Урок математики во 2 классе на тему «Сложение и вычитание»

0
0
Материал опубликован 21 June 2019

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №87 г. Оренбурга

 

Открытый урок по математике

на тему «Сложение и вычитание»

 

Учитель: Чичикина И.В.

 

Оренбург, 2019 г.

 

Тема : «Сложение и вычитание».

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели

 

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания при решении уравнений и буквенных выражений; повторить названия компонентов действий сложения и вычитания; закрепить умение решать текстовые задач; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация; воспитывать интерес к урокам математики.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последователь­ность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходи­мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказы­вать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договари­ваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учи­теля; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получен­ную на уроке.

 

Планируемые результаты

 

Предметные:

Развивать умение проверять сложение вычитанием и наоборот; формировать умение применять полученные знания при решении уравнений; повторить названия компонентов действий сложения и вычитания.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспектив­ной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррек­тивы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположе­ние (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведе­ния и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые зна­ния: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познаватель­ные УУД).

 

Межпредмет­ные связи Математика, окружающий мир.

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: учебник, меловая и интерактивная доска, наглядный материал, абак, обучающий диск, карточки для учащихся

 

Ход урока:

 

Организационный момент. Мотивация учащихся.

Ребята, я рада приветствовать всех вас. Желаю вам хорошего настроения на целый день, а в учебе успехов и новых открытий.

Давайте возьмемся за руки и все вместе произнесем слова:

(Учащиеся держатся за руки, учитель произносит слова, учащиеся повторяют их хором вслух)

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

2. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей

- Ребята, отгадайте загадку:

Снегом замела дорожки.

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Кто же это? (Зима).

- Народ ласково называет ее Зимушкой. Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу, где ждёт очень много интересного.

Прочитайте тему нашего урока (слайд)

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Сегодня мы с вами будет совершенствовать свои вычислительные навыки. Будем решать задачи. Повторим, что такое периметр. И узнаем о жизни обитателей зимнего леса.

- Зачем нужны леса? (Леса – это «лёгкие» нашей планеты. Они вырабатывают кислород, дают пищу и убежище животным).

- Итак, мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям:

Ученик 1

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

2- ученик:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги.

Ведь они вам не враги!

 

Оформление тетради. Запишем число, кл работа

Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.

О какой тройке говорится в загадке?
(Три зимних месяца)

- Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

- Назовите волшебное число Зимы (3)

Ребята, сегодня у нас урок волшебный и сказочный. Мы отправляемся в путешествие в зимний лес на волшебной тройке лошадей. Но чтобы прокатиться на этой тройке , вам нужно потрудиться. Для этого нужно красиво и правильно написать цифру 3 в тетради .

 

Каллиграфическая минутка.

- Постарайтесь написать правильно и красиво цифру 3 через клеточку

3 3 3 3 3

 

3. Устный счет.

А) Познавательная математическая цепочка. «Почему животные впадают в спячку?»

Итак мы оказались в зимнем лесу. Как здесь тихо и красиво! Деревья в снежном уборе.

- Зима изменила жизнь птиц и всех животных. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают.

 

Почему животные впадают в спячку? Решите цепочку примеров и узнаете правильный ответ.

Назовите зверей, которые впадают в зимнюю спячку. Дети перечисляют животных, на доске появляются картинки. (Медведь, ёжик, барсук, бурундук и др.)

 

Не хватает пищи – 100.

Спасаются от холода – 90.

Устают за лето, отдыхают – 80.

 

Б) Посмотрите, сколько тропинок в зимнем лесу! Не все обитатели леса спят. Чьи следы можно встретить в зимнем лесу?

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

2, 4, 6,...,...,...

5, 10,15, 20,...,...,... .

 

В) Из каких геометрических фигур составлена ель? (веер)

Сколько треугольников? Четырёхугольников?

Прямоугольников?

Каким общим словом можно назвать все фигуры?

4. Обобщение и систематизация знаний

а) Решение задачи

-Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам.

