Урок русского языка в 9 классе «Сложносочинённое предложение»
«Сложносочинённое предложение»
урок русского языка в 9 классе
Тема урока: Обобщение по теме «Сложносочинённое предложение»
Цель урока: обобщение и закрепление по теме «Сложносочинённое предложение»
Задачи:
1. Образовательные:
1. Закрепить знания о сложносочинённых предложениях (ССП).
2. Формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП.
3. Отработать навык постановки знаков препинания в ССП.
2. Развивающие:
1. Развивать навыки работы с текстом.
2. Развивать логическое и образное мышление, творческое воображение.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство слова.
2. Воспитание сплочённости, доброжелательности.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, тесты, лист обратной связи
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Вы знаете древнего мыслителя и философа Китая Конфу́ция?
Однажды он сказал, что есть три пути познания мудрости: “Путь подражания, путь личного опыта, путь размышления». Ребята, какой путь самый трудный? (ответы уч-ся)
Учитель: Верно: путь подражания – это самый лёгкий путь, путь опыта – это самый трудный путь, путь размышления – это самый благородный путь. Многие идут путём опыта, постоянно ошибаясь, не думая и не принимая советов. Другие, напротив, слепо подражают кому-то, надеясь получить такой же высокий результат. И только немногие способны избежать грубых ошибок, размышляя, сопоставляя, анализируя, сравнивая, наблюдая. Размышление - хоть и самый благородный способ, но все, же он, в особых жизненных ситуациях, не способен будет уберечь от ошибок и бед. Считаю, что все три способа необходимы для полного развития человека.
У нас сегодня необычный урок.
СЛАЙД1 Урок – соревнование, в ходе которого вы сможете проверить свою эрудицию и смекалку. Наша игра поможет вам закрепить и углубить знания, полученные ранее, почувствовать уверенность в своих силах и волю к победе.
В сегодняшней игре победит та команда, которая проявит находчивость, смекалку, внимательность. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Учитель: А теперь попрошу ребят представить свои команды (визитки команд).
Учитель: Если вы выполните следующее задание, вы сможете самостоятельно определить тему игры. Я вам предлагаю прочитать предложения на слайде (дети читают самостоятельно). Как вы думаете, какое предложение лишнее? Определив вид этого предложения, сформулируйте тему нашего урока.
Разгорелась поздняя заря. Ветви деревьев блистали инеем. Весна, но ещё стоят морозы. (Слайд №2).
Учитель: (СЛАЙД3).А какую цель мы поставим? Да, сегодня на уроке мы повторим основные сведения о ССП, потренируемся в выполнении заданий.
Итак, мы приступаем к соревновании.
Напоминаю правила игры (СЛАЙД4)
1. Задания даются одинаковые на листочках. Команда, первая выполнившая задание, поднимает руку
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть возможность заработать балл.
Учитель: Запишите в тетради число, классная работа, тему урока.
Перед вами листы обратной связи. Подпишите листы и отметьте по 5-ти балльной шкале ваше настроение, самочувствие и уровень подготовки в начале урока.
(даю индивидуальное задание уч-ся вида - тесты)
Учитель: Если ребята правильно ответят на вопросы теста, то приносят дополнительные баллы команде.
