МБОУСОШ №1 г.Южи Ивановской области
Учитель Картошкина Наталья Николаевна
Математика
2 класс
Тема урока: Приём вычислений вида 26+4
Тип урока: изучение нового материала
Цели: узнать приём вычислений вида 26+4; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся овладеют приёмом вычислений вида 26+4; научаться применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: пятёрки-жетоны, чудо-коробка, цифры кода (круги разного цвета с пятёркой), презентация, аквариум с пятью рыбками, числовой ряд с пропусками, табличка с темой на доску, карточки, задачи Г.Остера, баскетбольные корзины.
Ход урока.
1.Орг. Момент
Здравствуйте, ребята, садитесь, сегодня урок математики проведу я – королева отметок Пятёрка. Зовут меня Наталья Николаевна.
Учитель в костюме пятёрочки, королевы оценок.
Не валяйте дурачка,
К вам пришла Пятёрочка!
Хочешь ты успешным быть
И меня заполучить
Будь тогда старательным,
Слушай всё внимательно.
Задания усердно выполняй
И терпенье не теряй!
Тебя сразу замечу по поднятой руке,
Меня же ты увидишь отметкой в дневнике.
Прошу проверить, готовы ли вы к уроку. Пока я вам не скажу, прошу ничего на своих столах не трогать.
У меня есть чудо-коробочка. В ней спрятано что-то важное, но чтобы её открыть, надо выполнить мои задания. За каждое задание, я буду награждать вас одной цифрой кода. Когда мы соберём все 3 цифры кода, сможем открыть чудо-коробочку и узнать, что же такое важное в ней спрятано. Начнём.
2.Актуализация знаний (на доске аквариум с рыбками поднявшимися вверх)
1)Устный счёт (аквариум с рыбками)
-Ребята, я очень люблю рыбок. У меня их целый аквариум. Настало время их покормить. Но эти рыбки не простые, они питаются не обычным кормом, как другие рыбки, а правильными ответами!
Сейчас я буду читать вам задачи в стихах, а вы отвечать мне с помощью своих пальчиков.
Дима слив в саду нарвал,
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну – Лене, одну – Саше.
Две осталось у него.
Сколько было слив всего? (5)
Красная шапочка шла по тропинке
Семь пирожков в плетёной корзинке
Бабушке внучка на праздник несла,
Но по дороге часть раздала
Зайчику, ёжику, мышке и белочке.
Сколько гостинцев осталось у девочки?(3)
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?(10)
В хоре семь кузнечиков песни распевали,
Вскоре 2 кузнечика голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов, сколько стало голосов? (5)
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. (6)
Выключить доску
- Вы хорошо справились с задачами, ребята, благодаря вам рыбки наелись. Я называю первую цифру кода.
2) Занимательная нумерация.
На доске ряд чисел. Пропущены числа. К доске приглашаются по одному представителю от каждого ряда, чтобы записать недостающее число.
53, 54, …, 56,57, 58, …, 60, 61, …,63.
- Как называются числа в этом числовом ряду? (Двузначные)
- Из каких разрядов они состоят? (Из десятков и единиц)
-Разложите числа, которые были пропущены на десятки и единицы
5 дес. 5 ед., 5 дес. 9 ед., 6 дес. 2 ед.
- Да, ребята, сегодня на уроке вам придётся заменять числа суммой разрядных слагаемых. За то, что вы справились с этим заданием, вы получаете следующую цифру кода.
- Откройте тетради, отступите 4 клетки вниз, запишите число, классная работа.
3. Сообщение темы урока, постановка цели (через проблемную ситуацию)
На доске:
58-4, 75-2, 39-5, 36-2, 26+4 - последняя цифра кода
- Посмотрите на доску. Здесь записаны выражения.
- Какое выражение отличается от остальных?
Достаю тему из коробки.
Приём вычислений вида 26+4 (переворачиваю таблицу на доске)
Так что нам предстоит делать сегодня на уроке?
Цель: мы будем решать примеры вида 24+6.
Зачем нам нужно знать этот вид приёма вычисления?
Чтобы уметь быстро и правильно считать, сформировать хорошие вычислительные навыки.
4. Объяснение нового материала.
Давайте вернёмся к этому выражению 24+6. Как вы его решили? Я вам предлагаю решить его по алгоритму. (Включить доску) Определить порядок действий
Алгоритм:
Прочитать выражение.
Заменить двузначное число суммой разрядных слагаемых.
Единицы сложить с единицами, получится десяток.
Десятки сложить с десятками.
Прочитать ответ.
Вы проговаривайте этапы алгоритма, а я вам буду писать.
26+4= 20+6+4=20+10=30 –обратить внимание на вид! Число двузначное складывается с однозначным, получаем круглое число.
А теперь запишите это себе в тетрадочку.
5. Первичное закрепление новых знаний.
Откройте учебники на странице 61. Будем работать с номером 1.
Кто может помочь мне и решит первый пример по алгоритму у доски?
(двоих спрашиваю у доски)
Оставшиеся два примера выполните самостоятельно, пользуясь алгоритмом.
Давайте проверим.
Найдите общее во всех этих примерах. (В ответе получается круглое число)
Молодцы ребята, в примерах данного вида в ответе получаются круглые числа. И с этим заданием вы справились.
Закройте учебники и отложите их на край парты.
Сейчас мы немного отдохнём
6. Физкультминутка. (нарядные пятёрки)
7. Продолжение работы по теме урока. Закрепление изученного материала.
Перед вами карточки. Положите их перед собой, решите их.
Задание на карточках
87+3= 46-3=
35+1= 73+7=
35+10= 21+9=
55+5= 16+4=
46-30= 97+3=
Обменяйтесь карточками. Сверьте ваши ответы с ответами на интерактивной доске.
Возьмите карандаши и зачеркните несовпадающие ответы.
Поставьте оценку однокласснику:
«5» - 10 - 9 примеров
«4» - 8-7 примеров
«3» - 6-5 примеров
Обменяйтесь карточками обратно. Поднимите руку те ребята, которые получили 5 за выполненное задание. (Выключить доску) Я награжу вас.
Вы молодцы, сумели справиться с задачами. Теперь давайте поиграем. Моя любимая игра называется «Пятибол», она похожа на баскетбол, но есть и отличие. В корзину вы будите забрасывать не мячи, а примеры изученного сегодня вида. Я повесила на доску 3 пятибольные корзины. Играть в игру мы будем рядами. К доске выходят по одному ученику и записывают составленный пример. Вспомним, что первое слагаемое двузначное, второе однозначное, в результате сложения получается круглое число. Начали (даю пятёрки всем тем, кто верно выполнил задание.)
Рефлексия
Сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы поняли изученную на уроке тему. Я буду говорить предложение. А вы его закончите.
- Сегодня на уроке я на пять узнал…
- Сегодня на уроке я бы поставил пять за задание…
- Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…
- На пять я узнал приём вычислений вида…
Подведение итогов урока
– Чему мы научились сегодня на уроке?
Вы молодцы, мне очень понравилось сегодня играть и учиться с вами. Спасибо вам за работу.