Стратегия со-участия
Инновационный подход к воспитательной системе ОУ видится в расширении сотрудничества администрации, педагогов, учащихся и классных руководителей, привлечение учащихся к работе в кооперации, пробуждении интереса к воспитательной работе путем активного участия школьников на всех этапах планирования, реализации и анализа воспитательных внеклассных мероприятий. Другими словами, инициатива и участие в разработке воспитательной политики определяются как учащимися, так и воспитателями, но воспитатель здесь выступает, прежде всего, как фасилитатор, поддерживающий действия учащихся. Педагоги (учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, социальные работники, специалисты в сфере дополнительного образования), учащиеся, родители, партнеры — это единый ансамбль, качественная деятельность которого зависит от его «слаженной игры» в целом и от индивидуального вклада каждого «исполнителя».
Принимая во внимание факт сотрудничества в воспитательной работе всех заинтересованных сторон, необходимо конкретизировать совместную деятельность каждого субъекта образовательного пространства:
1. Классные руководители как организаторы
проводят исследование личности учащихся с целью изучения процесса адаптации и выработки предложений по созданию условий для его реализации (наблюдения, беседы, тестирования, анкетирование, исследования психолога);
организуют совместную работу с учителями-предметниками по выработке единых требований к учащимся и их родителям;
осуществляют мониторинг качества знаний и уровня воспитанности;
планируют воспитательную работу и организация досуговой деятельности;
организуют работу по пропаганде среди обучающихся здорового образа жизни, становления гармонично развитой личности, в том числе через объединения по интересам;
непосредственно и постоянно участвуют в жизни обучающихся, содействуя выработке чувства собственного достоинства, любви и уважения к Родине, семье, другим людям, природе, к общечеловеческим ценностям, правам и свободам человека;
участвуют в семинарских занятиях по современным проблемам психологии и педагогики подросткового возраста.
2. Педагоги
Функции учителя кардинально меняются — от передачи разносторонних знаний (в том числе, нравственных, духовных, социальных и др.) к управлению развитием социально активной деятельностью учащихся, что предполагает формирование в них творческих качеств, потребности в непрерывном саморазвитии, социальной самореализации. Не ограничиваясь предметным преподаванием, учителя ориентированы на индивидуальный подход к ребенку и решение его проблем, подбирают оптимальный вариант развития интеллектуальных и личностных способностей в зависимости от результатов и желания учащегося. Один из учителей, работающих в классе, исполняет роль наставника. При таком взаимоотношении педагога и других участников образовательного процесса обязательным условием должны быть хороший микроклимат в классе, тесные контакты с семьей.
3. Администрация ОУ
Администрация ОУ координирует действия всех участников образовательного пространства, осуществляет совместно с органом государственно-общественного управления контроль и коррекцию взаимодействия педагогов, классных руководителей, учащихся и т.д.
4. Педагоги-психологи
проводят социологические исследования с целью выявления уровня педагогических потребностей родителей;
изучают и анализируют эффективность образовательного процесса;
проводят психодиагностические и социологические исследования, в том числе с целью выявления уровня педагогических потребностей родителей;
проводят психо-коррекционную и психо-реабилитационную работу с обучающимися, участвуют в проведении методической работы с педагогическим коллективом и родителями обучающихся.
5. Родители учащихся
посещают и принимают активное участие в тематических общешкольных родительских собраниях (октябрь, май);
получают индивидуальные и групповые консультации (ежеквартально, по мере необходимости);
работают индивидуально по вопросам профориентации учащихся.
сотрудничают по направлению укрепления материальной базы ОУ;
участвуют в работе педагогического совета школы;
могут попросить оказать индивидуальную помощь педагога-психолога и социального педагога.
6. Учащиеся
Учащиеся принимают участие в воспитательной деятельности на двух уровнях: как со-организаторы и как исполнители. При этом используется технология психологического и социального сопровождения, поэтому с каждым учеником работают по индивидуальному плану развития личности, оценивая их комплексно.
Реальность реализации идеи со-управления и системности базируется на критическом анализе результатов предыдущей деятельности ОУ.