Материалы к уроку музыки «Здравствуй, Родина моя!» (2 класс)
Технологическая карта открытого урока русского языка. 6 класс.
Дата проведения урока: 18.01.2023Класс: 6 «А»
Учитель: Бехтерева А.Г.
Тема раздела: Раздел 8. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфография. (107 урок)
Тема урока: «Словообразование имён прилагательных»
Количество часов на тему: 1
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: познакомить со способами словообразования имён прилагательных, научить образовывать прилагательные аффиксальным способом.
Задачи урока:
Обучающая
продолжить изучение темы «Имя прилагательное»,
повторить основные морфологические способы образования слов,
закрепить умение определять способ словообразования прилагательных,
познакомиться со значением некоторых приставок и суффиксов,
Развивающая
развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать) через использование языкового теоретического материала урока,
развиватькоммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на учебном материале урока,
развивать умение работы с текстом (элементы анализа текстовой информации)
Воспитательная
воспитание бережного отношения к языку через работу с лексическим материалом, поэтическим текстом,
воспитывать культуру общения,
воспитание интереса к героическому прошлому России, гражданско-патриотического чувства через знакомство с важным историческим событием- прорыва блокады Ленинграда
Вид учебного занятия (форма проведения): урок
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный – организация действий с объектом изучения (рассказ, беседа, самостоятельная работа).
2. Репродуктивный - составление и предъявление заданий и способов умственной и практической деятельности (работа с книгой, работа по образцу).
3. Частично-поисковый – составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач.
Педагогическая технология: Технология дифференцированного обучения, личностно-ориентированная, системно-деятельностный подход.
Межпредметные связи: литература, история
Формируемые УУД (компетентности):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знание способов словообразования имён прилагательных, значений приставок и суффиксов, соблюдение норм словообразования имён прилагательных. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля самооценки, воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя в диалогах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, публично представлять результаты проведённого языкового анализа, понимать и использовать преимущества индивидуальной и парной работы при решении задач урока, принимать цель совместной деятельности, распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать организацию совместной работы, выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению, оценивать качество своего вклада в общий продукт Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, выявлять проблемы учебных ситуациях; составлять алгоритм решения задачи, выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации, предвидеть трудности, объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь; оценивать соответствие результата цели и условиям общения. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы. Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний, осознание важности русского языка. Выявлять, характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с заданиями, выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте, использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации. | Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном обществе, важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание роли русского языка как государственного языка РФ, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины, к искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; |
Материально-дидактическое оснащение мероприятия (занятия): Ноутбук, проектор,
Словообразование имён прилагательныхPPTX / 6.35 Мб
/data/files/h1675279080.pptx (Словообразование имён прилагательных), интерактивная доска, инструкционно-технологические карты, раздаточный материал, словарь Ожегова и др.
Система контроля
- контроль со стороны педагога на этапе осознания и осмысления обучающимися учебного материала;
- контроль со стороны педагога в процессе выполнения самостоятельной работы обучающихся;
- самоконтроль, взаимоконтроль на основе учебного элемента.
Реальный результат мероприятия (занятия): научатся образовывать прилагательные аффиксальным способом
ХОД УРОКА
Структура урока | Элементы дидактической структуры, цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД (компетенции) |
I. Организационно-мотивационный этап | Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | 1. Приветствие, проверка готовности к уроку. Слайд 1 2. Создание положительного эмоционального фона урока, снятие тревожности и волнения. - Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный январский денёк. 18 января. Середина зимы. Совсем недавно закончились новогодние и рождественские праздники, каникулы. Они, я уверена, у вас ассоциируются с радостью, счастьем. Слайд 2, 3 3. Историческая справка: рассказ о восьмидесятилетии со дня прорыва блокады Ленинграда. Слайд 4 4. Организация фронтальной беседы по исторической справке, определение человеческих качеств людей, принимавших участие в тех событиях. Вопросы о части речи. Слайд 5 5. Организация словарной работы со словом «целеустремлённый» (орфографическая, орфоэпическая, лексическая, словообразовательная) | Приветствуют учителя, докладывают о готовности к уроку. Слушают вступительное слово учителя, историческую справку о событии 18 января 1943 года, определяют важность исторического события для России. Называют человеческие качества людей того периода. Определяют часть речи слов, выведенных на экран, доказывают, давая определение имени прилагательного. Проводят орфографический и орфоэпический разбор слова, объясняют значение слова, в том числе при помощи толкового словаря, составляют словосочетания, объясняют способ образования слова, записывают слово в словарик. | Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая, гражданско-патриотическая ориентация; выражать положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать Познавательные УУД: постановка, формулирование задачи Регулятивные УУД: организованность во времени, самооценка |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельнос-ти учащихся. | Цель: определение темы, целей, задач, плана урока. | С помощью вопросов направляет мыслительную деятельность учеников для определения темы урока, предлагает отгадать зашифрованное в ребусе слово, побуждает определить цели урока, корректирует цели, предлагает познакомиться с планом урока. - Мы продолжаем изучать часть речи «Имя прилагательное» и не случайно заговорили об образовании прилагательного. Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? В этом вам поможет и ребус. Слайд 6, 7 - Откройте тетради и запишите число и тему урока. - Что мы сегодня должны узнать? Чему научиться? Какова будет цель нашего урока? (Вспомнить основные способы образования слов, словообразовательный разбор, узнать, каким способом образуются имена прилагательные, научиться правильно образовывать их) - У каждого на парте лежит план нашего урока. Прочитайте, что нам предстоит сделать. План. (Приложение 1) 1. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Словообразование прилагательных» 2. Определение значений некоторых словообразовательных морфем. 3. Образование прилагательных при помощи суффиксов и приставок. 4. Выполнение самостоятельной работы по теме урока. | С помощью ребуса и наводящих вопросов учителя определяют тему урока, цели урока, записывают число и тему, знакомятся с планом урока. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; Познавательные: повторить, закрепить знания учащихся о прилагательном, словообразовании имен прилагательных; повторить правописание сложных имен прилагательных;; развитие умений проводить словообразовательный разбор имен прилагательных; развитие орфографической грамотности. Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
III. Актуализа-ция знаний. | Цель: актуализация изученного, фиксация знаний. | 1. В форме фронтального опроса повторяет изученный материал по теме «Имя прилагательное», «Способы образования слов». - Итак, мы продолжаем изучение раздела «Морфология», более подробно изучаем имя прилагательное. - А скажите, зачем вообще необходимы прилагательные в речи? (делают речь красочной, выразительной, богатой, насыщенной) - Что нового о прилагательном мы узнали на прошлых уроках? (Три разряда по значению: качественные, относительные, притяжательные.) - Назовите одну из главных особенностей качественных прилагательных. (Качественные имеют степени сравнения: сравнительная и превосходную.) (можно пользоваться вашими справочными материалами) - С помощью чего образуется простая сравнительная степень? (суффиксы ее, ей, е, ше) - С помощью чего образуется простая превосходная степень? (суффиксов айш, ейш) - Получается, мы уже знаем, что новые имена прилагательные можно образовать путём добавления суффиксов. - Как называется такой способ образования слов? (суффиксальный) - А какие ещё существуют способы образования слов? 2. Организует практическое повторение по теме «Степени сравнения имени прилагательного» Слайд 8 Задание. Образовать степени сравнения при помощи суффиксов, выделить их. смелый – смелее (-ей), смелейший храбрый –храбрее (-ей), храбрейший отважный –отважнее, отважнейший 3. Обобщает и систематизирует сказанное и выполненное ребятами, оценивает работу у доски. -Обобщим: это качественные прилагательные, они обозначают качество предмета, к тому же имеют степени сравнения. | 1. Отвечают на вопросы учителя, используя личные информационные справочники. 2. Слушают задание, выходят к доске, образуют степени сравнения по предложенному на слайде образцу, записывают, выделяют суффиксы. Остальные ребята работают в тетрадях. 3. Обобщают материал. | Регулятивные: ориентирование в ситуации, прогнозирование Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания, повторить, закрепить знания учащихся о прилагательном, словообразовании имен прилагательных; повторить правописание сложных имен прилагательных. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. Освоение способов совместной деятельности. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
IV. Первичное усвоение новых знаний: | Цель: знакомство с новым материалом, осмысление теоретических фактов, систематизация знаний | 1. Организует работу с теоретическим материалом. - Итак, первый пункт нашей работы по теме – знакомство с учебным материалом. Перед вами лежат информационные листы. Ваша задача – внимательно прочитать текст и ответить на вопросы: как могут образовываться прилагательные. (см. Приложение 2) 2. Организует беседу по прочитанному теоретическому материалу. - От слов каких частей речи образуются прилагательные? - Назовите два основных способа образования прилагательных? - Что такое аффиксы? - Объясните подробнее, что значит образование прилагательных аффиксальным способом? - Какие типы сложения выделяются? - Что значит сочинительный тип сложения? - Как пишутся прилагательные, образованные данным типом? - Что значит подчинительный тип сложения? - Как пишутся такие прилагательные? - А как вообще называются слова, образованные от двух самостоятельных слов? Почему? (Сложные слова, так как имеют несколько корней) Слайд 9 - Обобщим изученное: имена прилагательные могут образовываться от существительных, глаголов, наречий, числительных, прилагательных аффиксальным способом, т.е при помощи, приставок и суффиксов, и путём сложения. 3. Знакомит со значениями некоторых словообразовательных аффиксов. Слайд 10, 11 - Об образовании прилагательных путём сложения, их правописании мы более подробно поговорим на следующих уроках. Какой второй пункт нашего урока? (Дети читают план). И сейчас заострим внимание на аффиксах, познакомимся со значением некоторых суффиксов и приставок. Очень важно бывает порой понимать значения этих морфем, так как добавляя их, мы образуем новое слово, точнее и правильнее передаём свои мысли. | 1. Ребята читаю первый пункт плана урока, теоретический материал. 2. Отвечают на вопросы учителя по теоретическому материалу. 3. Знакомятся по слайду презентации со значениями суффиксов и приставок. Ребята приводят свои примеры с данными суффиксами и приставками. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; Познавательные: повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; повторить правописание сложных имен прилагательных; Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
