12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Каткова Анна Ивановна90
Учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черноморская средняя школа №3" муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Россия, Крым респ., пгт Черноморское



Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Тема. Смысл жизни в рассказе А.П. Чехова «Студент».

Цель: формирование способности понимания позиции автора посредством анализа пространственно-временной организации текста на основе рассказа А.П. Чехова «Студент».

Задачи:

формирование умения устанавливать границы понятного и непонятного посредством формулировки вопросов;

развитие умения интерпретировать пространственно-временные характеристики текста;

развитие умения преобразовывать и представлять информацию в виде схемы;

формирование установки на самостоятельное постижение и оценку смыслов художественных текстов; 5) формирование философской картины мира на основе рассказа А.П. Чехова «Студент».

Тип урока: урок изучения нового материала .

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора, компьютер, подключение к сети INTERNET, доска магнитно-меловая с длинной рейкой, словари, программа Google Документы.

Формы организации урока: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Современные образовательные технологии:

по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный; частично поисковый; исследовательский;

по источнику получения знаний: словесные (беседа, дискуссия); наглядные (демонстрация схем, таблиц; использование технических средств); практические.







Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

Примечание

Этап 1. Предпонимание. Формирование проблемной ситуации.

Мотивация.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока: Смысл жизни в рассказе А.П. Чехова «Студент».

Учитель читает отрывок из биографии А.П. Чехова, написанной Б. Зайцевым. Во время чтения старается передать атмосферу творчества (Приложение №1)

Учащиеся слушают

t1611428058aa.jpg

Учитель определяет содержательные рамки урока, подводит к целеполаганию. - И сегодня мы должны понять то затаённое, что содержится в рассказе А.П. Чехова «Студент». Но сначала обратимся к эпиграфу урока: «Призвание всего человечества в духовной деятельности, в постоянном искании правды и смысла жизни…». Возможно, эти слова А.П. Чехова помогут вам понять идею рассказа.

Учитель предлагает прочитать рассказ и составить вопросы (Приложение №2)

-Итак, сейчас вы должны прочитать рассказ, отметить непонятные слова, найти их значение в словаре и записать вопросы, которые возникнут у вас по ходу чтения. На эту работу 15 минут.

Учащиеся называют версии понимания эпиграфа урока

t1611428058ab.jpg

Учащиеся читают рассказ, составляют вопросы. УУД: умение задавать вопросы.

Вопросы учащиеся записывают на листе с текстом

Учитель выясняет наличие непонятных для детей слов.

- Рассказ прочитан. Какие непонятные слова вы встретили? Значение этих слов.

Учащиеся называют непонятные слова и объясняют их значение по словарю.

- Вальдшнеп, тяга.

Словари С.И. Ожегова (по 1 на каждую группу)

Учитель подводит учащихся к постановке задачи урока:

- По ходу чтения вы должны были составить вопросы. Обсудите в группе и выберете те, на которые хотели бы получить ответЗапишите выбранные вопросы в таблицу. На эту работу 3 минуты.

Учащиеся в группе выбирают вопросы для обсуждения и записывают их в файл, расположенный в Google Документы.

УУД: умение сравнивать и анализировать.

t1611428058ac.jpg

Учитель актуализирует знания.

- Ребята, чтобы ответить на ваши вопросы, что мы должны сделать?

-Когда мы анализируем произведение, на что обращаем внимание?

Учащиеся отвечают на вопрос.

- Надо проанализировать рассказ.

Учащиеся называют элементы анализа. - Образ героя, композиция, сюжет, художественные средства, пространство, время.

УУД: умение систематизировать.

Звучат устные ответы учащихся, фиксация на доске не осуществляется

Этап 2. Анализ.

- Почему произошла перемена в состоянии героя? Попробуем разобраться в этом.

Учитель предлагает провести исследование пространственно-временной организации рассказа и поработать в группах (Приложение №3)

- Предлагаю поработать в группах и выполнить задания:

группа: Схематично изобразите путь героя и отметьте те точки, в которых происходит изменение его состояния.

группа: Схематично изобразите связь между временем, в котором находится герой, и временем, о котором он вспоминает.

группа: Определите символические образы в рассказе, найдите их библейское значение, соотнесите эти образы с душевным состоянием героя.

- Первая и вторая группа выполняют работу на ватмане. Третья группа заполняет таблицу..

Учащиеся работают в группах.

Первая группа графически изображает путь героя (работает с пространством рассказа).

Вторая группа графически изображает связь прошлого и настоящего (работает с анализом времени в рассказе). Третья группа заполняет таблицу. Выбирает в тексте символические образы, ищет значение образов в Интернете, характеризует состояние героя. Результат своей работы записывает в файл, расположенный в Google Документы.

УУД: умение сравнивать, анализировать, систематизировать.

t1611428058ad.jpg

Учитель организует коммуникативное взаимодействие.

- Итак, работа в группах завершена. Слушаем выступление групп. Задаём друг другу вопросы на уточнение.

Группы выступают.

