Сочинение «Слово как источник счастья»
Слово как источник счастья
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить», - этими знаменитыми строками о всемогуществе слова из стихотворения В. Шефнера я мог бы начать свою работу (впрочем, написав это, я именно так и сделал, не правда ли?), но мне показалось, что это было бы весьма банально. Поэтому я говорю: «Аквамарин!» Кажется, что-то чувствую, но навряд ли это счастье. А вы? Тоже нет? Странно. Ну ладно, тогда не воспринимайте это всерьез. Итак, на повестку дня выносится тот факт, что слово может быть источником счастья. Что ж, довольно трудно «спорить» с подобным утверждением. Как говорится, «что написано пером, того не вырубишь топором», особенно когда в душе полностью с ним согласен (а также с учетом того, что человечество до сих пор не знает более точной категории для выражения своих мыслей, чем слова, простая человеческая речь; за исключением экспрессивных жестов и мимики, которые могут не всегда восприниматься окружающими в правильном ключе (*контексте*)). Я хочу сказать, что сложно выразить то, что ощущаешь в душе, или в сознании, или еще глубже, то есть на подсознательном уровне… но можно постараться это объяснить. Слово как источник счастья?
Да. И я думаю, что счастье это может быть очень многогранно…
Во-первых, само по себе правильно сказанное, я имею ввиду непосредственно красиво вслух произнесенное слово или выражение, может осчастливить человека. Да-да, и хоть большинство людей, об этом, вероятно, не задумывается, я ощущаю такую, хмм… потребность весьма остро. Дело в том, что я немного картавлю – не то что бы это доставляло мне большой дискомфорт, или, чего уж там, страдания (особенно, когда я был помладше), просто мне всегда хотелось общаться с окружающими без каких бы то ни было рамок и ограничений. А сколько раз я порывался, например, весной, где-нибудь в апреле (ну, поближе к каникулам), вскочить перед всем классом на парту, как на броневик, закричать: «Товарищи! Минуточку внимания! Сегодня последний урок, то бишь как ее, алгебра, упраздняется! Вместо нее устанавливается диктату… то есть физкультура (*пролетариата*)! Ура, товарищи! А теперь попрошу всех спокойно расходиться по своим местам…» С давних времен известно, что ораторское искусство помогает добиваться расположения, симпатии других людей, обретать в них своих единомышленников – достаточно вспомнить в качестве примера Ю. Цезаря, А. Линкольна, В. И. Ульянова-Ленина.
Ах да, чуть не забыл! Кого же, скажите на милость, не восхищает деятельность музыкантов, чтецов, а тем более оперных певцов мирового уровня, когда одно слово, спетое ими, в котором даже самый искушенный критик может услышать все мыслимые и немыслимые идеально чисто взятые ноты верхнего регистра, способно вознести как опытного ценителя, так и простого слушателя на седьмое небо?..
Во-вторых, я всегда считал, что по-настоящему счастлив тот, кто может свободно и непринужденно выражать свои мысли, как в разговоре с кем-то, так и на бумаге, тот, кто обладает достаточным словарным запасом и владеет нормами и правилами языка, на котором говорит, знаком с грамматикой. Ум такого человека всегда ясен, мысли в его голове не путаются, не налезают одна на другую, слова не «спотыкаются» друг о дружку, а потому его суждения о каком-либо предмете (*на предмет того или иного явления*) практически всегда обширны, глубоки и разносторонни. В дружеской беседе это позволяет блеснуть остроумием, а в серьезном споре сразить оппонента доказательностью и логичностью своих аргументов. Я вовсе не хочу показаться надменным или самодовольным, пожалуйста, не думайте обо мне плохо, но считаю, что мне в этом плане повезло: эта «свобода слова» у меня, пожалуй, врожденная, хотя, уповать лишь на это было бы неправильно, и очень во многом я благодарен за это моим родителям и бабушке, которые так меня воспитали. Однако в большинстве случаев человек должен для этого напряженно работать, особенно в ситуациях, когда отсутствуют необходимые условия для учебы, обладать достаточным трудолюбием и любопытством, чтобы образовываться самостоятельно, читать книги, слушать радиопередачи, искать друзей, которые могут научить его чему-то новому и полезному. Этой теме посвящено множество пословиц и поговорок (например: «Ученье - свет, неученье – тьма), заключающих в себе знание о пользе учения, ставшее народной мудростью. Меня вдохновил пример лесника Ярмолы из недавно прочитанной мною повести А. И. Куприна «Олеся». Живший в захолустной деревне по среди белорусской глуши, необразованнный, он проявил желание обучаться грамоте, чего от него, «самого ленивого мужика во всем Полесье», казалось бы, уж никак нельзя было ожидать. Он не строил далеко идущих планов, занимаясь по вечерам с главным героем повести, Иваном Тимофеевичем, он лишь хотел научиться писать «хотя бы свою фамилию». Важнее причины, которые его на это сподвигли – в его деревне не было ни одного грамотного жителя, и даже староста «только печать ставил», когда приходила какая-нибудь бумага из волости, и никто не знал, что в ней толком написано. «То хорошо было бы для всех, если бы кто прочесть и расписаться умел», - говорил Ярмола. Вот так грамотно прочитанное или написанное слово может сделать чуточку счастливее не только тебя самого, но и других – пусть даже если это только твоя фамилия.
