Статья на тему «Модель дополнительного образования, отвечающая вызовам современности»
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Модель дополнительного образования,
отвечающая вызовам современности
Составитель: Петрова Елена Ильинична,
методист.
Калуга, 2020
Перерождение образования, прежде всего, состоит в том,
что оно становится индустрией возможностей,
а не только транслятором знаний, умений и навыков.
Директор Федерального института развития образования,
академик Российской академии образования,
заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Александр Асмолов
Пояснительная записка
Переход современного общества в постиндустриальную фазу требует образования, ориентированного на развитие способности работать в новом сложном мире и подстраиваться под его требования. Сегодня речь идёт о переходе к интегральному образованию, позволяющему в полной мере раскрыть индивидуальный потенциал каждого человека и коллективный потенциал человечества. Именно поэтому необходимо пересмотреть существующий подход к обучению, в котором во главу угла ставятся прикладные навыки.
Специалисты определяют 6 современных трендов в образовании:
Обучение в течение всей жизни.
Индивидуальные траектории развития.
Цифровая экономика и диджитализация.
Порционное обучение.
Геймификация.
Узкая специализация.
В современном образовательном сообществе набирает популярность новый список грамотностей, называемый «4К»: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа.
По определению авторов доклада «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» [9; С.74] базовыми навыками XXI века являются:
концентрация и управление вниманием (необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой)
эмоциональная грамотность (аффективная область приобретает все большую значимость в работе; понимание своих эмоций, эмпатия, сочувствие помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими);
цифровая грамотность (способность работать в цифровой среде, в том числе AR и VR, будет столь же востребована, как способность писать и читать);
творчество, креативность (при автоматизации рутинной деятельности на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое);
экологическое мышление (понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы);
кросс-культурность (в любом городе, в любой рабочей среде будут встречаться все более разные субкультуры, в том числе за счет разрыва поколений);
способность к самообучению (в быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки).
Очевидно, что формирование модели образования, соответствующей вызовам XXI века − это серьёзная коллективная работа ученых и педагогов, родителей, широкой общественности. А самое главное – создание и развитие этой модели невозможно без участия субъектов образования – учащихся.
Анализируя тенденции развития образования в современном мире, администрация и педагогический коллектив МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» осознают необходимость качественного изменения модели дополнительного образования детей. При этом повышение качества образования – приоритетная задача, которая рассматривается как «управление качеством образования», охватывающее такие виды деятельности, как качество основных условий образовательного процесса, совершенствование качества управления организацией, качество реализации и результатов образовательного процесса и т.д. Но показатели качества образования необходимо пересматривать с учетом вызовов времени, а не только удовлетворения запросов получателей образовательных услуг и их законных представителей.
Актуальность представленного проекта подтверждается его направленностью на реализацию целей и задач, обозначенных в государственных документах стратегического планирования, а именно:
достижения целевых показателей, намеченных в проекте «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
реализацию задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: поддержку научно-технического творчества детей, обозначенной в пункте 2 раздела III «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
достижение целей подпрограммы «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г. № 1642);
осуществление задачи по формированию у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, поставленной в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р);
осуществление задач подпрограммы «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области» (постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области»);
достижение количественных и качественных показателей, обозначенных в национальном проекте «Социальная активность», поддержанных государственным проектом Калужской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики, развитие волонтерского движения, системы оздоровления и отдыха детей в Калужской области» (паспорт проекта утвержден постановлением Правительства Калужской области от 12 февраля 2019 года № 94);
решение задачи модернизации содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике, поставленной в муниципальной программе муниципального образования «Город Калуга» «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга» (постановление Городской Управы г. Калуги от 29 ноября 2013 г. № 373-п).
