12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Магидова Марина Сергеевна265
Россия, Смоленская обл., Смоленск
6

Урок-презентация по русскому языку в 5 классе «Словосочетание. Виды словосочетаний»



Конспект урока по русскому языку


Словосочетания
PPTX / 2.49 Мб

Магидова М.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №1» г. Смоленска

Класс: 5

Тема: Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания.

Цели урока:

продолжить работу с понятием «словосочетание», научиться определять вид словосочетания, строить словосочетания по схемам;

способствовать формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать при работе со словосочетаниями;

воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, а также самостоятельность при изучении нового материала и выполнении заданий творческого характера.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие словосочетания, уметь находить словосочетания в предложении и тексте, строить собственные словосочетания.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

УМК: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

1 Организационный момент. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Проверка домашнего задания (упражнение 397).

Несколько учеников зачитывают составленные ими примеры словосочетаний и предложений.

3. Актуализация полученных ранее знаний. (Слайд №2, №3)

- Что такое словосочетание?

(Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.)

- Как связываются слова в словосочетании?

(Слова связываются грамматически, то есть с помощью предлога и окончания, и по смыслу. Неизменяемые слова связываются только по смыслу.)

- Из чего состоит словосочетание?

(Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова ставится вопрос к зависимому.)

- Все ли из приведённых сочетаний слов являются словосочетаниями и почему?

Читать книгу, белый лист, красный и синий, быстро привыкаешь, котёнок спит, мокрый от дождя.

(Нет, не все. К словосочетаниям не относятся однородные члены предложения – «красный и синий» - и грамматическая основа предложения – «котёнок спит».)

4. Формулирование цели урока, целеполагание.

- Обратите внимание на слайд. (Слайд №4) Мы видим, что все словосочетания разбиты на две группы. Попробуйте предположить, на каком основании словосочетания разделены именно таким образом? На основе своего предположения попробуйте сформулировать тему урока.

Зимний пейзаж, пушистые снежинки, красный от мороза, очертания леса, сверкающий снег, картины природы.

Блестит на солнце, восхищаешься видом, замело снегом, раскрасил окна, искриться от мороза, быстро замерзаешь.

(В левой колонке во всех словосочетаниях главное слово выражено именем существительным или прилагательным; а в правой колонке главное слово во всех словосочетаниях выражено глаголом. Соответственно, тема урока – группы, виды или категории словосочетаний.)

- Как вы думаете, каких целей мы должны достичь за этот урок? (Слайд №5)

(Углубить имеющиеся знания о словосочетании; выяснить, какие виды словосочетаний встречаются в русском языке, научиться отличать их друг от друга)

5. Исследование нового материала. Первичное закрепление.

(Слайд №6) Словосочетание, в котором главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, называется именным.

Стакан воды (сущ. + сущ.);

большая книга (прил. + сущ.);

красный от стыда (прил. + сущ.).

(Слайд №7) Словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом, называется глагольным.

Писать письмо (глаг. + сущ.);

писать аккуратно (глаг. + нареч.).

Работа с упражнением. (Слайд №8) Задание: распределить словосочетания на две группы – именные и глагольные, обозначить главное и зависимое слова. Какие из сочетаний вы не отнесли ни к одной из групп? Почему?

Русский пейзаж, подлинная радость, смотрит с неохотой, таинственно блеснет, плотная завеса, вздохнут леса, из белых башен, влажно и светло, лягут в глубине, облачного мира, мгновенно упадёт. (По Н. Заболоцкому)

(Слайд №9)

Именные словосочетания

Глагольные словосочетания

Русский пейзаж, подлинная радость,

плотная завеса, из белых башен, облачного мира.

Смотрит с неохотой, таинственно блеснет,

лягут в глубине, мгновенно упадёт.

(В таблицу не вошли: «вздохнут леса» - т.к. это грамматическая основа предложения; «влажно и светло» - т.к. это однородные члены предложения.)

Физкультминутка. (Слайд №10)

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

(Слайд №11) Работа с упражнением. Задание: заменить словосочетания типа сущ.+сущ. словосочетаниями типа прил.+сущ. (на основе упр. 121 из рабочей тетради М.Ю. Никулиной к учебнику М.М. Разумовской).

Сумка из кожи, дом из кирпича, рубашка из хлопка, перстень из серебра, участок при школе, пляж из песка, костюм из шерсти, стол из дерева.

(Слайд №12,13)

Сумка из кожи – кожаная сумка,

дом из кирпича – кирпичные дом,

рубашка из хлопка – хлопковая рубашка,

перстень из серебра – серебряный перстень,

участок при школе – пришкольный участок,

пляж из песка – песчаный пляж,

костюм из шерсти – шерстяной костюм,

стол из дерева – деревянный стол.

Можно ли утверждать, что словосочетания в каждой паре обозначают одно и то же? Как называются слова, близкие или совпадающие по лексическому значению?

(Да, словосочетания в каждой паре обозначают одно и то же. Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению, - это синонимы.)

Термин «синоним» можно употреблять не только по отношению к одному слову, но и по отношению к словосочетанию. Таким образом, словосочетания в этом упражнении можно назвать словосочетаниями-синонимами. (Слайд №14)

(Слайд №15) Работа с упражнением. Задание: выписать из предложения все словосочетания.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны
Льет печально свет она.

Волнистые туманы, пробирается сквозь туманы, печальные поляны, льет на поляны, льет печально, льет свет.

(Слайд №16,17) Из какого стихотворения этот отрывок? Кто его автор? Обратите внимание на именные словосочетания в этом предложении. Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? Как называются такие прилагательные?

(Это отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» Александра Сергеевича Пушкина. В этом отрывке два именных словосочетания – «волнистые туманы» и «печальные поляны». Имена прилагательные в этих словосочетаниях не только сообщают информацию о признаке предмета, но и передают авторское отношение к нему. Такие имена прилагательные называются эпитетами.)

6. Подведение итогов урока. (Слайд №18)

Заполните пропуски:

Словосочетание – это…

Словосочетание состоит из…

К словосочетаниям не относятся…

Словосочетание, в котором главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, называется…

Словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом, называется…

Пример словосочетаний-синонимов – это…

7. Рефлексия. (Слайд №19)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Я смог…

8. Домашнее задание: §50, упражнение 405 (стр. 145) – по заданию в учебнике. (Слайд №20)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.