V. Первичная проверка понимания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Цель: осознание и осваивание способов образование прилагательных, выявление ошибок и их коррекция. | Организует парную работу на проверку понимания, объясняет суть задания. - Следующий пункт нашего урока -образование прилагательных при помощи суффиксов и приставок. Начнём в форме игры. На ваших партах лежат карточки с частями слов. Ваша задача, работая вместе с товарищем, собрать как можно быстрее прилагательные, используя подходящие по смыслу приставки и суффиксы. Слова необходимо записать, выделить словообразовательные морфемы, назвать способ образования слов. Побеждает та пара, которая быстрее соберёт слова и правильно определит способ образования. (см. Приложение 3) | Читают второй пункт плана урока. Слушают объяснения учителя. Получают конверты с частями слов, составляют слова, подбирая подходящие по смыслу словообразовательные морфемы, записывают составленные слова. Представитель каждой пары выходит и записывает слово, выделяя морфемы, называя способ образования. | Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
VI. Первичное закрепление, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Цель: организация работы над совершенствованием нового навыка, закрепление нового знания, выявление ошибок и их коррекция. | Организует работу с отрывком из стихотворения В. Рождественского. Слайд 12, 13 Работа с поэтическим текстом - Мы познакомились со способами образования прилагательных и узнали значения некоторых словообразовательных морфем. Но вернёмся к началу урока, вспомните, о каком событии мы с вами говорили. - Перед вами отрывок стихотворения Всеволода Александровича Рождественского «В огневом героическом споре…». Прочитайте выразительно стихотворение. И горячим рывком из засады На туманной январской заре Разорвали мы обруч блокады В штыковой беспощадной игре! Окруженный огня горизонтом, Ленинград, опаленный в борьбе, Дружной поступью, Волховским фронтом С каждым часом мы ближе к тебе! - Чему оно посвящено? (прорыву блокадного кольца Ленинграда) - Какое чувства оно рождает? (гордость за смелость и отвагу русских солдат-героев) - В. Рождественский - известный советский поэт, военный корреспондент. Его судьба тесно связана с событиями Великой Отечественной войны, так как он был участником прорыва блокады Ленинграда. В дни прорыва блокады Рождественский был все время с частью Волховского фронта, которая первой пошла в наступление, первой проложила путь к Ленинграду. - Задание: найдите прилагательные. - Выпишите из первого четверостишия прилагательные, определите, каким способом образованы выделенные слова, с помощью каких морфем. Туманный – туман, январский – январь, штыковой – штык, беспощадный – пощада. - Посмотрим на значение выделенных в этих словах морфем. Слайд 14 | Ребята слушают отрывок из стихотворения В. Рождественского, знакомятся с личностью поэта-фронтовика, определяют тему отрывка, отвечают на вопросы по содержанию, читают выразительно, находят прилагательные, четыре ученика по очереди у доски выполняют словообразовательный разбор выделенных слов. Закрепляют значение данных суффиксов и приставки. | Личностные: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: формирование навыков речевой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. |
VII. Контроль усвоения изученного. | Цель: контроль изученного в ходе самостоятельной работы, проверка сформированности умений и навыков | Организация работы по выполнению дифференцированных заданий по уровню сложности (1 вариант – высокий, 2 вариант – средний, 3 вариант - низкий ) Слайд 15 - Последний пункт плана урока – самостоятельная работа. Я подготовила вам задание на три варианта. Ваша задача – образовать прилагательные определённым способом, указанным в ваших карточках. Прочитайте инструкцию к заданию, обратите внимание на образец выполнения. После выполнения сдайте карточки. Проверяет правильность выполнения. (см. Приложение 4) | Слушают инструкцию по выполнению дифференцированного задания, читают задание, самостоятельно выполняют работу в карточках. | Личностные: самоопределение, сравнение , выражать положительное отношение к процессу познания; Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка. принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Цель: объяснение сути выполнения домашнего задания, снятие возможных затруднений. | Слайд 16 Знакомит с домашним заданием, комментирует выполнение обязательной для всех теоретической части и практической части на выбор. (см. Приложение 5) | Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания, определяются с практическим заданием. | Личностные: формировать привычку к самоконтролю. Познавательные: применение полученных знаний на практике Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, |
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Цель: повторение изученного, проведение самооценки обучающимися работы на уроке. | Организация рефлексии в форме фронтальной беседы. Слайд 17, 18 - Назовите тему сегодняшнего урока? - Какие цели мы поставили для данного урока? (вспомнить основные способы образования слов, словообразовательный разбор, узнать, каким способом образуются имена прилагательные, научиться правильно образовывать прилагательные) - Достигли мы целей урока? - О каких способах образования прилагательных мы поговорили сегодня подробно? - Что вам показалось сложным на уроке? (были сложности в образовании слов, в правильном выделении словообразовательных морфем, в правильном написании слов) - А каком историческом событии мы ещё сегодня говорили? А почему важно помнить о нём? - Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей 1. На уроке я работал… 2. Своей работой на уроке я… 3. Урок мне показался… 4. За урок я узнал… 5. На уроке я себя чувствовал… 6. Материал урока мне был… 7. Мои одноклассники работали… 8. Хорошо справиться с заданиями урока мне помогали… 9. Больше всего мне понравилось… 10. Домашнее задание мне кажется… Выставление и комментирование оценок. | Отвечают на вопросы, вспоминают цели урока, оценивают достигнутое за урок, свою работу, работу одноклассников, комментарии оценок. | Личностные: способность к самооценке, выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, |
Организационно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности.
Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный январский денёк. 18 января. Середина зимы. Совсем недавно закончились новогодние и рождественские праздники, каникулы. Они, я уверена, у вас ассоциируются с радостью, счастьем.
Историческая справка.Слайд 2
- Но ровно 80 лет назад 18 января для россиян и для петербуржцев (ленинградцев)произошло более радостное, важное событие.
- Кто может ответить, что произошло в Ленинграде в 1943 году 18 января? Об этом вы говорили на уроке «Разговоры о важном».
- В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв окружённого немцами блокадного Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще целый год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.
Слайд 3
К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тыс. человек. Ближе к полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокадного кольца. Горожане стали выходить на улицы, радуясь, ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, все же значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда и всей России в целом трудно переоценить. Этот путь, названный «дорогой жизни», восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.
- Как вы считаете, благодаря каким человеческим качествам удалось этого добиться? Какие люди смогли это сделать?(смелые, решительные, отважные, самоотверженные, героические, целеустремлённые)
- Безусловно, только такие люди смогли выстоять, не сдаться, бороться, победить. И это, конечно, достойно уважения. А наша задача – помнить об их героическом подвиге, гордиться ими и стараться соответствовать этим героям. Весь сегодняшний лексический материал будет связан с сегодняшним событием.
Слайд 4
- Слова какой части речи мы только что назвали? (имена прилагательные)
- Докажите?Дайте определение имени прилагательного. (отвечают на вопрос какой (какие?), обозначают признак предмета, могут изменяться по родам, числам, падежам, в предложении являются определениями)(можно пользоваться вашими справочными материалами)
Словарная работа.Слайд 5
- Остановимся на слове ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ, поставив его в начальную форму.
- Что обозначает это слово, дайте его лексическое толкование. (стремящийся к цели) - Проверим значение по словарю.
- Составьте словосочетание. (целеустремлённый человек, труд, исследователь, взгляд)
- Какую букву можно проверить, подобрав проверочное слово?
- Скажите, а как же образовалось это слово, каким способом? Докажите.(сложение основ с помощью соединительной гласной е)
- Когда пишется соединительная буква е? (после мягких согласных, шипящих и Ц)
- Откройте словарики в тетради и запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Мы продолжаем изучать часть речи «Имя прилагательное» и не случайно заговорили об образовании прилагательного. Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? В этом вам поможет и ребус.
Слайд 6, 7
- Откройте тетради и запишите число и тему урока.
- Что мы сегодня должны узнать? Чему научиться? Какова будет цель нашего урока?К чему сегодня мы будем стремиться? (Вспомнить основные способы образования слов, словообразовательный разбор, узнать, каким способом образуются имена прилагательные, научиться правильно образовывать их)
- У каждого на парте лежит план нашего урока. Прочитайте, что нам предстоит сделать.
План. (Приложение 1)
1. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Словообразование прилагательных»
2. Определение значений некоторых словообразовательных морфем.
3. Образование прилагательных при помощи суффиксов и приставок.
4. Выполнение самостоятельной работы по теме урока.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос.
- Итак, мы продолжаем изучение раздела «Морфология», более подробно изучаем имя прилагательное.
- А скажите, зачем вообще необходимы прилагательные в речи? (делают речь красочной, выразительной, богатой, насыщенной)
- Что нового о прилагательном мы узнали на прошлых уроках? (Три разряда по значению: качественные, относительные, притяжательные.)
- Назовите одну из главных особенностей качественных прилагательных. (Качественные имеют степени сравнения: сравнительная и превосходную.) (можно пользоваться вашими справочными материалами)
- С помощью чего образуется простая сравнительная степень? (суффиксы ее, ей, е, ше)
- С помощью чего образуется простая превосходная степень? (суффиксов айш, ейш)
- Получается, мы уже знаем, что новые имена прилагательные можно образовать путём добавления суффиксов.
- Как называется такой способ образования слов? (суффиксальный)
- А какие ещё существуют способы образования слов?
