно с учителем заполняют на стадии рефлексии. - О словах? Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать? Все ли мы знаем об этом? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить? |
Слушают стихотворение учителя, отвечают на вопросы, определяют тему урока. - Мы будем говорить о словах - Мы знаем, что слова могут ранить человека, а могут согреть. - Мы пока не знаем. |
Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму. Коммуникативные: умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. Познавательные: умение правильно строить свои рассуждения. |
7 мин |
3. Постановка учебной задачи. Цель: формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице. |
Задание 1. Игра «Пойми меня» Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь -Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет. -Почему? -Как же быть ребята? -Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? -Я называю его клубок, подай мне его пожалуйста. Что можно сделать с клубком? -Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком? - А что можно сделать со словом? - Чем отличается слово от предмета? Задание 2. Минутка чистописания. Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Прежде чем писать, назовите первый звук в этом слове. Какой буквой он обозначается? Показ написания буквы Кк (электронный носитель) дети пишут первую строчку Показ учителем соединений в слове, написание слова Какое задание можно выполнить с этим словом? - Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. Задание 3. Моделирование Учебник, с. 15, № 28. - Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово. - Слово состоит из звуков и букв. -Чем отличаются звуковые модели 1-го и 2-го слов?2-го и 3-го? -Меняется ли при этом значение слов? -Обозначьте звуки буквами и запишите слова. -Приведите свои примеры. с.16, №29. -Что видите на рисунке слева? -Почему другие слова не подходят к рисунку? Работа с CD. Рассказ И. И. Самоварова. Приём «Инсерт». Данный прием можно упростить, используя не письменную форму работы, а устную. V – Какая информация была для вас известна? + - Что нового вы узнали из сообщения профессора Самоварова? ? – Что было не понятно? Физминутка. Продолжим работу. Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке? Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам. 1гр.слов отвечают на вопросы кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой? Какая? Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит Что обозначает каждая группа? Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир. |
Сравнивают слово и предмет. -Я не могу этого сделать -Я не знаю какой предмет вы загадали - назвать этот предмет - Слово - Играть, вязать, бросать - Нет - Произнести, прочитать, услышать - С предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести Запись букв Кк, слова клубок. Ставят ударение, делят на слоги. Самооценка (! +) - поставить ударение, разделить на слоги Отвечают на вопросы. Делают вывод. Записывают слова. Приводят примеры. Читают вывод на с.15 - Ладья-судно с парусом и веслами - Лодка не подходит, т.к. у лодки нет парусов. Парусник тоже не подходит, т.к. у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль - большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах V – Нам известно, что бессмысленных слов нет, каждое слово что-то означает. + - Мы узнали, что значение слова – это «ядро», а звуковая оболочка – это «скорлупка» слова. ? – Непонятно, для чего нужны слова. Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. Отвечают на вопросы. Распределяют на группы. |
Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: умение осуществлять самопроверку, производить коррекцию. |
11 мин 2 мин |
4. Работа над новым материалом. Цель:учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли. |
Задание 4. И снова в путь. Учебник, с. 16, № 30 Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание. Задание 5. Подбери слово - предмет Учебник, с. 16, № 30. - Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом. -самостоятельно постройте модель слова радуга. с.17, №32.Работа над пословицей. Задание 6. Соответствие между словами и вопросами. Работа по электронному носителю «Помоги пауку» |
Списывают предложение. Строят модель слова радуга. Самооценка. |
10 мин |
|
5. Применение нового материала. Цель: установить степень усвоения учащимися данной темы; закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице. |
Сравнение слова с орешком. На слайде пословица. - О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова? У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.) - Запишите пословицу в тетрадь |
Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра. Отвечают на вопросы. |
6 мин |
|
6. Рефлексия. Цель: учить самоорганизации при выполнении учебного задания. |
Репродуктивное задание Прием «Бортовой журнал». Ученики озвучивают то новое, что они узнали на уроке, учитель записывает на доске. - Ребята, а теперь давайте подведем итог, что же нового мы узнали на уроке. «Проверь себя» Электронное приложение. (фронтальная работа) Самоорганизация в деятельности - Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу. Кто доволен свое работой на уроке? Закончите предложение: Я запомнил…. Я научился…. |
Отвечают на вопросы. - Мы узнали, что слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести, а с предметом можно совершать различные действия, что слова нужны, чтобы лучше узнать окружающий мир. |
7 мин. |