Технологическая карта урока русского языка «Слово и его лексическое значение» (5 класс)
Технологическая карта урока
СоставилаХабалова Н.А., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Тема урока: |
Слово и его лексическое значение. |
Учитель: |
Хабалова Н.А. |
Предмет: |
русский язык |
Класс: |
5 «А» |
Дата проведения: |
20.12.2020г. |
Количество учащихся: |
37 |
Тип урока: |
комбинированный урок |
Цели урока:
|
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания. метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки. познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала. коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем. |
Понятия: |
лексика, лексикология, лексическое значение слова |
Методы обучения: |
проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения |
Вид используемых ИКТ: |
мультимедийная презентация. |
Оборудование: |
мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, толковый словарь С. И. Ожегова |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
- Добрый день, ребята! – Чтобы грамотными стать, Надо много нам читать. Надо быть активным, А еще желательно Делать все внимательно! -Договорились? -Тогда вас ждёт удача. |
Демонстрируют своё настроение. |
Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
- Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел. |
Отвечают на поставленный вопрос.
|
Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: Самоконтроль Познавательные УУД: Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Работа с эпиграфом.
III. Открытие нового знания.
IV. Закрепление изученного материала. |
- Давайте сформулируем тему урока «Слово и его лексическое значение». - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? -Каковы цели и задачи урока? Зачитать цели и задачи урока на слайде - Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К. Г. Паустовского: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
1.Инсценировка «Слово и его лексическое значение» (пар.64) 2.Беседа по вопросам после полученной информации. -Что такое лексика? -Что такое лексикология? -Сколько слов в современном русском словаре? -Что узнали о толковых словарях? -Как пользоваться словарем? - Объясните лексическое значение этих слов, составьте с ними словосочетания и вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание: Пос…деть – пос...деть; Прим…рять – прим…рять Пол…скать – пол…скать Вывод: правописание зависит от лексического значения слова. Укажите грамматическое значение глагола «посидеть» - А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое? |
Записывают дату и тему урока.
Рассуждают, предполагают
Повторяют пунктуацию при прямой речи. Записывают эпиграф в виде предложения с прямой речью.
Сценка подготовлена группой ребят.
Составляют словосочетания и решают орфографические задачи. Приходят к выводу.
|
Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Познавательные УУД: Выделять главное в информации.
Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
Уметь пользоваться словарями разных типов.
Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности.
|
Самостоятельная работа. |
Выполнить упражнение №329 на стр.152 по образцу в учебнике. Взаимопроверка.
|
Осуществили взаимопроверку после выполненной работы.
|
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; Проверка знаний и умений соседа по парте. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V.Физминутка. |
Ложка — это ложка, (Шагаем на месте.) Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.) Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.) У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.) Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.) Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.) Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.) Оделся и пошел. (Прыжки на месте.) |
Выполняют гимнастику. |
Личностные УУД: Снять напряжение и утомление на уроке. |
VI. Обобщение и систематизация знаний: работа в группах.
|
- Отдохнули? И можем продолжать урок. Дифферцированная работа в группах. группа: составить синквейн.
Синквейн. Лексика Богатая, активная Наследует, используется, изменяется Богатство русского языка проявляется в лексике Словарный состав группа: разгадать кроссворд, используя лексические толкования слов (Упр.331.). |
Составляют синквейн
Разгадывают кроссворд, используя лексическое толкование слов |
Коммуникативные УУД: Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. |
VII.Рефлексия |
-В заключение урока хочу привести стих. А. Титовича «Слово» - Подумайте, к чему призывает поэт? Не забывай На праведном пути То, что старик Марк Твен Сказал когда-то: - Ты должен Слово нужное найти, А не его Троюродного брата. - Какую цель ставили на уроке? - Добились мы поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. |
Отвечают на вопросы.
|
Коммуникативные УУД: Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности; Определяют степень успешности своей работы, согласно критериям.
|
VIII. Домашнее задание. |
Упр. 334 |
Записывают домашнее задание. |
|
Список литературы:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.
Заместитель директора по УВР М.А. Калаева
11
Абаева Дзера Сослановна
Золина Валентина Васильевна
Хабалова Наталья Асламбековна