Слайд 8
Задание. Образовать степени сравнения при помощи суффиксов, выделить их.(три ученика по цепочке у доски: проговаривают, выделяют суффиксы)
смелый – смелее (-ей), смелейший
храбрый –храбрее (-ей), храбрейший
отважный –отважнее
-Обобщим: это качественные прилагательные, они обозначают качество предмета, к тому же имеют степени сравнения.
Первичное усвоение новых знаний
1. Работа с теоретическим материалом.
- Итак, первый пункт нашей работы по теме – знакомство с учебным материалом. Перед вами лежат информационные листы. Ваша задача –внимательно прочитать текст и ответить на вопросы: как могут образовываться прилагательные.
Приложение 2
Словообразование имён прилагательных. Имена прилагательные образуются морфологическим способом от многих частей речи: глаголов, существительных, наречий, числительных, прилагательных. При этом существует несколько основных способа образования. 1.Аффиксальный способ. (Аффиксы – это приставки и суффиксы) При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных: А)суффиксальный способ: светлый – светленький, весна – весенний Б) приставочный способ: высокий – превысокий, полярный – заполярный В)приставочно-суффиксальный:стол – настольный,дом –бездомный 2. Сложение. При образовании прилагательных путём сложения выделяют два типа: А) сочинительный – слова образуются путём сложения равноправных слов: серо-голубой (от слов серый и голубой), фруктово-ягодный (от слов фрукты и ягоды), такие прилагательные пишутся через дефис; Б) подчинительный – слова образуются от сочетания главного и зависимого слова, часто при помощи соединительных гласных О и Е: древнерусский (от словосочетания Древняя Русь), железнодорожный (железная дорога), такие прилагательные пишутся слитно. |
(Ребята читаю, учитель комментирует)
2. Беседа по прочитанному теоретическому материалу.
- От слов каких частей речи образуются прилагательные?
- Назовите два основных способа образования прилагательных?
- Что такое аффиксы?
- Объясните подробнее, что значит образование прилагательных аффиксальным способом?
- Какие типы сложения выделяются?
- Что значит сочинительный тип сложения?
- Как пишутся прилагательные, образованные данным типом?
- Что значит подчинительный тип сложения?
- Как пишутся такие прилагательные?
- А как вообще называются слова, образованные от двух самостоятельных слов? Почему? (Сложные слова, так как имеют несколько корней)
Слайд 9
- Обобщим изученное: имена прилагательные могут образовываться от существительных, глаголов, наречий, числительных, прилагательных аффиксальным способом, т.е при помощи, приставок и суффиксов, и путём сложения.
3. Знакомство со значения некоторых словообразовательных аффиксов.
- Об образовании прилагательных путём сложения, их правописании мы более подробно поговорим на следующих уроках. Какой второй пункт нашего урока? (Дети читают план). И сейчас заострим внимание на аффиксах, познакомимся со значением некоторых суффиксов и приставок. Очень важно бывает порой понимать значения этих морфем, так как добавляя их, мы образуем новое слово, точнее и правильнее передаём свои мысли.
Слайд 10, 11
Суффиксы | Значение суффиксов | |
-ан-, -ян- | материал, из которого сделан предмет: кожаный, серебряный | |
-ин- | принадлежность к виду животных: звериный, львиный | |
-ск-, - енн-, -онн- | относящийся к чему-либо, характеризующийся чем-либо: отечественный, государственный, революционный | |
-шн-, -н- | отношение ко времени и месту: вчерашний, внешний, зимний | |
-чив-, -лив- | склонность к какому-то действию, наличие чего-либо в избытке: забывчивый, настойчивый, дождливый, пугливый | |
-оват-, -еват- | уменьшительная степень, наличие определённых свойств: беловатый, синеватый | |
-ат- | обладающий чем-либо: бородатый, крылатый | |
Приставки | Значение приставок | |
без-, бес- | Отсутствие чего-либо: бессердечный, бездонный | |
наи- | Усиление признака: наилучший, наиважнейший | |
не- | Выражение отрицательного свойства: несмелый, нехороший | |
пре- | В значении «очень»: премудрый, преспокойный | |
вне- | За пределами чего-то: внештатный, внеурочный | |
на- | Положение на поверхности: настольный, нательный | |
над- | Выше чего-либо: надбровный, надземный | |
под- при- | Ниже чего-либо: подземный, подводный | |
Вблизи чего-либо: приморский, пришкольный | | |
| |
Первичная проверка понимания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Парная работа.
- Следующий пункт нашего урока -образование прилагательных при помощи суффиксов и приставок. Начнём в форме игры. На ваших партах лежат карточки с частями слов. Ваша задача, работая вместе с товарищем, собрать как можно быстрее прилагательные, используя подходящие по смыслу приставки и суффиксы. Слова необходимо записать, выделить словообразовательные морфемы, назвать способ образования слов. Побеждает та пара, которая быстрее соберёт слова и правильно определит способ образования. (Представитель каждой пары выходит и записывает слово, выделяя морфемы, называя способ образования.)