Он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом

-Кто это? (Белка)

Составьте задачу по краткой записи.

Орехи - 16 шт.

Грибы - ?, на 6 меньше, чем ?

- Что известно? Какой вопрос в задаче?

- Можем ли ответить на вопрос сразу? Почему?

- Составьте план решения задачи.

Решение задачи с записью на доске

Проверка.


 

б) Геометрический материал.

Белка осенью запасает корм на зиму. Прячет грибы и орехи в кладовке, которые она устаивает на различных деревьях. Как то утром белочка решила позавтракать. На берёзе в кладовке грибочки взяла, на сосне и ели шишки. Какой путь проделала белочка?

- Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 12 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели 18 м.

- Как называется фигура, которая у меня получилась?

- Докажите, что это треугольник.

- Что нужно найти? (весь путь белочки). Скажите, что нужно найти, на языке математики.

- Что такое периметр?

- Какой буквой обозначается периметр? (Р)

Выберите формулу периметра треугольника. (на доске)

 

P = a + b + c

P = a + b + a + b

 

(Запись решения учеником у доски)

Р=12 + 4 +18 =34 (м)

Ответ: Р = 34 м.

А теперь послушайте что нам расскажет ___________про жизнь белочки.

В лиственных лесах, убежищем белки становится дупло. В него зверьки натаскивают сухой мох и листву, траву. Если белки живут в хвойных лесах, то они строят себе жилища – гайны, которые представляют собой гнезда, имеющие шарообразную форму. Эти гнезда сделаны из сухих веток. Обычно каждая белка имеет не одно гнездо, а несколько (их количество нередко достигает пятнадцати штук), через каждые два-три дня белки меняют своё жилище.


 

5. Физминутка (елочка)

 

в). Решение уравнений

Ребята, как вы думаете что это за поляна? Кто здесь обитает?

- Кто знает, как называется жилище медведя? (берлога)

 

Медведь еще летом запасается толстым слоем жира. Осенью он готовит свою берлогу, а с приходом холодов уходит туда и спит до самой весны. А так как, он подготовил себе уютное жилище и запасся толстым слоем жира, ему не страшна зимняя стужа. У медведицы в середине февраля появляются 2-3 маленьких медвежонка. Родятся они слепыми и беспомощными. Весит новорожденный медвежонок всего 500 граммов. Пригреются малыши возле матери, посасывают молоко. Да так и лежат в берлоге до теплых весенних дней.


 

Решение уравнений учебник № 20 стр 92

Х+2=20 у-4=12 16-х=16

х=18 Д х=16 Ё х=0 М

Проверка Проверка Проверка

18+2=20 16-4=12 16-0=16

20=20 12=12 16=16

I уравнение у доски ,

II уравнение-комментируем,

III уравнение –самостоятельно.

Проверка

А теперь расположите ответы в порядке возрастания и вы узнаете любимое лакомство медведя. МЁД

г) - Мы идём дальше по зимнему лесу. Соединив все точки по порядку, вы узнаете, кого ещё мы встретили. (Лису и зайца).

1 вариант –лиса, 2 вариант заяц

В мире интересного.

 

Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличие от белки он не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает тихо ли кругом и побежит искать себе пищу под снегом. Заяц легко передвигается по глубокому снегу, т.к. лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью, даже между пальцами и держат его на снегу, как лыжи. Зайца-беляка спасают не только быстрые ноги, но и белая под цвет снега шубка.

 

Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.

 

Задание.

Длина тела лисы 75 см, а длина хвоста 40 см.

На сколько сантиметров длина хвоста короче длины тела?

75см-40см=35 (см)

 

 

А мы продолжаем наше путешествие по зимнему лесу. Ребята, я предлагаю разгадать ребус и вы узнаете из жизни еще одного лесного зверя.

(Волк).

 

В мире животных.

А вот серому волку зима не подарок. С приходом зимы волки не живут в большом лесу, они бегут стаями в травянистые болота, ближе к деревне.

