12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Петрова337

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги


 

 

Модель дополнительного образования,

отвечающая вызовам современности


 

 

Составитель: Петрова Елена Ильинична,

методист.


 


Калуга, 2020

 

 

Перерождение образования, прежде всего, состоит в том,

что оно становится индустрией возможностей,

а не только транслятором знаний, умений и навыков.

Директор Федерального института развития образования,
академик Российской академии образования,
заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Александр Асмолов


 

Пояснительная записка

Переход современного общества в постиндустриальную фазу требует образования, ориентированного на развитие способности работать в новом сложном мире и подстраиваться под его требования. Сегодня речь идёт о переходе к интегральному образованию, позволяющему в полной мере раскрыть индивидуальный потенциал каждого человека и коллективный потенциал человечества. Именно поэтому необходимо пересмотреть существующий подход к обучению, в котором во главу угла ставятся прикладные навыки.

Специалисты определяют 6 современных трендов в образовании:

Обучение в течение всей жизни.

Индивидуальные траектории развития.

Цифровая экономика и диджитализация.

Порционное обучение.

Геймификация.

Узкая специализация.

В современном образовательном сообществе набирает популярность новый список грамотностей, называемый «4К»: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа.

По определению авторов доклада «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» [9; С.74] базовыми навыками XXI века являются:

концентрация и управление вниманием (необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой)

эмоциональная грамотность (аффективная область приобретает все большую значимость в работе; понимание своих эмоций, эмпатия, сочувствие помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими);

цифровая грамотность (способность работать в цифровой среде, в том числе AR и VR, будет столь же востребована, как способность писать и читать);

творчество, креативность (при автоматизации рутинной деятельности на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое);

экологическое мышление (понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы);

кросс-культурность (в любом городе, в любой рабочей среде будут встречаться все более разные субкультуры, в том числе за счет разрыва поколений);

способность к самообучению (в быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки).

Очевидно, что формирование модели образования, соответствующей вызовам XXI века − это серьёзная коллективная работа ученых и педагогов, родителей, широкой общественности. А самое главное – создание и развитие этой модели невозможно без участия субъектов образования – учащихся.

Анализируя тенденции развития образования в современном мире, администрация и педагогический коллектив МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» осознают необходимость качественного изменения модели дополнительного образования детей. При этом повышение качества образования – приоритетная задача, которая рассматривается как «управление качеством образования», охватывающее такие виды деятельности, как качество основных условий образовательного процесса, совершенствование качества управления организацией, качество реализации и результатов образовательного процесса и т.д. Но показатели качества образования необходимо пересматривать с учетом вызовов времени, а не только удовлетворения запросов получателей образовательных услуг и их законных представителей.

Актуальность представленного проекта подтверждается его направленностью на реализацию целей и задач, обозначенных в государственных документах стратегического планирования, а именно:

достижения целевых показателей, намеченных в проекте «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);

реализацию задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: поддержку научно-технического творчества детей, обозначенной в пункте 2 раздела III «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

достижение целей подпрограммы «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г. № 1642);

осуществление задачи по формированию у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, поставленной в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р);

осуществление задач подпрограммы «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области» (постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области»);

достижение количественных и качественных показателей, обозначенных в национальном проекте «Социальная активность», поддержанных государственным проектом Калужской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики, развитие волонтерского движения, системы оздоровления и отдыха детей в Калужской области» (паспорт проекта утвержден постановлением Правительства Калужской области от 12 февраля 2019 года № 94);

решение задачи модернизации содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике, поставленной в муниципальной программе муниципального образования «Город Калуга» «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга» (постановление Городской Управы г. Калуги от 29 ноября 2013 г. № 373-п).

Позитивные тенденции, способствующие активному поиску и внедрению новой модели образования в учреждении

Позитивные тенденции

Причины позитивных тенденций

Меры по сохранению и развитию

Инновационная деятельность приобрела системный и целенаправленный характер

Разработка, осмысление и последовательная реализация концепции и программы развития учреждения.

Целесообразно усилить внимание к модернизации содержания дополнительных программ, внедрению современных технологий в учебный процесс.

Успешно продвигается формирование командной организационной культуры в коллективе, развиваются демократические основы управления школой.