ПРЕ- | ДОЛГ | -ИЙ |
НЕ- | ОБЫЧН | -ЫЙ |
СВЕРХ- | СИЛЬН | -ЫЙ |
БЕС- | СТРАШН | -ЫЙ |
БЕС- | ПОДОБН | -ЫЙ |
ОТВАЖ | -Н- | -ЫЙ |
ТЕРПЕ | -ЛИВ- | -ЫЙ |
ВЕЛИЧ | -АВ- | -ЫЙ |
ПРАЗДНИЧ | -Н- | -ЫЙ |
ОПАСН | -ЕЙШ- | -ЫЙ |
СОЛДАТ | -СК- | -ИЙ |
БЕЗ- | ГРАНИЧ | -Н- | -ЫЙ |
ПО- | ДВИЖ | -Н- | -ЫЙ |
БЕС- | СМЫСЛ | -ЕНН- | -ЫЙ |
БЕЗ- | ВИН | -Н- | -ЫЙ |
ЗА- | РЕЧ | -Н- | -ЫЙ |
Первичное закрепление, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Слайд 12, 13
Работа с поэтическим текстом
- Мы познакомились со способами образования прилагательных и узнали значения некоторых словообразовательных морфем. Но вернёмся к началу урока, вспомните, о каком событии мы с вами говорили.
- Перед вами отрывок стихотворения Всеволода Александровича Рождественского «В огневом героическом споре…». Прочитайте выразительно стихотворение.
И горячим рывком из засады
На туманной январской заре
Разорвали мы обруч блокады
В штыковой беспощадной игре!
Окруженный огня горизонтом,
Ленинград, опаленный в борьбе,
Дружной поступью, Волховским фронтом
С каждым часом мы ближе к тебе!
- Чему оно посвящено? (прорыву блокадного кольца Ленинграда)
- Какое чувства оно рождает? (гордость за смелость и отвагу русских солдат-героев)
- В. Рождественский - известный советский поэт, военный корреспондент. Его судьба тесно связана с событиями Великой Отечественной войны, так как он был участником прорыва блокады Ленинграда.В дни прорыва блокады Рождественский был все время с частью Волховского фронта, которая первой пошла в наступление, первой проложила путь к Ленинграду.
- Задание: найдите прилагательные.
- Выпишите из первого четверостишия прилагательные, определите, каким способом образованы выделенные слова, с помощью каких морфем.
Туманный – туман, январский – январь, штыковой – штык, беспощадный – пощада. (четыре ученика по очереди у доски выполняют словообразовательный разбор)
- Посмотрим на значение выделенных в этих словах морфем. Слайд 14
Суффиксы | Значение суффиксов |
ск-, -ов- | относящийся к чему-либо |
-н- | признак или свойство предмета |
Приставки | Значение приставок |
бес- | отсутствие чего-либо |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Слайд 15
- Последний пункт плана урока – самостоятельная работа. Я подготовила вам задание на три варианта. Ваша задача – образовать прилагательные определённым способом, указанным в ваших карточках. Внимательно прочитайте инструкцию к заданию, обратите внимание на образец выполнения. После выполнения сдайте карточки.
Дифференцированное задание по уровню сложности (1 вариант – высокий, 2 вариант – средний, 3 вариант - низкий
1 вариант .Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным, выделите приставки и суффиксы. Подчеркните сочетание, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Образец: День января – январский день; воин без страха – бесстрашный воин
Блокада Ленинграда-
Озеро льда-
Подвиг героя-
Залп огня-
Город из гранита-
Чувства брата-
Знамёна полка-
Солдат без имени-
2 вариант .
Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на образец. Выделите суффикс. О бразец: алмаз + Н алмазный Суффикс –Н-: радость, дорога, зима, снег Суффикс –ОВ-: ель, пух, берёза Суффикс –ЯН-: земля, глина, шерсть Как называется это способ образования слов? | Образуйте прилагательные с помощью предложенных приставок с опорой на образец. Выделите приставки. О бразец: торопливый + НЕ- неторопливый Приставка СВЕРХ-: сильный, ловкий Приставка ПРЕ-: длинный, важный Приставка БЕС- или БЕЗ-: сердечный, умный Как называется это способ образования слов? |
3 вариант .У данных прилагательных выделите суффиксы и приставки (если есть), с помощью которых образовалось слово.
О бразец: МОЛОЧНЫЙ МОЛОКО, БЕССМЫСЛЕННЫЙ БЕЗ СМЫСЛА
Р ядовой ряд; бесконечный без конца; небольшой большой; хвойный хвоя; уверенный вера; предвоенный военный война
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1.Повторить теоретический материал. Слайд 16
2.По карточкам: выполнить письменно задание на выбор:
1. Списать предложения, вставить пропущенные орфограммы. Выделить приставки и суффиксы у прилагательных.
1) Инт..ресно заноч…вать в (не )знакомом месте.
