Этап урока
|
Деятельность учителя.
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД
|
Организационный момент.
|
Организует самоопределение учащихся к учебной деятельности «Я готов к уроку» (слайд 1).
|
Слушают учителя. Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность и правильность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Демонстрируют готовность к уроку.
|
РУУД: Оценивать свою готовность к уроку.
|
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, промежуточная диагностика
|
Проводит словарную работу:
(Задание: Напишите под диктовку словарные слова:
Архитектура, искусство, воплотить, пьедестал, галерея, колоссальный, пьеса, режиссёр, труженик, подлинный, пейзаж, фестиваль, мировоззрение, прототип.)
Организует проверку словарных слов:
-Выполните взаимопроверку по «ключу» на слайде (слайд 2) и предложенным критериям.
Организует проверку ранее изученного материала:
Составьте со словами из диктовки два сложноподчинённых предложения с разными по типу придаточными. Ответьте на вопросы: Какое предложение называется сложным? Какое предложение называется сложноподчинённым? Какие типы придаточных вы знаете?
|
Выполняют словарную работу, осуществляют взаимопроверку по «ключу», оценивают работу по критериям: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 ошибок – «2».
Составляют предложения, отвечают на вопросы.
|
ПУУД: понимать познавательную задачу.
ПУУД: осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.
КУУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли.
|
Актуализация знаний (определение границ: знание-незнание)
|
Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений (что общего между простым предложением, осложнённым однородными членами и сложным предложением с однородным соподчинением)
Подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач урока.
Организует наблюдение за языковым материалом:
- Я предлагаю вам поучаствовать в игре «Четвёртый лишний» (слайд 3). На слайде:
1. Добрый человек помнит свои грехи и забывает про своё добро.
2. И ум, и красота, и сила блекнут перед сердечной добротой.
3. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?
4.Искусство создаёт хороших людей, формирует душу.
Организует проверку ранее изученного материала:
- Чем похожи эти предложения? Что такое однородные члены предложения? Вспомните признаки однородности (выражаются одной частью речи, отвечают на один вопрос, присоединяются к одному и тому же слову), объясните постановку знаков препинания. Что означает термин «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных»?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
|
Выявляют затруднения, определяют границы знания – незнания. Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока
Участвуют в совместном диалоге с учителем и учениками. Строят цепочки рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.
Формулируют тему: «Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных».
|
ПУУД: осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.
РУУД: принимать учебную цель, определять её, уметь слушать, дополнять, уточнять, осознавать недостаточность своих знаний для полных ответов.
КУУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли, правильно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме, приводить аргументы, подтверждать свою позицию.
ЛУУД: понимать значение и смысл обучения, отстаивать свою позицию.
|
Открытие новых знаний (исследование)
|
Организует исследовательскую деятельность учащихся по выявлению способов решения учебной задачи.
- Сверьте с материалом п.14 учебника, правильно ли вы дали определение термина «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных».
Организует обсуждение результатов исследования.
|
Осуществляют исследовательскую деятельность. Выдвигают гипотезы (определение термина «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных», сверяют с образцом в учебнике. Проговаривают правило в парах. Записывают теоретический материал в тетрадь-справочник.
|
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации, строить логические цепочки рассуждений, наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность.
РУУД: ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание), принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии; вносить коррективы в действие после его завершения, замечать допущенные ошибки; осуществлять пошаговый и итоговый контроль, успешно использовать его в решении учебной задачи.
КУУД: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, рассуждать, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ЛУУД: отстаивать свою позицию, оценивать усваиваемое содержание, понимать значение и смысл обучения, адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
|
Восприятие и первичное осознание нового.
|
Организует работу учащихся по овладению способами деятельности.
(Задание: Перед вами предложения, взятые из тестов И.А. Цыбулько «Типовые экзаменационные задания для подготовки к ОГЭ» (слайд 4). Расставьте знаки препинания, обоснуйте их выбор. Определите тип предложений на слайде по количеству грамматических основ; если СПП, то определите тип придаточных, их подчинение, составьте схемы (в соответствии с алгоритмом определения подчинения придаточных). Правильности постановки знаков препинания проверьте по «ключу» на слайде (слайд 5).
1. А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая берёза.
2. Разбудили его на рассвете, когда началось построение войска и кто-то заметил на стёжке его длинные ноги.
3. У нас были с ним многолетние тяжбы, потому что мы использовали школьный двор для футбола, а он нас гнал.
|
Принимают участие в работе под руководством учителя, работают с учебником, составляют алгоритм действий. Выполняют задание у доски по алгоритму, с комментированием во внешней речи. Осуществляют контроль и коррекцию.
|
ПУУД: выполнять задания, работая по алгоритму
КУУД: организовывать учебное взаимодействие
РУУД: вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей.
ЛУУД: отстаивать свою точку зрения, оценивать усваиваемое содержание.
|
Промежуточная диагностика усвоения новых знаний Оперирование знаниями в новых ситуациях.
|
Предлагает выполнить задание на бумажных носителях: (Выполните тест по определению подчинения придаточных в сложноподчинённых предложениях – «Найти предложения с однородным соподчинением придаточных. Графически объяснить свой выбор.» Задания для тестов взяты с сайта ФИПИ «Подготовка к ОГЭ. Открытый банк данных. (приложение 1)
|
Выполняют задание по алгоритму. Осуществляют контроль. Строят логические цепочки рассуждения.
|
ПУУД: выполнять учебную задачу.
РУУД: вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Организует рефлексию учебной деятельности:
-Какую цель мы поставили в начале урока? Мы достигли цели урока?
- Мы можем теперь дать определение однородному подчинению придаточных? Как ставятся знаки препинания в СПП с однородным соподчинением, если придаточные соединяются сочинительными союзами? В каком случае между однородными придаточными предложениями ставится точка с запятой?
-Какова тема сегодняшнего урока?
- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?
- Какое значение имеют для вас полученные знания?
- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Активно работали – карточка с улыбающимся лицом, недостаточно активно – карточку с грустным лицом
|
Осуществляют рефлексию.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Оценивают свою работу на уроке.
|
РУУД: определять степень успешности своей работы и работы других людей в соответствии с поставленной целью.
КУУД: слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме.
ЛУУД: уметь объективно оценивать себя.
|
Домашнее задание
|
Предлагает выбрать домашнее задание (слайд 6):
Выучить теоретический материал в п. 14 учебника и тетради – справочнике. На сайте ФИПИ в разделе «Грамматика и синтаксис» «Открытого банка данных» выбрать 8 сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением. Графически обосновать свой выбор.
|
Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания.
|
ЛУУД: понимать значение и смысл обучения, оценить свои индивидуальные возможности
|