Обеспечивается качественный переход из режима функционирования в режим развития. Развивается организационная структура управления (переход из линейно-функциональной на матричную организационную систему управления).

Необходимо более целенаправленно формировать проблемные, творческие и проектные группы, состоящие из администрации, педагогов, социальных партнеров, направлять их деятельность на разработку и реализацию стержневых направлений развития учреждения.

Мобилизация социокультурной инфраструктуры проводится на достаточно высоком уровне.

Целенаправленная организация взаимодействия (список социальных партнеров в приложении).

Необходимо сохранять и расширять сферы сотрудничества на основе договорных отношений.

Продолжается постоянный рост качественных показателей уровня обученности, увеличения охвата дополнительным образованием и сохранения контингента обучающихся.

Целенаправленная реализация программы развития учреждения, к осуществлению задач которой вовлечены все педагоги дополнительного образования.

Обеспечение стабильного роста результатов.

Проводится целенаправленное обновление содержания и методов дополнительного образования детей.

Содержание дополнительных образовательных программ Центра ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и предпрофессионального самоопределения; формирование и.

Целенаправленная реализация программы развития учреждения.

Ежегодное обновление дополнительных программ, увеличение количества программ технической и естественнонаучной направленности, введение в содержание программ модулей, способствующих формированию инновационного мышления и технического образования.

Развитие творческих способностей учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Социальный запрос и ориентирование на базовые ценности российского общества.

Вводить в программы модули исследовательской деятельности, увеличить количество программ естественнонаучной направленности.

Внедрение обучения при помощи информационных и электронных технологий

Социальный запрос и требования современного образования.

Развивать обучение при помощи информационных и электронных технологий, привлекать для этого ресурсы социальных партнеров.

Реализация экспериментальных проектов и программ

Целенаправленная реализация программы развития учреждения.

Совершенствовать нормативную базу для реализации экспериментальной инновационной деятельности, стимулировать педагогов.

Внедрение и активное использование современных педагогических технологий: проблемно−ориентированное и проектно−ориентированное обучение, интерактивные образовательные технологии (игровые методы, диспуты и дискуссии, тренинги и др.).

Целенаправленная реализация плановых направлений работы педколлектива.

Повышать уровень профессиональной подготовки педагогов, стимулировать самообразование и взаимообучение педагогов дополнительного образования.

Более активно внедрять исследовательскую деятельность в повседневную практику, включать данную работу не только старшеклассников, приучать к интеллектуально-творческой и исследовательской деятельности детей, начиная с младшего школьного возраста.

Социальный запрос и требования современного образования.

Вводить в дополнительные программы модуль исследовательской деятельности.

Учащиеся демонстрируют высокие результаты образовательной деятельности, участвуя в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях различного уровня.

Социальный запрос и реализация задач стратегических государственных программ.

Стимулировать активную конкурсную деятельность обучающихся и педагогов, вовлечение в нее родительской общественности.

Формирование у учащихся мотивации к познанию и развитию.

Тенденция современного образования: превращение учащихся из пассивных потребителей знаний в активных «самоуправляемых» учащихся

Дальнейшее развитие практик, способствующих появлению самоуправляемых учащихся

Вовлечение обучающихся в процесс управления проектами, органы самоуправления.

Стимулирование и создание условий для самоуправления обучающихся, формирования активной гражданской позиции посредством организации деятельности добровольческих сообществ и общественных детских организаций (в рамках деятельности РДШ).

Основные мероприятия, направленные  на воплощение модели образования, отвечающей вызовам современности

Цель: содействие развитию социокультурной среды, способствующей формированию мировоззрения и ценностей «самоуправляемых» обучающихся, адаптивности подрастающего поколения к особенностям социальных и технологических перемен.

Задачи

Основные мероприятия

Индикаторы достижения результата

Методы

Обновить стратегические и нормативные документы учреждения в соответствии с разработкой новой модели дополнительного образования, отвечающей вызовам времени и соответствующей государственным документам стратегического планирования.

Создание кросс-функциональной команды для реализации проекта по созданию модели дополнительного образования, отвечающей вызовам будущего.

Изучение методической и педагогической литературы, современных концептуальных программ и нормативных документов.

Разработка программы развития, учитывающей требования современного образования.

Наличие разработанной программы развития, обновленных локальных актов.

