12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хабалова Наталья Асламбековна85
3

Технологическая карта урока по теме «Слово и его лексическое значение» (5 класс)

 

Технологическая карта урока

СоставилаХабалова Н.А., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 

Тема урока

Слово и его лексическое значение.

Учитель:

Хабалова Н.А.

Предмет: 

русский язык

Класс:

5 «А»

Дата проведения:

20.12.2020г.

Количество учащихся:

37

Тип урока:

комбинированный урок

Цели урока:

 

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки.

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала.

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия:

лексика, лексикология, лексическое значение слова

Методы обучения:

проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ:

мультимедийная презентация.

Оборудование:

мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, толковый словарь С. И. Ожегова

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Добрый день, ребята!

– Чтобы грамотными стать,

Надо много нам читать.

Надо быть активным,

А еще желательно

Делать все внимательно!

-Договорились?

-Тогда вас ждёт удача.

t1637691514aa.jpg

Демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел.

t1637691514ab.png


 


 


 


 


 


 

Отвечают на поставленный вопрос.


 

 

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

Самоконтроль

Познавательные УУД:

Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.


 


 

Создание проблемной ситуации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с эпиграфом.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

III. Открытие нового знания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

IV. Закрепление изученного материала.

- Давайте сформулируем тему урока «Слово и его лексическое значение».

t1637691514ac.jpg

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Каковы цели и задачи урока?

t1637691514ad.jpg

Зачитать цели и задачи урока на слайде

- Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение.

Каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К. Г. Паустовского:

«Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

t1637691514ae.jpg


 


 


 


 

1.Инсценировка «Слово и его лексическое значение» (пар.64)

2.Беседа по вопросам после полученной информации.

-Что такое лексика?

-Что такое лексикология?

-Сколько слов в современном русском словаре?

-Что узнали о толковых словарях?

-Как пользоваться словарем?

t1637691514af.jpg

- Объясните лексическое значение этих слов, составьте с ними словосочетания и вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание:

Пос…деть – пос...деть;

Прим…рять прим…рять

Пол…скать – пол…скать

Вывод: правописание зависит от лексического значения слова.

Укажите грамматическое значение глагола «посидеть»

- А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое?

Записывают дату и тему урока.


 


 


 


 


 


 


 

Рассуждают, предполагают


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Повторяют пунктуацию при прямой речи.

Записывают эпиграф в виде предложения с прямой речью.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Сценка подготовлена группой ребят.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составляют словосочетания и решают орфографические задачи.

Приходят к выводу.

 

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные УУД:

Выделять главное в информации.


 


 


 


 


 


 

Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.


 


 

Уметь пользоваться словарями разных типов.


 


 


 


 


 


 

Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности.

 

Самостоятельная работа.

Выполнить упражнение №329 на стр.152 по образцу в учебнике.

Взаимопроверка.


 


 


 


 


 

 

Осуществили взаимопроверку после выполненной работы.


 


 

 

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

Проверка знаний и умений соседа по парте.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V.Физминутка.

Ложка — это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)

Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.)

Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.)

Оделся и пошел.  (Прыжки на месте.)

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний: работа в группах.


 


 


 


 


 


 

 

- Отдохнули?

И можем продолжать урок.

Дифферцированная работа в группах.

группа: составить синквейн.


 

Синквейн.

Лексика

Богатая, активная

Наследует, используется, изменяется

Богатство русского языка проявляется в лексике

Словарный состав

группа: разгадать кроссворд, используя лексические толкования слов (Упр.331.).


 


 


 


 


 


 

Составляют синквейн


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Разгадывают кроссворд, используя лексическое толкование слов


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные УУД:

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

 

 

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII.Рефлексия

-В заключение урока хочу привести стих. А. Титовича «Слово»

- Подумайте, к чему призывает поэт?

Не забывай

На праведном пути

То, что старик Марк Твен

Сказал когда-то:

- Ты должен

Слово нужное найти,

А не его

Троюродного брата.

- Какую цель ставили на уроке?

- Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

t1637691514ag.jpg

Отвечают на вопросы.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные УУД:

Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

Регулятивные УУД:

Соотносить цели и результаты своей деятельности;

Определяют степень успешности своей работы, согласно критериям.

 

VIII. Домашнее задание.

Упр. 334

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

Список литературы:

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.

https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&lr=33&clid=2300217-7

Заместитель директора по УВР М.А. Калаева

11

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Абаева Дзера Сослановна, 29.11.21 в 05:13 0Ответить Пожаловаться
Прекрасный материал для урока ,спасибо !

Отредактировано 29-11-2021 05:13

Золина Валентина Васильевна, 03.12.21 в 17:11 0Ответить Пожаловаться
Все виды деятельности были объединены общей тематикой языкового материала и творческо-поисковой формой деятельности. Выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока оказались рациональны. Работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счёт чередования видов деятельности, интересных заданий, мотивации. позволила простимулировать познавательную активность детей.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.