Урок математики во 2 классе на тему «Сложение и вычитание»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №87 г. Оренбурга
Открытый урок по математике
на тему «Сложение и вычитание»
Учитель: Чичикина И.В.
Оренбург, 2019 г.
Тема : «Сложение и вычитание».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели
Образовательные:
- формировать умение применять полученные знания при решении уравнений и буквенных выражений; повторить названия компонентов действий сложения и вычитания; закрепить умение решать текстовые задач; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация; воспитывать интерес к урокам математики.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Развивать умение проверять сложение вычитанием и наоборот; формировать умение применять полученные знания при решении уравнений; повторить названия компонентов действий сложения и вычитания.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Межпредметные связи Математика, окружающий мир.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: учебник, меловая и интерактивная доска, наглядный материал, абак, обучающий диск, карточки для учащихся
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация учащихся.
Ребята, я рада приветствовать всех вас. Желаю вам хорошего настроения на целый день, а в учебе успехов и новых открытий.
Давайте возьмемся за руки и все вместе произнесем слова:
(Учащиеся держатся за руки, учитель произносит слова, учащиеся повторяют их хором вслух)
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
2. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей
- Ребята, отгадайте загадку:
Снегом замела дорожки.
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Кто же это? (Зима).
- Народ ласково называет ее Зимушкой. Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу, где ждёт очень много интересного.
Прочитайте тему нашего урока (слайд)
Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Сегодня мы с вами будет совершенствовать свои вычислительные навыки. Будем решать задачи. Повторим, что такое периметр. И узнаем о жизни обитателей зимнего леса.
- Зачем нужны леса? (Леса – это «лёгкие» нашей планеты. Они вырабатывают кислород, дают пищу и убежище животным).
- Итак, мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям:
Ученик 1
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
2- ученик:
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги.
Ведь они вам не враги!
Оформление тетради. Запишем число, кл работа
Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
О какой тройке говорится в загадке?
(Три зимних месяца)
- Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)
- Назовите волшебное число Зимы (3)
Ребята, сегодня у нас урок волшебный и сказочный. Мы отправляемся в путешествие в зимний лес на волшебной тройке лошадей. Но чтобы прокатиться на этой тройке , вам нужно потрудиться. Для этого нужно красиво и правильно написать цифру 3 в тетради .
Каллиграфическая минутка.
- Постарайтесь написать правильно и красиво цифру 3 через клеточку
3 3 3 3 3
3. Устный счет.
А) Познавательная математическая цепочка. «Почему животные впадают в спячку?»
Итак мы оказались в зимнем лесу. Как здесь тихо и красиво! Деревья в снежном уборе.
- Зима изменила жизнь птиц и всех животных. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают.
Почему животные впадают в спячку? Решите цепочку примеров и узнаете правильный ответ.
Назовите зверей, которые впадают в зимнюю спячку. Дети перечисляют животных, на доске появляются картинки. (Медведь, ёжик, барсук, бурундук и др.)
Не хватает пищи – 100.
Спасаются от холода – 90.
Устают за лето, отдыхают – 80.
Б) Посмотрите, сколько тропинок в зимнем лесу! Не все обитатели леса спят. Чьи следы можно встретить в зимнем лесу?
Установите закономерность и продолжите ряд чисел:
2, 4, 6,...,...,...
5, 10,15, 20,...,...,... .
В) Из каких геометрических фигур составлена ель? (веер)
Сколько треугольников? Четырёхугольников?
Прямоугольников?
Каким общим словом можно назвать все фигуры?
4. Обобщение и систематизация знаний
а) Решение задачи
-Отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом
-Кто это? (Белка)
Составьте задачу по краткой записи.
Орехи - 16 шт.
Грибы - ?, на 6 меньше, чем ?
- Что известно? Какой вопрос в задаче?
- Можем ли ответить на вопрос сразу? Почему?
- Составьте план решения задачи.
Решение задачи с записью на доске
Проверка.
