Урок по математике во 2 классе на тему «Сложение вида 26 + 7»
КЛАСС 2
Тема: Устные приемы сложения вида 26+7.
Цели урока:
Образовательные:
Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию обучения, интерес к математике.
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся; обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией;
Развивать умение сравнивать, творческие способности, воображение, смелость, расширить кругозор.
Воспитательные:
Воспитывать в учащихся взаимопомощь и самостоятельность, воспитать трудолюбие, аккуратность, уважительного отношения к старшим и друг к другу, честность, отзывчивость.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний
Форма урока: Урок – сказка.
Оборудование: иллюстрации к сказке, карточка с цифрами, корзинка с яблоками, карточки с тестами.
Литература: 1. «Математика» учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2 (Второе полугодие) / М.И. Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2003.
2. Беженова М.А. Весёлая математика. – Д: Сталкер, 1998. – 320 с.: ил. (Серия «Скоро в школу»).
3.Сычева Н.Г. «Лучшие нестандартные уроки по математике в начальной школе» Библиотека учителя 2014. – 172 с.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОК
1. Организация начала урока
2. Сообщение темы и цели урока
3. Актуализация ранее полученных знаний
3.1 Минутка каллиграфии
3.2 Разгадывание шифра
3.3 Задачи на смекалку. Устный счет
4.Работа по теме урока
4.1 Решение примеров
4.2 Решение задачи
4.3 Решение примеров № 2, с. 66
Физминутка
4.4 Самостоятельная работа №7, с. 66
4.5 Решение примеров № 4, с. 66
4.6 Решение задачи (устно)
5. Рефлексия. Подведение итогов урока
6. Оценки за урок
7. Домашнее задание
Организация начала урока
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
2. Сообщение темы, целей и задач урока
- Сегодня наш урок будет не обычным. Мы с вами отправимся в сказку, научимся считать и решать новые примеры и задачи.
- Девизом нашего урока станут слова. «Считай, смекай, отгадывай и помогай!»
3.Актуализация ранее полученных знаний
Задание 3.1 «Минутка каллиграфии»
-Прежде чем мы отправимся в путешествие, откройте ваши тетради, отступите 2 клетки сверху и 10 клеток от полей и запишите число, классная работа. Сегодня 27 ноября, что вы можете сказать о нем? (двузначное, в записи используется 2 цифры, 2 дес., 7 ед.)
-Теперь отступите клетку вниз и пропишите через клетку число 27.
Задание 3.2 «Разгадывание шифра»
- Расположите числа в порядке возрастания:
- Перед вами примеры, решив которые вы узнаете куда мы сегодня с вами отправимся. Расставьте буквы в порядке возрастания ответов.
- Что у вас получилось?
8+ 5=13 (З) 9 + 6=15 (У)
7+7 = 14 (К) 4 + 8=12 (А)
11- 3=8 (С) 7 + 2=9 (К)
3.3 «Задачи на смекалку, устный счет»
- Готовы ли вы к путешествию? Итак, сказка начинается!
- Сейчас я расскажу вам отрывок из сказки, а вы отгадайте в какую сказку мы с вами отправляемся.
Жили- были муж с женой. Была у них дочка Аленушка и сынок Иванушка.
- Аленушка- говорит мать с отцом. – Мы поедем на базар. А ты не ходи со двора, береги Иванушку. А мы тебе подарки привезем! Уехали родители, а Аленушка позабыла, что ей приказали родители, посадила Иванушку на травку. А сама на улицу побежала и заигралась.
И так, в какую сказку мы с вами сейчас отправимся? (Гуси лебеди)
А Ване скучно стало. Стал он от скуки считать все, что вокруг видел. Поможем ему.
Пять ворон на крышу сели. Еще семь к ним прилетели Отвечайте быстро, смело Сколько всех их прилетело. (12) |
Двенадцать щенят в футбол играли. Шесть щенят домой позвали. Ваня наш сидит, считает. Сколько их теперь играют? (6) |
Пять гусей в пруду купалось, Двое во дворе осталось. Сколько было всех гусей? Сосчитайте поскорей! (7)
|
Шесть опят собрал Игнат, И четыре опенка Собрала его сестренка. Сколько всего опят В корзине у ребят? (10) |
Десять кукол у Наташи, Три ей подарила Маша. Не ленись и не зевай, Кукол вместе сосчитай.(13) |
Папа аквариум Саше купил, На праздник сынишке его подарил. Девять рыбок мама купила, И бабушка четыре еще подарила. А сколько же рыбок? Как Саше узнать? Он мал и еще не умеет считать. Пожалуйста, Саше, друзья, помогите Количество рыбок ему назовите! (13) |
4.Работа по теме урока
4.1 Решение примеров
- Стал Ваня от скуки решать примеры, но у него это плохо получается.
- Давайте ребята поможем Иванушке решить примеры.
24 + 5 28+30 27 + 3 26 + 7
Чем похожи все примеры? (Примеры на сложение, первые слагаемые двузначные, и в них 2 десятка.)
Давайте решим последний пример. Выложим с помощью палочек число 26. (Учащиеся выкладывают 2 пучка палочек по 10 штук в каждом и еще 6 палочек.)
