Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение» (Русский язык, 5 класс)

2
0
Материал опубликован 18 December 2017 в группе

Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные:  узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

проблемное обучение

обучение в группах и в парах

самодиагностики (коррекции)

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении


 

 


 

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал  (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Ход урока

Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке!  А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники? 

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»     

1зад.

Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого  нам необходимы знания предыдущих уроков.

Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.


 

Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.

2 зад.

Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)

БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт

3 зад.

Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…». ( фонетика, морфемика, синтаксис, морфология, словообразование ..


 

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):

1.     Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.                                                   

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)

Это первая часть нашей темы.

2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)

Расст..гнуть пуговицу

Раст..нуть веревку

Прим..рять врагов

Прим..рять платье

Пол..скать белье

Пол..скать малыша

C…деть на стуле – с…деть от горя

стАрожил – стОрожил

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе)  - Запишите тему урока .

IV. Определение целей урока

- А теперь поставим цели нашему уроку:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V.  Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу  учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.

2. Какие корни имеет  слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»?

Лексика словарный состав языка.

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

  

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение

 

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе. 


 

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете,  почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)


 

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

 VI. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть


 

Закрепление темы


 

 

Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

Послушайте стихотворение И. Токмаковой .

Ложка – это ложка, Оделся и пошел.

Ложкой суп едят. А я придумал слово,

Кошка – это кошка, Смешное слово «плим».

У кошки – семь котят. Я повторяю снова:

Тряпка – это тряпка, «Плим, плим, плим»…

Тряпкой вытру стол. И ничего не значит

Шапка – это шапка, «Плим, плим, плим»

Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да.) Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.

Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

-


 


 

Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях

Выставка словарей.

Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему словарь называется «толковый»? Что значит слово толковать? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.)

Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

 

Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность


 

-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

о составителях словарей: В. Даль,Ушаков и Ожегов) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….


 

 

Задание « Угадай слово» по его лексическому значению. слайды


 


 


 


 


 

Как вы считаете, какое слово старше: самолет или космонавт? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита

Приведите примеры слов, возникших в наше время.


 


 

Составить словарик на одну из тем: «Космос», «Весна», упр.692


 


 


 

о составителях словарей: Ушакове и Ожегове) Заранее подготовленный ученик….


 

VII. Закрепление

ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах


 

-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

(дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

( идёт представление словарей)


 

Творческая работа

Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.


 

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

УУД: регулятивные

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.