Позитивные тенденции, способствующие активному поиску и внедрению новой модели образования в учреждении
Позитивные тенденции |
Причины позитивных тенденций |
Меры по сохранению и развитию |
Инновационная деятельность приобрела системный и целенаправленный характер |
Разработка, осмысление и последовательная реализация концепции и программы развития учреждения. |
Целесообразно усилить внимание к модернизации содержания дополнительных программ, внедрению современных технологий в учебный процесс. |
Успешно продвигается формирование командной организационной культуры в коллективе, развиваются демократические основы управления школой. |
Обеспечивается качественный переход из режима функционирования в режим развития. Развивается организационная структура управления (переход из линейно-функциональной на матричную организационную систему управления). |
Необходимо более целенаправленно формировать проблемные, творческие и проектные группы, состоящие из администрации, педагогов, социальных партнеров, направлять их деятельность на разработку и реализацию стержневых направлений развития учреждения. |
Мобилизация социокультурной инфраструктуры проводится на достаточно высоком уровне. |
Целенаправленная организация взаимодействия (список социальных партнеров в приложении). |
Необходимо сохранять и расширять сферы сотрудничества на основе договорных отношений. |
Продолжается постоянный рост качественных показателей уровня обученности, увеличения охвата дополнительным образованием и сохранения контингента обучающихся. |
Целенаправленная реализация программы развития учреждения, к осуществлению задач которой вовлечены все педагоги дополнительного образования. |
Обеспечение стабильного роста результатов. |
Проводится целенаправленное обновление содержания и методов дополнительного образования детей. Содержание дополнительных образовательных программ Центра ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и предпрофессионального самоопределения; формирование и. |
Целенаправленная реализация программы развития учреждения. |
Ежегодное обновление дополнительных программ, увеличение количества программ технической и естественнонаучной направленности, введение в содержание программ модулей, способствующих формированию инновационного мышления и технического образования. |
Развитие творческих способностей учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни |
Социальный запрос и ориентирование на базовые ценности российского общества. |
Вводить в программы модули исследовательской деятельности, увеличить количество программ естественнонаучной направленности. |
Внедрение обучения при помощи информационных и электронных технологий |
Социальный запрос и требования современного образования. |
Развивать обучение при помощи информационных и электронных технологий, привлекать для этого ресурсы социальных партнеров. |
Реализация экспериментальных проектов и программ |
Целенаправленная реализация программы развития учреждения. |
Совершенствовать нормативную базу для реализации экспериментальной инновационной деятельности, стимулировать педагогов. |
Внедрение и активное использование современных педагогических технологий: проблемно−ориентированное и проектно−ориентированное обучение, интерактивные образовательные технологии (игровые методы, диспуты и дискуссии, тренинги и др.). |
Целенаправленная реализация плановых направлений работы педколлектива. |
Повышать уровень профессиональной подготовки педагогов, стимулировать самообразование и взаимообучение педагогов дополнительного образования. |
Более активно внедрять исследовательскую деятельность в повседневную практику, включать данную работу не только старшеклассников, приучать к интеллектуально-творческой и исследовательской деятельности детей, начиная с младшего школьного возраста. |
Социальный запрос и требования современного образования. |
Вводить в дополнительные программы модуль исследовательской деятельности. |
Учащиеся демонстрируют высокие результаты образовательной деятельности, участвуя в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях различного уровня. |
Социальный запрос и реализация задач стратегических государственных программ. |
Стимулировать активную конкурсную деятельность обучающихся и педагогов, вовлечение в нее родительской общественности. |
Формирование у учащихся мотивации к познанию и развитию. |
Тенденция современного образования: превращение учащихся из пассивных потребителей знаний в активных «самоуправляемых» учащихся |
Дальнейшее развитие практик, способствующих появлению самоуправляемых учащихся |
Вовлечение обучающихся в процесс управления проектами, органы самоуправления. |
Стимулирование и создание условий для самоуправления обучающихся, формирования активной гражданской позиции посредством организации деятельности добровольческих сообществ и общественных детских организаций (в рамках деятельности РДШ). |
Основные мероприятия, направленные на воплощение модели образования, отвечающей вызовам современности
Цель: содействие развитию социокультурной среды, способствующей формированию мировоззрения и ценностей «самоуправляемых» обучающихся, адаптивности подрастающего поколения к особенностям социальных и технологических перемен.