Прибавьте к этому числу палочек еще 7 палочек. Что у вас получилось? (2пучка и 13 палочек.)
Что можно сделать? (Из 13 палочек взять 10, получится пучок, и еще останется 3 палочки.)
Сделаем это. Что у вас получилось? (3 пучка - 30 и еще 3, т. е. 33.)
А как вы получили еще один пучок палочек? (Мы к 6 добавили 4 и получили 10.)
Давайте запишем эти действия числами. (Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.) 26 + 7 = 26 + 4 + 3 = 30 + 3 = 33
Как вы получили 10? (К 6 прибавили 4.)
Сколько у вас палочек еще осталось? (3.)
Значит, как разложили число 7? (4 и 3.)
Что сделали дальше? (К 26 прибавили 4 и еще 3.)
Что получили? (26 + 4 = 30и еще 3 - получится 33.) Молодцы»! Вы помогли Ване решить примеры.
Откройте учебник на с. 66. Посмотрите, совпадают ли наши выводы с тем, что там написано.
- Но вдруг налетели злые гуси- лебеди. Подхватили мальчика и унесли.
Поможем сестрице спасти братца. Ну тогда мы отправляемся в путь вместе с Аленушкой.
4.2 Решение задачи
- На нашем пути печка: «Печка, печка, покажи нам дорогу к Бабе – Яге».
Печка отвечает: « Покажу, если съедите пирожок. Пирожок не простой, а трудная задача».
Бабушка испекла 40 пирожков. За обедом съели 15 пирожков, а за ужином 5 пирожков. Сколько пирожков осталось в корзине?
- Записываем слово ЗАДАЧА
- О чем идет речь в задаче? (о пирожках)
- Что стало с пирожками? (их съели)
- Нам известно сколько бабушка испекла всего пирожков? (40)
- А известно сколько пирожков съели? (нет)
- Какой главный вопрос задачи? (сколько пирожков осталось?)
-На сколько действий данная задача? (2)
- Посмотрите в учебнике, что обозначают выражения?
- А можно эту задачу решить одним действием? (да)
- Кто пойдет и решит задачу одним действием?
- Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?
- Как мы обозначим всего пирожков?
-Отступаем 1 клетку вниз и на 2-й полной клетке записываем краткое условие задачи
Испекла - 40 п.
Съели – 15 п. и 5 п.
Осталось - ? п.
- Отступаем клетку вниз, пишем слово РЕШЕНИЕ и решаем задачу.
-Давайте составим выражение 40-(15+5)=20 (п)
- Записываем слово ОТВЕТ
- Что будем писать в ответе? (20 пирожков осталось)
4.3 Решение примеров № 2, с.66
- На пути у нас яблонька. Яблонька, яблонька покажи нам дорогу к Бабе- Яге.
Яблонька отвечает: «Покажу, если соберете мои яблочки. Яблочки у меня не простые, а волшебные, чтобы яблочки собрать, надо решить примеры. (Дети по очереди у доски решают примеры)
63+7 78+2 54+8=(54+6+2) 6+75=(6+74+1)
63+9= (63+7+2) 78+6=(78+2+4) 62+9=(62+8+1) 8+46=(8+42+4)
ФИЗМИНУТКА
4.4 Самостоятельная работа с. 66 № 7
- Идем мы дальше! Перед нами молочная река - кисельные берега. «Речка, матушка, покажи нам дорогу к Бабе – Яге».
Речка отвечает: « Покажу, если выпьете моего киселька. Кисель то не простой, а с трудным заданием».
- Вам надо на стр. 66 № 7 из трех отрезков выбрать тот, длина которого равна периметру треугольника.
- Как вы это сделаете? (Измеряем все стороны треугольника и сложим)
- Чему равен периметр треугольника? (8 см)
-Какой отрезок равен периметру треугольника? (3)
4.5 Решение примеров № 4, с.66
- И вот перед нами густой лес. Деревья расступятся, если мы правильно решите примеры № 4 на с. 66.
40+28+2=70 70-(12+4)=54
20+56+4=70 100-(28-2)=74
4.6 Решение задачи (устно)
- Ребята! А вот и избушка Бабы- Яги. Но Баба- Яга не хочет отдавать Иванушку и сказала: «Отдаст, но сначала вы должны решить ее задачу»
- Вам надо решить задачу от Бабы-Яги.
Для приготовления приворотного зелья, Баба Яга взяла 40 мухоморов и 26 поганок. Сколько всего грибов взяла Баба Яга для приготовления зелья?
- Отступаем клетку вниз, пишем слово РЕШЕНИЕ и решаем задачу.
-Каким действием будем решать? (сложением 40+26=66;)
- Записываем слово ОТВЕТ
- Что будем писать в ответе? (66 грибов)
- Молодцы! Баба-Яга довольна, что вы решили ее задачку и тем самым помогли сестрице Аленушке спасти братца Иванушку. А за это дед с бабкой привезли вам гостинцы в виде хороших оценок за урок.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Пословица, которая нам помогла на уроке « В знании – сила».
- Как вы понимаете ее значение.
-Давайте вспомним, что удалось нам повторить за урок?
- Что показалось трудным?
- Какое задание было самым интересным?
6. Оценки за урок
7. Домашнее задание
- Дома вам надо будет решить задачу под красной чертой