Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Слово и его значения»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Слово и его значения»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
Узнать что такое слово, лексическое и грамматическое значения слова
Учиться определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
ознавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;
Вступительное слово учителя:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами. (А. Шибаев)
Ребята, как думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О словах )
Запишем число и тему урока «Слова и его значения».
Цель урока: узнать что такое слово, научиться определять лексическое и грамматическое значения слова.
1 Изучение новой темы.
Любой язык состоит из множества слов. Изучать язык, не изучая слов, нельзя. Что же такое слово?
Давайте откроем книги, параграф 55, страница 218, познакомимся с понятием слово.
Запишите:
1.Слово – это единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки.
Учебник, ручка, тетрадь что называют? (Предмет)
Чистый, новый, лохматый? (Признак предмета)
Читать, слушать, бегать? (Действие)
2. Слово состоит внешней оболочки и внутренней оболочки.
Что такое внешняя сторона слова? (звуковой состав, на письме буквы)
А внутренняя сторона слова – это значение, смысл слова.
3. Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
Разные слова имеют разные лексические значения. Лексические значения слова раскрывают словари. Пример: Сосна- хвойное дерево с длинными иглами.
Грамматическое значение слова сосна – имя существительное, женский род, единственное число, именительный падеж.
2. Закрепление изученной темы.
Попробуем определить слово по их лексическому значению.
Упражнение 314. Монолог, фантастика, летопись, басня, фонетика, алфавит, проталина, туман, снегурочка, солнце.
Запишите ответы в тетрадь, укажите их грамматические значения.
Упражнение 316.
3. Физкультминутка.
Давайте отдохнём немножко.
Задание. Угадайте слово по его описанию и изобразите, при этом нельзя разговаривать. Все встаём и слушаем меня внимательно.
"Глаз" автомобиля.
"Свежезамороженный" дождь.
"Слово" регулировщика.
Шляпка на ножке.
Лесной барабанщик.
Собачья радость. Кость – фонетический разбор слова.
4 Проверка усвоенного материала.
Кроссворд по изученной теме.
1. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
2. Все слова русского языка.
3. Что означает слово, как оно пишется или произносится, когда его употребляют - ответы на эти вопросы дают …
4. Слова бегать, читать, петь называют …
5. Какая наука изучает звуковой состав слова?
5 Заключительное слово.
Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
6. Домашнее задание. Упражнение 311.
7. Выставление оценок.
Конспект урока по теме "Слово и его значения"
DOCX / 17.2 Кб
Кроссворд по теме ЛЕКСИКА
DOCX / 14.1 Кб
Презентация к уроку "Слово и его значения"
PPTX / 2.09 Мб