12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стельмах Светлана Вячеславовна53
Родилась в городе Калуге. С 1988 года работаю в школе. Постоянно повышаю уровень своего педагогического образования, участвую в профессиональных конкурсах, занимаюсь на курсах повышения квалификации. Не представляю свою жизнь без любимой работы.
Россия, Калужская обл., Калуга
2

Урок «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное соподчинение»

ФИО учителя

Стельмах Светлана Вячеславовна

Предмет

Русский язык

Класс

9 «Г»

УМК

Учебник

С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов

Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. - М.: Просвещение, 2005. – 205 с. : ил.

Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное соподчинение.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока:

Углубить знания о сложноподчинённом предложении; развивать навыки владения структурой сложного предложения, в том числе сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными, определять способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; правильно ставить знаки препинания в указанных предложениях. Применять полученные на уроке знания на ГИА.

Предметные результаты

Знать и уметь определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений такого типа, обосновывать условия постановки/ непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Метапредметные результаты

Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; преобразовывать текстовую информацию в схемы.

Личностные результаты

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.


 

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Организует самоопределение учащихся к учебной деятельности «Я готов к уроку» (слайд 1).

Слушают учителя. Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность и правильность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Демонстрируют готовность к уроку.

РУУД: Оценивать свою готовность к уроку.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, промежуточная диагностика

Проводит словарную работу:

(Задание: Напишите под диктовку словарные слова:

Архитектура, искусство, воплотить, пьедестал, галерея, колоссальный, пьеса, режиссёр, труженик, подлинный, пейзаж, фестиваль, мировоззрение, прототип.)

Организует проверку словарных слов:

-Выполните взаимопроверку по «ключу» на слайде (слайд 2) и предложенным критериям.

Организует проверку ранее изученного материала:

Составьте со словами из диктовки два сложноподчинённых предложения с разными по типу придаточными. Ответьте на вопросы: Какое предложение называется сложным? Какое предложение называется сложноподчинённым? Какие типы придаточных вы знаете?

Выполняют словарную работу, осуществляют взаимопроверку по «ключу», оценивают работу по критериям: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 ошибок – «2».

Составляют предложения, отвечают на вопросы.

ПУУД: понимать познавательную задачу.

ПУУД: осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.

КУУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли.

Актуализация знаний (определение границ: знание-незнание)

Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений (что общего между простым предложением, осложнённым однородными членами и сложным предложением с однородным соподчинением)

Подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач урока.

Организует наблюдение за языковым материалом:

- Я предлагаю вам поучаствовать в игре «Четвёртый лишний» (слайд 3). На слайде:

1. Добрый человек помнит свои грехи и забывает про своё добро.

2. И ум, и красота, и сила блекнут перед сердечной добротой.

3. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?

4.Искусство создаёт хороших людей, формирует душу.

Организует проверку ранее изученного материала:

- Чем похожи эти предложения? Что такое однородные члены предложения? Вспомните признаки однородности (выражаются одной частью речи, отвечают на один вопрос, присоединяются к одному и тому же слову), объясните постановку знаков препинания. Что означает термин «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных»?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 

Выявляют затруднения, определяют границы знания – незнания. Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока

Участвуют в совместном диалоге с учителем и учениками. Строят цепочки рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.

Формулируют тему: «Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных».

ПУУД: осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.

РУУД: принимать учебную цель, определять её, уметь слушать, дополнять, уточнять, осознавать недостаточность своих знаний для полных ответов.

КУУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли, правильно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме, приводить аргументы, подтверждать свою позицию.

ЛУУД: понимать значение и смысл обучения, отстаивать свою позицию.

Открытие новых знаний (исследование)

Организует исследовательскую деятельность учащихся по выявлению способов решения учебной задачи.

- Сверьте с материалом п.14 учебника, правильно ли вы дали определение термина «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных».

Организует обсуждение результатов исследования.

Осуществляют исследовательскую деятельность. Выдвигают гипотезы (определение термина «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных», сверяют с образцом в учебнике. Проговаривают правило в парах. Записывают теоретический материал в тетрадь-справочник.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации, строить логические цепочки рассуждений, наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность.

РУУД: ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание), принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии; вносить коррективы в действие после его завершения, замечать допущенные ошибки; осуществлять пошаговый и итоговый контроль, успешно использовать его в решении учебной задачи.

КУУД: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, рассуждать, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ЛУУД: отстаивать свою позицию, оценивать усваиваемое содержание, понимать значение и смысл обучения, адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Восприятие и первичное осознание нового.

Организует работу учащихся по овладению способами деятельности.

(Задание: Перед вами предложения, взятые из тестов И.А. Цыбулько «Типовые экзаменационные задания для подготовки к ОГЭ» (слайд 4). Расставьте знаки препинания, обоснуйте их выбор. Определите тип предложений на слайде по количеству грамматических основ; если СПП, то определите тип придаточных, их подчинение, составьте схемы (в соответствии с алгоритмом определения подчинения придаточных). Правильности постановки знаков препинания проверьте по «ключу» на слайде (слайд 5).

1. А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая берёза.

2. Разбудили его на рассвете, когда началось построение войска и кто-то заметил на стёжке его длинные ноги.

3. У нас были с ним многолетние тяжбы, потому что мы использовали школьный двор для футбола, а он нас гнал.

Принимают участие в работе под руководством учителя, работают с учебником, составляют алгоритм действий. Выполняют задание у доски по алгоритму, с комментированием во внешней речи. Осуществляют контроль и коррекцию.

 

ПУУД: выполнять задания, работая по алгоритму

КУУД: организовывать учебное взаимодействие

РУУД: вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей.

ЛУУД: отстаивать свою точку зрения, оценивать усваиваемое содержание.

Промежуточная диагностика усвоения новых знаний Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Предлагает выполнить задание на бумажных носителях: (Выполните тест по определению подчинения придаточных в сложноподчинённых предложениях – «Найти предложения с однородным соподчинением придаточных. Графически объяснить свой выбор.» Задания для тестов взяты с сайта ФИПИ «Подготовка к ОГЭ. Открытый банк данных. (приложение 1)

Выполняют задание по алгоритму. Осуществляют контроль. Строят логические цепочки рассуждения.

ПУУД: выполнять учебную задачу.

РУУД: вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности:

-Какую цель мы поставили в начале урока? Мы достигли цели урока?

- Мы можем теперь дать определение однородному подчинению придаточных? Как ставятся знаки препинания в СПП с однородным соподчинением, если придаточные соединяются сочинительными союзами? В каком случае между однородными придаточными предложениями ставится точка с запятой?

-Какова тема сегодняшнего урока?

- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

- Какое значение имеют для вас полученные знания?

- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Активно работали – карточка с улыбающимся лицом, недостаточно активно – карточку с грустным лицом

Осуществляют рефлексию.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

РУУД: определять степень успешности своей работы и работы других людей в соответствии с поставленной целью.

КУУД: слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме.

ЛУУД: уметь объективно оценивать себя.

Домашнее задание

Предлагает выбрать домашнее задание (слайд 6):

Выучить теоретический материал в п. 14 учебника и тетради – справочнике. На сайте ФИПИ в разделе «Грамматика и синтаксис» «Открытого банка данных» выбрать 8 сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением. Графически обосновать свой выбор.

Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания.

ЛУУД: понимать значение и смысл обучения, оценить свои индивидуальные возможности

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.