2) С двух ст..рон сероватые х..лмы окружали (без, бес)конечную угрюмую р...внину
3) Д…лёкие гребни гор в..днелись на г..ризонте.
4) Все гости отправились на праз..ничный концерт
2. Списать, выделить суффиксы и приставки. Подчеркнуть ряд, где все слова образованы приставочным способом?
1) развесёлый, бездонный, раскосый
2) томительный, прескверный, игровой
3) приволжский, безынициативный, антинародный
4) сочувственный, двойной, университетский
3. Образуй прилагательные от существительных. Выделите суффикс. Подбери подходящее по смыслу существительное.
Образец: Шоколад – шоколадная конфета
Наука, фарфор, пища, печь, река, погода, мёд, ремонт, рельсы
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Фронтальная беседа. Слайд 17, 18
- Назовите тему сегодняшнего урока?
- Какие цели мы поставили для данного урока? (вспомнить основные способы образования слов, словообразовательный разбор, узнать, каким способом образуются имена прилагательные, научиться правильно образовывать прилагательные)
- Достигли мы целей урока?
- О каких способах образования прилагательных мы поговорили сегодня подробно?
- Что вам показалось сложным на уроке? (были сложности в образовании слов, в правильном выделении словообразовательных морфем, в правильном написании слов)
- А каком историческом событии мы ещё сегодня говорили? А почему важно помнить о нём?
- Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей
1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я…
3. Урок мне показался…
4. За урок я узнал…
5. На уроке я себя чувствовал…
6. Материал урока мне был…
7. Мои одноклассники работали…
8. Хорошо справиться с заданиями урока мне помогали…
9. Больше всего мне понравилось…
10. Домашнее задание мне кажется…
Выставление и комментирование оценок. Урок окончен, всем спасибо за работу.
Приложение 3
ПРЕ- | ДОЛГ | -ИЙ |
НЕ- | ОБЫЧН | -ЫЙ |
СВЕРХ- | СИЛЬН | -ЫЙ |
БЕС- | СТРАШН | -ЫЙ |
БЕС- | ПОДОБН | -ЫЙ |
ОТВАЖ | -Н- | -ЫЙ |
ТЕРПЕ | -ЛИВ- | -ЫЙ |
ВЕЛИЧ | -АВ- | -ЫЙ |
ПРАЗДНИЧ | -Н- | -ЫЙ |
ОПАСН | -ЕЙШ- | -ЫЙ |
СОЛДАТ | -СК- | -ИЙ |
БЕЗ- | ГРАНИЧ | -Н- | -ЫЙ |
ПО- | ДВИЖ | -Н- | -ЫЙ |
БЕС- | СМЫСЛ | -ЕНН- | -ЫЙ |
БЕЗ- | ВИН | -Н- | -ЫЙ |
ЗА- | РЕЧ | -Н- | -ЫЙ |
Приложение 1
План урока. 1. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Словообразование прилагательных» 2. Определение значений некоторых словообразовательных морфем. 3. Образование прилагательных при помощи суффиксов и приставок. 4. Выполнение самостоятельной работы по теме урока. Приложение 2 Словообразование имён прилагательных. Имена прилагательные образуются морфологическим способом от многих частей речи: глаголов, существительных, наречий, числительных, прилагательных. При этом существует несколько основных способа образования. 1.Аффиксальный способ. (Аффиксы – это приставки и суффиксы) При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных: А)суффиксальный способ: светлый – светленький, весна – весенний Б) приставочный способ: высокий – превысокий, полярный – заполярный В) приставочно-суффиксальный:стол – настольный,дом –бездомный 2. Сложение. При образовании прилагательных путём сложения выделяют два типа: А) сочинительный – слова образуются путём сложения равноправных слов: серо-голубой (от слов серый и голубой), фруктово-ягодный (от слов фрукты и ягоды), такие прилагательные пишутся через дефис; Б) подчинительный – слова образуются от сочетания главного и зависимого слова, часто при помощи соединительных гласных О и Е: древнерусский (от словосочетания Древняя Русь), железнодорожный (железная дорога), такие прилагательные пишутся слитно. | План урока. 1. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Словообразование прилагательных» 2. Определение значений некоторых словообразовательных морфем. 3. Образование прилагательных при помощи суффиксов и приставок. 4. Выполнение самостоятельной работы по теме урока. Приложение 2 Словообразование имён прилагательных. Имена прилагательные образуются морфологическим способом от многих частей речи: глаголов, существительных, наречий, числительных, прилагательных. При этом существует несколько основных способа образования. 1.Аффиксальный способ. (Аффиксы – это приставки и суффиксы) При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных: А)суффиксальный способ: светлый – светленький, весна – весенний Б) приставочный способ: высокий – превысокий, полярный – заполярный В) приставочно-суффиксальный:стол – настольный,дом –бездомный 2. Сложение. При образовании прилагательных путём сложения выделяют два типа: А) сочинительный – слова образуются путём сложения равноправных слов: серо-голубой (от слов серый и голубой), фруктово-ягодный (от слов фрукты и ягоды), такие прилагательные пишутся через дефис; Б) подчинительный – слова образуются от сочетания главного и зависимого слова, часто при помощи соединительных гласных О и Е: древнерусский (от словосочетания Древняя Русь), железнодорожный (железная дорога), такие прилагательные пишутся слитно. |