Волка спасают ноги. Он хитер и кровожаден. Нежданно-негаданно нагрянет ночью в деревню – берегись домашняя скотина: ягнята, бараны. Особенно достается гусям, они сами выдают себя, так как хорошо слышат любой шорох и поднимают тревогу, и сами указывают, где они.

Но не всегда волку удается убежать от домашних собак. И приходится волку трудно. Оставшись голодным, волк может погибнуть и от голода и от холода.

 

Задание: Заяц весит 5 кг, а волк на 45 кг больше. Сколько весит волк?

45 кг+5 кг=50 кг

 

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

Групповая работа

Ой , а кто это нас встречает ? Да это же СНЕГОВИК-ПОЧТОВИК, в руке он держит письмо. Ребята, кто такой Снеговик мы знаем! А вот почему почтовик? (потому что он разносит почту).

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Это письмо от Деда Мороза, только оно не простое, а закодированное. Давайте вместе расшифруем послание.

Разделимся на группы. Решим примеры и прочитаем закодированные слова, затем соединим слова и узнаем послание.

 

1 группа

48-10= 56-4=

34-6= 44+36=

70-18= 64+6=

23+5= 90-40=

43-4= 16+13=

25+15= 28+4=

60+20=

Е

Г

А

О

Д

Я

Р

И

Б

Т

80

39

32

28

38

50

52

40

70

29

 

2 группа

48-10= 49-20=

34-6= 3+36=

70- 8= 64+6=

43+5=

90-40=

43-4=

16+13=

25+15=

28+4=

60+20=

С

З

А

О

Д

Ю

Р

В

Я

Л

П

70

62

39

28

48

80

50

29

32

40

38

 

 

3 группа

50-4=

34-5= 3+36=

10+18= 16+12=

35+15= 42-4=

39-7= 34-6=

45+35= 58+22=

 

М

Г

Ы

О

Д

В

С

Н

80

39

32

28

38

50

46

29

 

4 группа

48-18= 56-6=

64+16= 14+14=

20+18= 64+6=

22+5= 92-40=

43-4= 16+11=

 

Е

Ю

А

О

Л

Д

Р

Б

Ж

80

39

27

28

38

50

52

70

30

 

5 группа

44+6= 56+24=

34-6=

14+15= 44+6=

40- 8= 27+43=

20+32= 100-60=

43-4= 56- 26=

60+20= 27+5=

 

Ч

С

Е

О

В

У

Х

Ё

Б

П

70

28

32

39

80

50

52

40

30

29

К доске выходят командиры групп и зачитывают послание:

Дорогие ребята!

Поздравляю вас

с Новым Годом!

Желаю добра,

успехов в учебе!,

 

7. Итог урока.

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, мы возвращаемся в свой класс и подведем итоги

Какое значение имеет ель для зверей и птиц?

Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Хорошими ответами на уроке мы внесли свою частичку в дело по охране и спасению природы

Ребята, за хорошую работу на уроке, Дед Мороз вам дарит подарки- математические раскраски, которые вы раскрасите дома


 

8. Рефлексия. (слайд)

Закончите предложения на слайде

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Поднимите соответствующий смайлик

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали объяснения своих одноклассников. - Думаю, что утренний поход в гости, доставил вам удовольствие, вы отлично справились с заданиями.

- Урок окончен.

 

1 группа

69-10= 56-4=

24-6= 44+25=

80-18= 54+4=

53+5= 90-21=

73-4= 26+14=

25+15=

40+20=

 

Е

Б

Я

У

А

Р

И

Б

Т

18

62

58

52

40

59

60

70

69

 

1 группа

69-10= 56-4=

24-6= 44+25=

80-18= 54+4=

53+5= 90-21=

73-4= 26+14=

25+15=

40+20=

Е

Б

Я

У

А

Р

И

Б

Т

18

62

58

52

40

59

60

70

69

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.