Анализ документов

Совершенствовать содержание образовательных программ.

Обновить программы, включая в них модули, направленные на:

самопознание обучающихся;

развитие «эмоционального интеллекта»;

практику конструктивного общения и т.п.;

обучение на он-лайн платформах;

развитие инновационного мышления и креативности;

изучение игровых технологий и др.

Увеличение количества образовательных программ, отвечающих требованиям развития современного общества и вызовам времени.

Статистические методы

Мониторинг образовательных программ

Независимый опрос удовлетворенностью качеством образования.

Способствовать формированию самосознания и развитию «самоуправляемых» обучающихся.

Обучение учащихся инструментам и техникам, которые улучшат их способность к самообразованию.

Увеличение количества обучающихся, выстраивающих свою индивидуальную модель дополнительного образования, используя ресурсы Центра «Созвездие»

Опрос, педагогический анализ

Активно применять интерактивные методы в образовательной деятельности.

Способствование проживанию множество ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде.

Организация деловых и ролевых игр, «педагогического театра», тренингов, дискуссий и диспутов;

организация профильных смен, способствующих развитию «самоуправляемых» обучающихся.

Педагогическое наблюдение, статистические методы.

Изменение парадигмы образовательных технологий.

Активное внедрение исследовательских, проектных технологий и образовательных методов, направленных на развитие предпринимательских способностей.

Активное применение проектных технологий, реализация исследовательских, социальных и предпринимательских проектов.

Статистические методы

Мониторинг применяемых технологий и методов

Анализ исследовательской проектной деятельности обучающихся

Совершенствовать информационную и научно-методическую деятельность

Разработка методических рекомендаций по формированию самосознания и развитию «самоуправляемых» обучающихся.

Подготовка методических разработок занятий и воспитательных мероприятий, нацеленных на отражение современных образовательных тенденций.

Увеличение количества методических разработок, рекомендаций, публикаций на данную тему.

Эффективное использование информационных ресурсов.

Статистические методы

Мониторинг информационной и научно-методической деятельности

Повышать цифровую грамотность педагогов и учащихся.

Широкое использование информационных ресурсов в образовании.

Повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

Увеличение количества программ, включающих в содержание темы по повышению цифровой грамотности обучающихся.

 

Статистические методы

Мониторинг образовательных программ

Мониторинг повышения квалификации педагогов

Мониторинг уровня цифрового образования обучающихся

Совершенствовать материально-техническую базу.

Определение возможных источников финансирования, стимулирования инвестиционных проектов.

Нормативно-техническая база, позволяющая отвечать требованиям современности.

Мониторинг и анализ удовлетворенности развитием материально-технических ресурсов.

Независимый опрос удовлетворенностью качеством образования

Активизировать деятельность и расширить полномочия учащихся и родителей – членов Управляющего совета

Внесение изменений в нормативные документы учреждения.

Проведение мероприятий, поддерживающих инициативы обучающихся.

Активное участие учащихся и родителей – членов Управляющего совета в тактическом и стратегическом управлении.

Опрос учащихся и родителей – членов Управляющего совета «Удовлетворенность деятельностью Управляющего совета»

Содействовать реализации волонтерских, социальных проектов и гражданских инициатив учащихся.

Организовать поддержку волонтерских, социальных проектов и гражданских инициатив учащихся:

организовывать обучающие мероприятия; конкурсы социально-значимых инициатив и проектов подростков и молодежи

способствовать организации волонтерских сообществ;

привлекать ресурсы Центра «Созвездие» для реализации инициатив обучающихся.

Широкое и разнообразное проявление социальной активности учащимися Центра «Созвездие».

Статистические методы

Мониторинг социальной активности обучающихся


Список литературы

Проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);

Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.

Государственная программа Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».

Подпрограмма «Одаренные дети» программы муниципального образования «Город Калуга» «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга». Постановление Городской Управы г. Калуги. от 29 ноября 2013 г. № 373-п.

Быкова, В.Г. Курс успешного руководства школой / В.Г. Быкова. – М..: Педагогический поиск, 2013. – 160 с.

Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю.А. Конаржевский. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 271 с.

Доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» [электронный ресурс] / Сайт «Навыки будущего» − Режим доступа: https://futuref.org/futureskills_ru − Загл. с экрана.


 


 

4

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.