Но это еще не самое главное.
В-третьих (та-да-да-дам), ключевой, на мой взгляд, особенностью слова, которая дает ему право именоваться источником счастья, является его смысл, смысловая нагрузка. То есть то значение и та эмоциональная окраска, которая вкладывается в него говорящим. Нежность, тоска, ласка, признание, восхищение, одобрение, наконец любовь – весь этот спектр человеческих чувств (лишь немногие из которых я перечислил) можно выразить в нескольких предложениях или даже словах. От того, что именно и как именно мы скажем человеку, будет зависеть его душевное состояние, отношение к нам. Это в конечном счете и определяет, будет ли слово являться для него источником счастья или же нет. Если мы хотим осчастливить человека, недостаточно говорить приятные фразы и делать пустые комплименты, важно вкладывать в слова всего себя, говорить искренно и не кривить душой. Ярче всего данная сила слова проявляется в любви, когда от одного ответа дорогого человека (да или нет) зависит дальнейшая судьба влюбленного. О, как ждет он тогда волнующего: «Я вас люблю», многократно повторяет эту фразу про себя, но страшится произнести ее первым. Особое значение в этом свете приобретает любовная переписка, содержание и характер интимных писем – как, например, в «Евгении Онегине», когда в конце произведения Евгений страстно пишет к Татьяне, горько раскаиваясь в том, как холоден он был с ней ранее. «Я знаю: век уж мой измерен… Что с вами днем увижусь я». Как счастлив был бы он, если бы Татьяна ответила ему взаимностью, намекнула на то, что у нее остались прежние чувства к нему – для этого было бы достаточно пары теплых слов в ответном письме! Бывает и так, что просто само наличие возможности выговориться кому-то или услышать чью-либо ободряющую фразу, делает человека более счастливым, облегчает его душевные переживания. Так, в рассказе «Тоска» А.П. Чехова извозчик Иона скорбит после смерти сына, но его глубочайшая печаль и страдания не находят выхода, ему не с кем поделиться своим горем. В глубокой задумчивости наблюдает он за протекающей мимо него жизнью, пытается заговорить с пассажирами – но никому нет дела до его трагедии… Не найдя ни в ком сочувствия, он рассказывает о смерти сына своей лошади – и ему «как будто бы становится легче», несмотря на то, что доброе животное не может ему ответить… Слово – не только источник счастья, оно обладает живительной силой…
В конце хотелось бы подвести краткий итог (похоже, я снова это уже сделал, или еще нет? Что-то я запутался). Вот он: чтобы слово стало настоящим источником счастья, прежде всего, нужно бережно к нему относиться (не все же только ему на нас работать), думать, перед тем как что-то сказать, обращать внимание на то, как, что и кому говоришь – потому что важно не забывать также и о том, что слово может быть и источником несчастья тоже, и если его неосторожно употребить, можно нечаянно причинить человеку сильную боль. Да… Все это довольно сложно, не находите? Но чтобы эти печальные и тяжелые мысли окончательно не овладели вами, вот как мы поступим. Я говорю: «Констанция!» Я громко восклицаю: «Фельетон!!» Я кричу во все горл : КАНДЕЛЯБРРР!!! Ну как? Все еще ничего? Или вы что-то почувствовали? Хоть чуть-чуть улыбнулись? Лично я – да, и мне хорошо. Еще бы, столько слов написал.