Наше первое задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут (работают на карточках)
«Верные и неверные утверждения». Если вы согласны с данным утверждением, поставьте +, если не согласны – поставьте -
1.Предложение – это синтаксическая единица (+)
2.Сложное предложение – это такое предложение, которое имеет в своем составе только две грамматические основы и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации и пунктуации (-) (не менее двух)
3. Части сложного предложения, каждая из которых имеет свою собственную грамматическую основу, называют предикативными частями.(+)
4.Части сложного предложения, отделяются одна от другой запятой.(-) (:, ; и -)
5.. В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.(+)
6. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения. (+)
7. ОДНАКО, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ – подчинительные союзы.(-)
8. Запятая перед союзом И не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член.(+)
9. Тире в сложносочиненном предложении ставится, если передается быстрая смена событий(+)
7. В предложении НА НЕБЕ ГОРЕЛИ ЗВЕЗДЫ И СВЕТИЛА ЛУНА ставится запятая перед союзом И (-)
Проверка на СЛАЙДЕ 5 1) + 2) – 3) +4) – 5) + 6) +7) – 8) + 9) + 10 ) -
За каждый правильный ответ 1 балл
Учитель: за второе задание вы получите по 3 балла, если оно будет верное. (СЛАЙДЫ 6-7) (работа на листочках)
«Восстановление схемы»
Учитель: Обсудите восстановленную схему. Докажите полученные результаты (отвечают уч-ся) За верный ответ -3 балла
Учитель: следующее задание «Установи соответствия»( СЛАЙДЫ 8-9) (за каждый правильный ответ – 1 балл, работа на листочках)
1) Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
2)Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3)Сложносочинённые
предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
4)Сложноподчинённые
предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
5)Бессоюзные
предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
Учитель: Прочитайте полученные определения. Согласны ли вы? (ответы уч-ся)
Учитель: Сложносочиненные предложения делятся также на три вида. Какие? (ответы уч-ся). Заполните таблицу и озвучьте её. СЛАЙДЫ 10-11(3б)
Соединительные | ? | ? |
? | а же но зато да однако | ? |
- Каковы значения этих союзов?
Вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочиненного предложения.(соединительные союзы передают разнообразные значения: последовательность событий, одновременность протекания событий, действий, причинно-следственных отношений; предложения с противительными союзами чаще всего имеют значения противопоставления или сопоставления и предложения с разделительными союзами обычно передают значения чередования событий или взаимоисключения
Физминутка (СЛАЙД 12)
Следующее задание выполните в тетради (за каждое предложение и схему – 1 б) (СЛАЙДЫ 13-16)
Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.
1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.
Учитель: Какие у вас получились предложения?
Постройте схемы предложений.
1. Он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство.
2. На небе горели звёзды и светила луна.
3. Или я поступаю в институт, или надо было уезжать домой
Учитель: Ответ высветится на экране.
Учитель: Следующее задание творческое (СЛАЙД17)(работа в тетради) Придумайте и запишите ССП с разными союзами, используя начало предложений, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.( СЛАЙДЫ №18 - 23. )Прочитайте полученные тексты, чей текст вам понравился больше?
(за лучший текст - 5 баллов)
Учитель:
(СЛАЙДЫ №24 -27)
В7 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.(1 б)
Ребята ушли,(1) и в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья вернулась к столу,(2) села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть. Когда много лет назад письмо пришло с фронта,(4) все бабы завидовали ей.
В9 Среди предложений (1-7) найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.(2б)
(1) Лес интересен, и каждое его местечко примечательно: где-то земляника с черникой побогаче укрылась, а где-то беленькие грибки с подосиновиками хорошенько из года в год растут. (2) Да и сам по себе лес необычен: то березняком угрюмый ельник сменится, то орешник в глубине соснового бора примостится.(3) Одним словом, лес – загадка. (4)А разгадать – задача не из легких, походишь, потопчешь лесных тропок. (5)А уж коли разгадаешь, так «на коне» будешь.
(6) Есть недалече от нашего дома уж очень потаенное местечко – низина в глубине соснового бора. (7)Вокруг неё огромные сосны-великаны выстроились – в один обхват нипочем не взять, друзей созывай.
Учитель: А сейчас составим алгоритм определения сложносочиненного предложения. Он поможет нам при выполнении заданий ОГЭ (в тетради) (СЛАЙД 28) (5б)
ПРОВЕРКА ТЕСТОВ (за каждый правильный ответ - 1 б)
Подведение итогов урока. (СЛАЙД29)
Учитель: А теперь за подведением итогов урока. Награждение.
Рефлексия (лист обратной связи).(СЛАЙД30)
Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по теме «Сложносочиненное предложение» (СЛАЙД31)
33
Кияйкина Наталья Федоровна