Статья «Семья, как источник воспитания гражданственности, уважения к правам и обязанностям человека»

1
0
Материал опубликован 21 November 2018 в группе

«СЕМЬЯ, КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ

ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА»

(выступление социального педагога С.Н. Лахиной на педсовете 15.11.2018 г.)

Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным все зависит от семьи. Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Образ жизни семьи неразрывно связан с экономической, социальной, политической, духовной сферами жизнедеятельности общества и, в конечном счете, определяет образ жизни общества в целом. Семья является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демократические процессы, и происходит передача традиционной информации от родителей к детям.

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Без семьи невозможно полноценное воспитание человека. Здесь формируются его лучшие качества, созревает личность. Семья является моделью общества, в которой с помощью родителей ребенок осваивает духовную культуру, традиции, свою родословную. В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, образе жизни семьи и усваиваются как единственно возможный способ поведения. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

Важным средством воспитания патриотических чувств является пример родителей. Пример – наглядный способ действия, который служит образцом для подражания. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, моральных качествах гражданина Отечества, человеческих качествах отца и матери, исполнении обязанностей членами семьи.

На развитие ребенка также влияют социальные условия жизни: тип семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная), её качественные характеристики (благополучная, неблагополучная); в городе или селе проживает семья; отношение к самому ребёнку в семье.

В нашей образовательной организации по состоянию на 09.11.2018 года 124 семьи, из которых 159 обучающихся получают образование по адаптированной основной общеобразовательной программе. Социальная картина образовательной организации показала следующее:

- многодетных семей 46, из них 69 детей;

- малообеспеченных семей 86, из них 112 детей;

- неполных семей 55, из них 67 детей;

- проживающих в приёмных семьях и государственных учреждениях 27 детей;

- неблагополучных семей 5, из них 8 детей.

Количество родителей составляет 187 человека, из которых имеют следующее образование:

• вспомогательное (коррекционное) - 13 чел.;

• нет образования - 9 чел.;

• основное (8 -9 кл.) - 65 чел.;

• среднее (10-11 кл.) - 39 чел.;

• средне – профессиональное - 55 чел.;

• высшее - 6 чел.

Основная масса родителей (126 человек) имеют основное или среднее образование, коррекционное или вообще не имеют никакого образования, поэтому требуют просвещения не только в вопросах воспитания детей, но и в вопросах гражданского воспитания в семье. Есть семьи, в которых в различных формах и с помощью многообразных средств ведётся работа, связанная с патриотическим воспитанием детей на основании многих источников (книг, кино- и телефильмов, воспоминаний ветеранов войны и труда), но это очень маленькая категория таких семей, в основном родители педагогически некомпетентны в данном вопросе и поэтому роль воспитания гражданско – патриотических чувств у обучающихся ложится на плечи педагогов образовательной организации. Поэтому важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых. Сотрудничество с семьей должно стать основой взаимоотношений образовательной организации с родителями.

В соответствии с ФГОС и в соответствии с Программой «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования семейной культуры предусмотрен предполагаемый результат:

- любовь к близким: отцу, матери, братьям, сёстрам, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России;

- элементарные представления о своей «малой» Родине, её людях, ближайшем окружении и о себе;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, края (населённого пункта), в котором находится ОО;

- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства;

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- уважительное отношение к русскому языку, как государственному.

чтобы реализовать «любовь к близким: отцу, матери, братьям, сёстрам» необходимо акцентировать внимание родителей на то, чтобы они своим примером показывали заботу к своим родителям (бабушкам и дедушкам своих детей), оказывали внимание близким людям. Если этого не происходит в семье, то ребёнок вырастает жестоким, равнодушным, озлобленным;

чтобы реализовать «любовь к образовательной организации» необходимо убеждать родителей о том, чтобы они показывали своё уважение к данному образовательному учреждению и убеждали в этом своих детей;

чтобы реализовать «любовь к своему селу, городу, народу, России» необходимо убеждать родителей совместно с детьми участвовать в благоустройстве села, города (совместные «субботники» возле дома, в селе, в городе), участвовать в праздниках, посвящённых героизму и мужеству народа России (праздники 9 Мая, 23 февраля и т.д.); проявлять бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны;

чтобы выработать элементарные представления о своей «малой» Родине, её людях, ближайшем окружении и о себе» необходимо, чтобы со стороны родителей проводились беседы – обсуждения с ребёнком важных событий, происходящих в семье, в селе, в городе;

Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела:

для повышения «стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города» необходимо сотрудничество классных руководителей с родителями по проведению совместных мероприятий, таких, как «экскурсии в музей», «экскурсии на природу», совместные походы  в музеи, которые также способствуют выработке патриотических чувств, а также привлекать к выступлению родителей на часах общения, где они смогут рассказать обучающимся о своей нелегкой и важной работе (врачи, сотрудники полиции  и др.), это тоже способствует формированию у подростков чувства любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество;

через родительские собрания, классные часы необходимо выработать «негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей» и добиваться соблюдения их самими родителями дома, и обучающимися в общественных местах, познакомить с основным Законом РФ «Конституцией РФ»; способствовать развитию сознательной дисциплинированности, ответственности, способности исправить свои ошибки;

для повышения «интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, края (населённого пункта), в котором находится ОО» необходимо сотрудничать с родителями по проведению праздников гражданственной направленности;

чтобы сформировать «элементарные представления о политическом устройстве Российского государства», необходимо убедить родителей своим примером участия в политических событиях страны, таких, как «выборы Президента», «выборы главы Туринского городского округа» помогут выработать у детей патриотические чувства к своей Родине;

чтобы сформировать «элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России», необходимо, чтобы родители своевременно оформляли паспорта своим детям по достижении ими 14-летия, давали понятие о «гражданине РФ», а также объясняли их обязанности по выполнению Законов, принятых в правовом государстве;

для развития «уважительного отношения к русскому языку, как государственному», необходимо, чтобы родителя понимали, что необходимо выражаться культурно, не используя нецензурную лексику.

Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей. Родители обязаны обеспечить условия для развития ребёнка, заниматься воспитанием детей, правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей со школой и другими учреждениями. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.