Приложение 4
1 вариант .Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным, выделите приставки и суффиксы. Подчеркните сочетание, образованное приставочно-суффиксальным способом. Образец: День января – январский день; воин без страха – бесстрашный воин Блокада Ленинграда- Озеро льда- Подвиг героя- Залп огня- Город из гранита- Чувства брата- Знамёна полка- Солдат без имени- |
2 вариант . Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на образец. Выделите суффикс. О бразец: алмаз + Н алмазный Суффикс –Н-: радость, дорога, зима, снег Суффикс –ОВ-: ель, пух, берёза Суффикс –ЯН-: земля, глина, шерсть Как называется это способ образования слов? | Образуйте прилагательные с помощью предложенных приставок с опорой на образец. Выделите приставки. О бразец: торопливый + НЕ- неторопливый Приставка СВЕРХ-: сильный, ловкий Приставка ПРЕ-: длинный, важный Приставка БЕС- или БЕЗ-: сердечный, умный Как называется это способ образования слов? |
3 вариант У данных прилагательных выделите суффиксы и приставки (если есть), с помощью которых образовалось слово. О бразец: МОЛОЧНЫЙ МОЛОКО, Б ЕССМЫСЛЕННЫЙ БЕЗ СМЫСЛА Р ядовой ряд; бесконечный без конца; небольшой большой; хвойный хвоя; уверенный вера; предвоенный военный война |
Приложение 5
Домашнее задание: 1.Повторить теоретический материал. 2.По карточкам: выполнить письменно задание на выбор: 1. Списать предложения, вставить пропущенные орфограммы. Выделить приставки и суффиксы у прилагательных. 1) Инт..ресно заноч…вать в (не )знакомом месте. 2) С двух ст..рон сероватые х..лмы окружали (без, бес)конечную угрюмую р...внину 3) Д…лёкие гребни гор в..днелись на г..ризонте. 4) Все гости отправились на праз..ничный концерт. 2. Списать, выделить суффиксы и приставки. Подчеркнуть ряд, где все слова образованы приставочным способом? 1) развесёлый, бездонный, раскосый 2) томительный, прескверный, игровой 3) приволжский, безынициативный, антинародный 4) сочувственный, двойной, университетский 3. Образуй прилагательные от существительных. Выделите суффикс. Подбери подходящее по смыслу существительное. Образец: Шоколад – шоколадная конфета Наука, фарфор, пища, печь, река, погода, мёд, ремонт, рельсы | Домашнее задание: 1.Повторить теоретический материал. 2.По карточкам: выполнить письменно задание на выбор: 1. Списать предложения, вставить пропущенные орфограммы. Выделить приставки и суффиксы у прилагательных. 1) Инт..ресно заноч…вать в (не )знакомом месте. 2) С двух ст..рон сероватые х..лмы окружали (без, бес)конечную угрюмую р...внину 3) Д…лёкие гребни гор в..днелись на г..ризонте. 4) Все гости отправились на праз..ничный концерт. 2. Списать, выделить суффиксы и приставки. Подчеркнуть ряд, где все слова образованы приставочным способом? 1) развесёлый, бездонный, раскосый 2) томительный, прескверный, игровой 3) приволжский, безынициативный, антинародный 4) сочувственный, двойной, университетский 3. Образуй прилагательные от существительных. Выделите суффикс. Подбери подходящее по смыслу существительное. Образец: Шоколад – шоколадная конфета Наука, фарфор, пища, печь, река, погода, мёд, ремонт, рельсы | Домашнее задание: 1.Повторить теоретический материал. 2.По карточкам: выполнить письменно задание на выбор: 1. Списать предложения, вставить пропущенные орфограммы. Выделить приставки и суффиксы у прилагательных. 1) Инт..ресно заноч…вать в (не )знакомом месте. 2) С двух ст..рон сероватые х..лмы окружали (без, бес)конечную угрюмую р...внину 3) Д…лёкие гребни гор в..днелись на г..ризонте. 4) Все гости отправились на праз..ничный концерт. 2. Списать, выделить суффиксы и приставки. Подчеркнуть ряд, где все слова образованы приставочным способом? 1) развесёлый, бездонный, раскосый 2) томительный, прескверный, игровой 3) приволжский, безынициативный, антинародный 4) сочувственный, двойной, университетский 3. Образуй прилагательные от существительных. Выделите суффикс. Подбери подходящее по смыслу существительное. Образец: Шоколад – шоколадная конфета Наука, фарфор, пища, печь, река, погода, мёд, ремонт, рельсы |
Ирина Владимировна Казарцева
Алёна