Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Слово и его значения»
Всему название дано Всему название дано И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. (А. Шибаев)
Тема урока «Слова и его значения». Цель урока: Узнать что такое слово, лексическое и грамматическое значения слова Учиться определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря. Запишите: 1. Слово – это единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки.
Учебник, ручка, тетрадь что называют? Чистый, новый, лохматый? Читать, слушать, бегать?
Предмет Предмет Признак предмета Действие
2. Слово – значимая единица языка. Оно состоит внешней оболочки и внутренней оболочки. Что такое внешняя сторона слова? (звуковой состав, на письме буквы) А внутренняя сторона слова – это значение, смысл слова. Значе- ние и смысл Звуки буквы
3. Слово имеет лексическое и грамматическое значение. Разные слова имеют разные лексические значения. Лексические значения слова раскрывают словари. Пример: Сосна- хвойное дерево с длинными иглами. Грамматическое значение слова сосна – имя существительное, женский род, единственное число, именительный падеж.
Задание. Угадайте слово по его описанию и изобразите. "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.
Вопросы для кроссворда. 1. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. 2. Все слова русского языка. 3. Что означает слово, как оно пишется или произносится, когда его употребляют - ответы на эти вопросы дают … 4. Слова бегать, читать, петь называют … 5. Какая наука изучает звуковой состав слова?
Стихотворение В.Шефнера «Устная речь» Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность – Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни.