Урок математики в 1 классе на тему «Сложение вида +7»

8
0
Материал опубликован 19 April 2017 в группе

Математика, 12.04.2017 г. Урок № 106.

 Учитель: Руденко Ю.А.

Тема: «Сложение вида +7»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток; формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток; повторить состав чисел 7, 10; развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления; воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения; воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Оборудование: учебник, портрет Ю.А. Гагарина, карточки со словами, счетные палочки, конверты с числами, карточки для игры «Найди пару», карточки с выражениями.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент.

- Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: книга, ручка и тетрадка?

- А сейчас, ребята, поудобней садитесь, не шумите, не вертитесь и внимательно считайте, а спрошу вас – отвечайте. Вам условие понятно? Это слышать мне приятно! Путешествие зовёт первоклашек на урок!

- На чём можно отправиться в путешествие?

- Сегодня мы отправляемся на корабле воздушном, космическом, послушном, мы, обгоняя ветер, несёмся на... (ракете). (На доске открываются карточки со словами: ракета, космос, космонавт.)

- А куда мы с вами полетим? (в космос) 

- Кем вы будете сегодня на уроке? (космонавтами)

2. Актуализация опорных знаний и мотивации.

Для того чтобы начать наш урок необходимо что сделать? (записать число, классная работа). Откройте ваши тетрадочки и запишите. Спинки прямые, ручку держим правильно и не забываем о правильном положении тетради. Проверьте.

2.1. Математический диктант: (двое учеников у доски, остальные в тетради)

- Какое число при счёте следует за числом 11;

- Если из числа вычесть то же число, сколько получится;

- На сколько 10 больше 6;

- Какое число увеличили на 1, если получили 20;

- Какое число стоит между числами 5 и 7;

- Самое маленькое однозначное число.

(Ученики записывают ответы. Проверяется знание нумерации чисел.) Проверяем: 12, 0, 4, 19, 6, 1. 

- Какая здесь закономерность?

-12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире совершил полёт вокруг земного шара.

2.2. Наш класс юных космонавтов будет состоять из 5 экипажей. Поделитесь пожалуйста на группы по 4 человека.

- Чтобы подняться на ракету, нужно выполнить задание, которое сейчас вам разложат на парты дежурные.

Задание для экипажей №1. Для этого задания мне понадобятся помощники, два человека, которые будут выполнять задание отдельно, на доске.

Игра "Найди пару” 

Каждой группе выдаётся конверт с числами. Учащиеся соединяют числа так, чтобы в сумме получилось число 10. Проверка. (Ученики выполняют задание, демонстрируя знание состава числа 10.)

- Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить это задание? (состав числа 10) Все справились с заданием? Вот теперь можно лететь! Космонавты! Во время полёта будьте очень внимательны!

3. Постановка учебной задачи (проблемы). 

- Кто знает значение слова иллюминатор?

(Подготовленный ученик рассказывает значение слова)

Игра "Открой иллюминатор”. 

Открыть иллюминаторы, нам поможет задание под №2. 

Заполнить пустые клеточки.

(Работа в парах. Ученики заполняют таблицу. Демонстрируют знания состава числа 11 и 12.)

11

9

 

8

 
 

4

6

 

12

9

 
 

4

7

 

Задание №3.

На доске записаны примеры:

9+2 9+7

8+3 8+7

7+5 7+7

Сначала детям предложить сравнить примеры в каждом столбике, если затрудняются, задать вопросы:

- Как изменяется первое слагаемое? Как изменяется второе слагаемое? Что происходит с суммой?

- Какие примеры мы с вами уже выучили?

- Какие примеры мы не научились решать? (Дети выделяют выражения второго столбика, так как другие примеры решали на прошлом уроке.)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

- Какие полученные знания нам пригодятся?

(Ученики определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число по частям. Знания состава чисел 7 и 10.)

4. Физкультминутка. 

В невесомости плывём мы под самым потолком! (вдох, выдох)
Корабль качается – раз! (наклон вправо)
Корабль качается – два! (наклон влево)
Корабль качается - три! (наклон вперёд)
В космическом танце замри! (выпрямились)
По ступенькам поднялись. (ходьба на месте)
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.

5. "Открытие” детьми нового знания.

- Посмотрим в наши иллюминаторы. Сколько в космосе загадок и неоткрытых тайн. Попробуем разгадать некоторые из этих тайн.

1. Практическая работа. Учитель предлагает детям приготовить счетные палочки: 9 синих и 7 красных.

- Сколько синих палочек?

- Сколько нам надо прибавить красных?

- Как мы будем прибавлять 7 к 9?

- Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?

- Значит, на какие части разложим число? Почему?

- Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?

Запишем в тетради этот пример.

(На доске карточка с этим примером)

- Вспомним последовательность решения таких примеров:

1) Дополняем до 10.

2) Прибавляем оставшуюся часть.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику стр. 70.

- Рассуждая так же, вычислим 8+7, 7+7.

Примеры сразу записываем в тетрадь, обводим в рамочку. Запомнить!

(На основе составленного плана действий, дети решают и записывают примеры в тетрадь.)

7. Пальчиковая гимнастика "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

8. Самостоятельная работа.

1. Работа в парах. 
Соединить примеры первого столбика с примерами второго столбика.

9+7 9+1+6

8+7 8+2+5

7+7 7+3+4

(Ученики самостоятельно выполняют задания, сравнивают с эталоном (образцом), исправляют ошибки, если они есть.)

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 

При наличии времени, предложить решение задачи № 2, стр. 70.

1. Работа с учебником.

Давайте вспомним правила решения задач:

- составить краткую запись;

- поставить вопрос;

- решение;

- ответ.

Учащиеся читают задачу 2 (с. 70), выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, после этого под руководством учителя составляют  краткую запись:

Сколько действий нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно.)

Какая это задача: простая или составная? (Простая.)

Запишите решение. (6 + 4 = 10 (к.).)

Сформулируйте и запишите ответ задачи.

Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.

Ответ: осталось 10 конфет.

2. Наше путешествие подходит к концу.

Чтобы приземлиться, экипажам нужно выполнить последнее задание.

Игра "Найди одинаковые ракеты” 

- Найдите на рисунке две одинаковые ракеты, раскрасьте их зеленым цветом.

10. Итог урока. Рефлексия деятельности. 

- Из полёта возвратились, мы на землю приземлились.

- Какие задачи мы ставили перед уроком?

- Удалось нам решить поставленные задачи?

- Почему мы примеры обвели в красную рамочку?

Давайте оценим свою работу на уроке, нарисуйте простым карандашом у себя на полях такие смайлики:

- если на уроке было интересно и легко – ;

- если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё потренироваться – ;

- ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации