СМАРТ-ОБРАЗОВАНИЕ- СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ Подготовила преподаватель О.Е.Бобрик ТОГУЧИНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ ТОГУЧИН - 2018 ПЕДЧТЕНИЯ
Стратегия современного общества Развитие технологий подводит мир к изменению информационного сообщества, что в XXI веке обозначается термином SMART-общество и рассматривается как единственно возможная стратегия современного общества. Ключевая идея – улучшить все аспекты жизни, используя современные технологии, сервисы и Интернет. В чем же заключается идея SMART-образования? Для ответа необходимо рассмотреть процесс развития подходов к образованию. Условно его можно разделить на три этапа и рассмотреть в разрезе пяти видений, таких как знания, технологии, преподавание, учитель и бизнес.
Образование «вчера» Единственным источником знаний для студента был преподаватель, при этом почерпнуть новые знания студент не мог нигде кроме, как в аудитории или в книге, которую ему посоветовал тот же преподаватель.
Образование «сегодня» знания передаются не только от преподавателя к студенту, но и между студентами, что позволяет создавать новый уровень знаний; активно начинают применяться образовательные технологии и преподаватели могут нести знания не только в аудитории; бизнесу необходимы специалисты, подготовленные к обществу знаний.
Образование «завтра» главным источником знаний для студента станет Интернет, технологии будут индивидуально ориентированы и направлены на создание новых знаний; процесс преподавания будет предполагать движение знаниевых объектов в любых направлениях от студента к преподавателю и обратно, от студента к студенту и т.д.
SMART-общество Эпоха информационного общества вступает в стадию смарт (в переводе «умный», «интеллектуальный»). Она характеризуется, прежде всего, наличием коммуникационных технологий коллективной деятельности, которые существенно преобразуют бизнес, образование и прочие виды деятельности в государстве, да и само государство.
SMART образование Smart education, или умное обучение, - это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Ключ к пониманию Smart education – широкая доступность знаний. Контент означает содержимое - любое информационное наполнение ресурса (к примеру, веб-сайта) - вся информация, которую пользователь сможет загрузить на диск компьютера, соблюдая соответствующие законности, в основном для личного пользования
Цель «умного» обучения сделать процесс обучения наиболее эффективным за счет переноса образовательного процесса в электронную среду; скопировать знания преподавателя и предоставить доступ к ним каждому желающему; расширить границы обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей.
Основной причиной использования и внедрения SMART-образования является необходимость совершенствования существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями SMART-экономики и SMART-общества. Основной причиной использования и внедрения SMART-образования является необходимость совершенствования существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями SMART-экономики и SMART-общества. Однако требуются организационные усилия, исследовательская и методическая работа по внедрению стратегий, форм, и методов мобильного обучения. SMART ОБРАЗОВАНИЕ
Технической базой реализации такого образования является весь имеющийся парк устройств как принадлежащие обучающимся, так и учебным заведениям: Технической базой реализации такого образования является весь имеющийся парк устройств как принадлежащие обучающимся, так и учебным заведениям: обычные стационарные компьютеры; ноутбуки; планшеты; смартфоны. SMART ОБРАЗОВАНИЕ
Гаджеты Гаджеты способны помочь лучше изучить и понять любой предмет. Обеспечивают мобильность и помогают адаптировать новые методики преподавания посредством SMART-технологий. Представление о том, что телефон нужен нам только для звонков или для обмена SMS-сообщениями, сегодня не актуально. В образовании поток информации под давлением требований современного мира растет из года в год. Современное образование без использования гаджетов в своих новых подходах преподавания сложно представить.
Гаджеты В программном обеспечении гаджет (виджет) — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют и тд.. Гаджет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка) устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.
Планшет, ноутбук или смартфон? Планшет не является полной заменой ПК или ноутбука, так как его функциональность ограничена высокими требованиями к его мобильности (сочетанию низкого энергопотребления и габаритов), поэтому наши дети чаще пользуются смартфонами для получения доступа к информации.
Преимущества смартфонов Смартфон (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера; смартфоны отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы; установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов, например, электронной почтой и HTML-браузером, мессенджером WhatsApp.
Гаджет, как SMART-инструмент Чтобы создать из гаджета SMART-инструмент для обучения, необходимо установить дополнительное программное обеспечение. Система Google предлагает приложение «Play Маркет», с помощью которого устанавливается любое smart приложение на мобильное устройство. Play Market – это приложение, установленное в стандартных средствах мобильной операционной системы Android смартфонов и планшетов.
Приложение «Play Маркет»
Приложение «Play Маркет» Для того чтобы пользоваться данным приложением необходимо зарегистрировать аккаунт в системе Google. Зарегистрированные пользователи получают доступ ко всем сетевым приложениям системы Google. Это приложение предлагает пользователю широкий спектр категорий как для обучения, так и для досуга.
Использование гаджетов Например, при изучении естественнонаучных дисциплинах, есть возможность установки приложений, способных сделать ваш гаджет прибором, таким как линейка, уровнемер, дальномер, высотомер, измеритель шума, люксометр, детектор металла и т.д. Перечисленные инструменты можно установить, используя приложение «smart tools».
Использование гаджетов Изучая по физике тему «Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука» на смартфоны или планшеты, которыми пользуются обучающиеся, устанавливается программа «Шумомер», каждый студент может выполнить заданную лабораторную работу индивидуально, получив задание из «облака».
Использование гаджетов В настоящее время существует множество прикладных программных продуктов, относящийся к различным областям науки и техники. Решающим фактором, влияющим на выбор программного пакета в учебных целях, оказывается его цена. Стоимость лицензий на использование серьезных ППП оказывается недоступной для множества учебных заведений, но, даже если учебное заведение может позволить приобрести лицензию на полный пакет или его демо-версию, число точек доступа в большинстве случаев будет ограниченным.
Использование гаджетов В настоящее время существует ряд сайтов, позволяющих использовать программы в онлайн-режиме, не требующих скачивания и установки их на компьютер. Главные преимущества данных ресурсов - это возможность доступа к программе в любое время и отсутствие привязанности к определенному компьютеру. Задача преподавателя: научить студента проводить поиск необходимых программ; оценивать адекватность данного ресурса решаемым задачам; обращать внимание на особенности использования программного продукта.
Использование SMART технологий в учебном процессе: обеспечивает реализацию учебно-познавательной, исследовательской, аналитической деятельности; повышает эффективность самостоятельной работы студента, закрепляет базовые знания; повышает познавательную активность и мотивацию усвоения знаний за счет разнообразия форм работы; формирует способность к контрольно-оценочным действиям посредством сравнительного анализа результатов, полученных различными способами; формирует специалиста, способного успешно осуществлять профессиональную деятельность в информационном обществе.
Развитие SMART-технологий в России В контексте развития SMART-технологий принята Государственная программа РФ в 2012году «Информационное общество» (2011-2020). В 2013 году «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ» на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ред. от 07.05.2013) обозначил сетевую форму реализации образовательных программ, применение электронного и дистанционного образовательных технологий.
Источники информации 1. Тихомиров В. П. Мир на пути к Smart Education: новые возможности для развития //http://www.slideshare.net/PROelearning/smart-education-7535648. 2. Багайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: понятие, типология, перспективы //Высшее образование сегодня. 2013г. № 12. с. 52 – 58. 3. Голицина И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании //Образовательные технологии и общество. 2011 г. № 1. С. 241 – 525 //http://grouper.ieee.org/groups/russian/depository/v14_il/html/1.htm.