б) Геометрический материал.
Белка осенью запасает корм на зиму. Прячет грибы и орехи в кладовке, которые она устаивает на различных деревьях. Как то утром белочка решила позавтракать. На берёзе в кладовке грибочки взяла, на сосне и ели шишки. Какой путь проделала белочка?
- Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 12 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели 18 м.
- Как называется фигура, которая у меня получилась?
- Докажите, что это треугольник.
- Что нужно найти? (весь путь белочки). Скажите, что нужно найти, на языке математики.
- Что такое периметр?
- Какой буквой обозначается периметр? (Р)
Выберите формулу периметра треугольника. (на доске)
P = a + b + c |
P = a + b + a + b |
(Запись решения учеником у доски)
Р=12 + 4 +18 =34 (м)
Ответ: Р = 34 м.
А теперь послушайте что нам расскажет ___________про жизнь белочки.
В лиственных лесах, убежищем белки становится дупло. В него зверьки натаскивают сухой мох и листву, траву. Если белки живут в хвойных лесах, то они строят себе жилища – гайны, которые представляют собой гнезда, имеющие шарообразную форму. Эти гнезда сделаны из сухих веток. Обычно каждая белка имеет не одно гнездо, а несколько (их количество нередко достигает пятнадцати штук), через каждые два-три дня белки меняют своё жилище.
5. Физминутка (елочка)
в). Решение уравнений
Ребята, как вы думаете что это за поляна? Кто здесь обитает?
- Кто знает, как называется жилище медведя? (берлога)
Медведь еще летом запасается толстым слоем жира. Осенью он готовит свою берлогу, а с приходом холодов уходит туда и спит до самой весны. А так как, он подготовил себе уютное жилище и запасся толстым слоем жира, ему не страшна зимняя стужа. У медведицы в середине февраля появляются 2-3 маленьких медвежонка. Родятся они слепыми и беспомощными. Весит новорожденный медвежонок всего 500 граммов. Пригреются малыши возле матери, посасывают молоко. Да так и лежат в берлоге до теплых весенних дней.
Решение уравнений учебник № 20 стр 92
Х+2=20 у-4=12 16-х=16
х=18 Д х=16 Ё х=0 М
Проверка Проверка Проверка
18+2=20 16-4=12 16-0=16
20=20 12=12 16=16
I уравнение у доски ,
II уравнение-комментируем,
III уравнение –самостоятельно.
Проверка
А теперь расположите ответы в порядке возрастания и вы узнаете любимое лакомство медведя. МЁД
г) - Мы идём дальше по зимнему лесу. Соединив все точки по порядку, вы узнаете, кого ещё мы встретили. (Лису и зайца).
1 вариант –лиса, 2 вариант заяц
В мире интересного.
Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличие от белки он не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает тихо ли кругом и побежит искать себе пищу под снегом. Заяц легко передвигается по глубокому снегу, т.к. лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью, даже между пальцами и держат его на снегу, как лыжи. Зайца-беляка спасают не только быстрые ноги, но и белая под цвет снега шубка.
Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.
Задание.
Длина тела лисы 75 см, а длина хвоста 40 см.
На сколько сантиметров длина хвоста короче длины тела?
75см-40см=35 (см)
А мы продолжаем наше путешествие по зимнему лесу. Ребята, я предлагаю разгадать ребус и вы узнаете из жизни еще одного лесного зверя.
(Волк).
В мире животных.
А вот серому волку зима не подарок. С приходом зимы волки не живут в большом лесу, они бегут стаями в травянистые болота, ближе к деревне.
Волка спасают ноги. Он хитер и кровожаден. Нежданно-негаданно нагрянет ночью в деревню – берегись домашняя скотина: ягнята, бараны. Особенно достается гусям, они сами выдают себя, так как хорошо слышат любой шорох и поднимают тревогу, и сами указывают, где они.
Но не всегда волку удается убежать от домашних собак. И приходится волку трудно. Оставшись голодным, волк может погибнуть и от голода и от холода.
Задание: Заяц весит 5 кг, а волк на 45 кг больше. Сколько весит волк?
45 кг+5 кг=50 кг
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
Групповая работа
Ой , а кто это нас встречает ? Да это же СНЕГОВИК-ПОЧТОВИК, в руке он держит письмо. Ребята, кто такой Снеговик мы знаем! А вот почему почтовик? (потому что он разносит почту).
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Это письмо от Деда Мороза, только оно не простое, а закодированное. Давайте вместе расшифруем послание.
Разделимся на группы. Решим примеры и прочитаем закодированные слова, затем соединим слова и узнаем послание.
1 группа
48-10= 56-4=
34-6= 44+36=
70-18= 64+6=
23+5= 90-40=
43-4= 16+13=
25+15= 28+4=
60+20=
Е |
Г |
А |
О |
Д |
Я |
Р |
И |
Б |
Т |
80 |
39 |
32 |
28 |
38 |
50 |
52 |
40 |
70 |
29 |
2 группа
48-10= 49-20=
34-6= 3+36=
70- 8= 64+6=
43+5=
90-40=
43-4=
16+13=
25+15=
28+4=
60+20=
С |
З |
А |
О |
Д |
Ю |
Р |
В |
Я |
Л |
П |
70 |
62 |
39 |
28 |
48 |
80 |
50 |
29 |
32 |
40 |
38 |
3 группа
50-4=
34-5= 3+36=
10+18= 16+12=
35+15= 42-4=
39-7= 34-6=
45+35= 58+22=
М |
Г |
Ы |
О |
Д |
В |
С |
Н |
80 |
39 |
32 |
28 |
38 |
50 |
46 |
29 |
4 группа
48-18= 56-6=
64+16= 14+14=
20+18= 64+6=
22+5= 92-40=
43-4= 16+11=
Е |
Ю |
А |
О |
Л |
Д |
Р |
Б |
Ж |
80 |
39 |
27 |
28 |
38 |
50 |
52 |
70 |
30 |
5 группа
44+6= 56+24=
34-6=
14+15= 44+6=
40- 8= 27+43=
20+32= 100-60=
43-4= 56- 26=
60+20= 27+5=
Ч |
С |
Е |
О |
В |
У |
Х |
Ё |
Б |
П |
70 |
28 |
32 |
39 |
80 |
50 |
52 |
40 |
30 |
29 |
К доске выходят командиры групп и зачитывают послание:
Дорогие ребята!
Поздравляю вас
с Новым Годом!
Желаю добра,
успехов в учебе!,
7. Итог урока.
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, мы возвращаемся в свой класс и подведем итоги
Какое значение имеет ель для зверей и птиц?
Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
Хорошими ответами на уроке мы внесли свою частичку в дело по охране и спасению природы
Ребята, за хорошую работу на уроке, Дед Мороз вам дарит подарки- математические раскраски, которые вы раскрасите дома
8. Рефлексия. (слайд)
Закончите предложения на слайде
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Поднимите соответствующий смайлик
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали объяснения своих одноклассников. - Думаю, что утренний поход в гости, доставил вам удовольствие, вы отлично справились с заданиями.
- Урок окончен.
1 группа
69-10= 56-4=
24-6= 44+25=
80-18= 54+4=
53+5= 90-21=
73-4= 26+14=
25+15=
40+20=
Е |
Б |
Я |
У |
А |
Р |
И |
Б |
Т |
18 |
62 |
58 |
52 |
40 |
59 |
60 |
70 |
69 |
1 группа
69-10= 56-4=
24-6= 44+25=
80-18= 54+4=
53+5= 90-21=
73-4= 26+14=
25+15=
40+20=
Е |
Б |
Я |
У |
А |
Р |
И |
Б |
Т |
18 |
62 |
58 |
52 |
40 |
59 |
60 |
70 |
69 |