Задачи |
Основные мероприятия |
Индикаторы достижения результата |
Методы |
Обновить стратегические и нормативные документы учреждения в соответствии с разработкой новой модели дополнительного образования, отвечающей вызовам времени и соответствующей государственным документам стратегического планирования. |
Создание кросс-функциональной команды для реализации проекта по созданию модели дополнительного образования, отвечающей вызовам будущего. Изучение методической и педагогической литературы, современных концептуальных программ и нормативных документов. Разработка программы развития, учитывающей требования современного образования. |
Наличие разработанной программы развития, обновленных локальных актов. |
Анализ документов |
Совершенствовать содержание образовательных программ. |
Обновить программы, включая в них модули, направленные на: самопознание обучающихся; развитие «эмоционального интеллекта»; практику конструктивного общения и т.п.; обучение на он-лайн платформах; развитие инновационного мышления и креативности; изучение игровых технологий и др. |
Увеличение количества образовательных программ, отвечающих требованиям развития современного общества и вызовам времени. |
Статистические методы Мониторинг образовательных программ Независимый опрос удовлетворенностью качеством образования. |
Способствовать формированию самосознания и развитию «самоуправляемых» обучающихся. |
Обучение учащихся инструментам и техникам, которые улучшат их способность к самообразованию. |
Увеличение количества обучающихся, выстраивающих свою индивидуальную модель дополнительного образования, используя ресурсы Центра «Созвездие» |
Опрос, педагогический анализ |
Активно применять интерактивные методы в образовательной деятельности. |
Способствование проживанию множество ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде. |
Организация деловых и ролевых игр, «педагогического театра», тренингов, дискуссий и диспутов; организация профильных смен, способствующих развитию «самоуправляемых» обучающихся. |
Педагогическое наблюдение, статистические методы. |
Изменение парадигмы образовательных технологий. |
Активное внедрение исследовательских, проектных технологий и образовательных методов, направленных на развитие предпринимательских способностей. |
Активное применение проектных технологий, реализация исследовательских, социальных и предпринимательских проектов. |
Статистические методы Мониторинг применяемых технологий и методов Анализ исследовательской проектной деятельности обучающихся |
Совершенствовать информационную и научно-методическую деятельность |
Разработка методических рекомендаций по формированию самосознания и развитию «самоуправляемых» обучающихся. Подготовка методических разработок занятий и воспитательных мероприятий, нацеленных на отражение современных образовательных тенденций. |
Увеличение количества методических разработок, рекомендаций, публикаций на данную тему. Эффективное использование информационных ресурсов. |
Статистические методы Мониторинг информационной и научно-методической деятельности |
Повышать цифровую грамотность педагогов и учащихся. |
Широкое использование информационных ресурсов в образовании. Повышение квалификации педагогов дополнительного образования. |
Увеличение количества программ, включающих в содержание темы по повышению цифровой грамотности обучающихся.
|
Статистические методы Мониторинг образовательных программ Мониторинг повышения квалификации педагогов Мониторинг уровня цифрового образования обучающихся |
Совершенствовать материально-техническую базу. |
Определение возможных источников финансирования, стимулирования инвестиционных проектов. |
Нормативно-техническая база, позволяющая отвечать требованиям современности. |
Мониторинг и анализ удовлетворенности развитием материально-технических ресурсов. Независимый опрос удовлетворенностью качеством образования |
Активизировать деятельность и расширить полномочия учащихся и родителей – членов Управляющего совета |
Внесение изменений в нормативные документы учреждения. Проведение мероприятий, поддерживающих инициативы обучающихся. |
Активное участие учащихся и родителей – членов Управляющего совета в тактическом и стратегическом управлении. |
Опрос учащихся и родителей – членов Управляющего совета «Удовлетворенность деятельностью Управляющего совета» |
Содействовать реализации волонтерских, социальных проектов и гражданских инициатив учащихся. |
Организовать поддержку волонтерских, социальных проектов и гражданских инициатив учащихся: организовывать обучающие мероприятия; конкурсы социально-значимых инициатив и проектов подростков и молодежи способствовать организации волонтерских сообществ; привлекать ресурсы Центра «Созвездие» для реализации инициатив обучающихся. |
Широкое и разнообразное проявление социальной активности учащимися Центра «Созвездие». |
Статистические методы Мониторинг социальной активности обучающихся |
Список литературы
Проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Государственная программа Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Подпрограмма «Одаренные дети» программы муниципального образования «Город Калуга» «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга». Постановление Городской Управы г. Калуги. от 29 ноября 2013 г. № 373-п.
Быкова, В.Г. Курс успешного руководства школой / В.Г. Быкова. – М..: Педагогический поиск, 2013. – 160 с.
Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю.А. Конаржевский. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 271 с.
Доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» [электронный ресурс] / Сайт «Навыки будущего» − Режим доступа: https://futuref.org/futureskills_ru − Загл. с экрана.
4