Первая группа представляет результат своей работы. Учащиеся на схеме выделили основные точки, где, по их мнению, произошло изменение в состоянии героя.

-Тяга, вдовьи огороды, переправа, гора.

-На тяге у героя появляется состояние дисгармонии. Герой не хочет возвращаться домой. Он всё сильнее ощущает дискомфорт. На вдовьих огородах, греясь у костра, герой рассказывает евангельскую историю об отречении Петра и видит, что его история повлияла на Василису. Продолжая свой путь, Иван думает о Василисе и Лукерье. В этот момент меняется его состояние, он начинает по-другому смотреть на жизнь. Затем герой переправляется на пароме через реку, поднимается на гору. Стоя на горе, герой осознает высокий смысл жизни.

-После выступления группы учащиеся задают вопрос на уточнение.

-Что является переломным моментом в состоянии героя?

-Почему?

-Группа отвечает.

-Вдовьи огороды, потому что после них герой пытается осмыслить жизнь.

УУД: построение коммуникации.

t1611428058ae.jpg

Учитель организует дискуссию. -Что происходит с героем, когда он переправляется через реку?

-Какое состояние было у героя до переправы через реку?

-Что стало с героем после переправы?

Учащиеся вступают в дискуссию.

-Река является переломным моментом в жизни героя. - Переломный момент наступил раньше, до парома, когда он остановился (зачитывают эпизод).

В ходе дискуссии учащиеся делают вывод.

-Герой после вдовьих огородов начал задумываться. А переправа через реку стала тем переломным моментом, когда у героя меняются взгляды на жизнь.

УУД: сравнение, анализ, систематизация.

Учитель предлагает перейти к выступлению второй группы.

Результат работы представляет вторая группа.

-Герой рассказа вспоминает о разных исторических эпохах: «Прошлое … связано с настоящим непрерывной цепью событий… дотронулся до одного конца, как дрогнул другой». И много лет назад был такой же вечер страстной пятницы, была такая же холодная весна. Герой переживает те чувства, которые до него испытывали многие люди. Рассказывая историю об отречении Петра, герой соотносит себя с апостолом.

После выступления группы учащиеся задают вопрос на уточнение.

Почему события в рассказе и в воспоминаниях героя происходят в страстную пятницу?

Группа отвечает.

- Автору важно было показать цикличность времени.

УУД: построение коммуникации.

t1611428058af.jpg

Учитель предлагает перейти к выступлению третьей группы.

После выступления 3 группы учитель обращает внимание на то, что все 3 группы выделили ключевые точки, в которых совмещается пространство, время, символы.

Результат работы представляет третья группа.

-Ветер, зима, пустыня, дом, свет, весна, река, гора, заря.

Учащиеся раскрывают значения образов и характеризуют состояние героя.

После выступления группы учащиеся задают вопрос на уточнение.

-Какие ещё образы можно считать символическими? Группа отвечает.

-Символична история, рассказанная Иваном Великопольским.

УУД: построение коммуникации.

t1611428058ag.jpg

На интерактивной доске появляется таблица,

заполненная учащимися во время самостоятельной работы

Учитель предлагает провести сравнительный анализ вставного текста. - Очень важна роль вставного текста в рассказе А.П. Чехова.

-Давайте ещё раз прочитаем рассказ Ивана Великопольского об отречении Петра.

Как реагирует Василиса и Лукерья на эту историю? Почему такая реакция на эту историю. Ведь мы с вами понимаем, что женщины прекрасно знают историю о Петре. - Предлагаю прочитать евангельский текст. Он есть у вас в ноутбуках.

-Сравните образ Петра в евангельском тексте и в рассказе.

-Какое отличие вы увидели?

-Почему Иван Великопольский не пересказывает евангельскую историю, а вкладывает своё отношение?

(Приложение №4)

Учащиеся читают вставной текст и отвечают на вопросы.

-Василиса плачет, а у Лукерьи меняется выражение лица. - Иван Великопольский вкладывает свои чувства в историю о Петре.

Учащиеся читают евангельский текст об отречении Петра, расположенный в Google Документы.

Сравнивают образ, выделяя ключевые слова, характеризующие Петра.

-В рассказе Ивана Великопольского сказано: «изнеможённый», «замученный тоской и тревогой», « страстно, без памяти любил Иисуса».

-В евангельском тексте можно выделить только глагол «разрыдался». Этот глагол говорит о чувствах Петра.

-Иван Великопольский передаёт своё отношение к Петру, он ему сочувствует, сопереживает.

-Он чувствует, что предал веру, идя на тягу в страстную пятницу.

УУД: сравнение, анализ.

Фронтальная работа. Евангельский текст высвечивается на экране ноутбуков и интерактивной доске.

Этап 3. Интерпретация.

Учитель организует работу по пониманию целостного смысла.

Задаёт итоговый вопрос урока.

- Какой смысл жизни открыл для себя Иван Великопольский?

Учащиеся отвечают.

-Иван Великопольский понял своё предназначение.

-Он открыл смысл в вере.

-Понял, что надо уметь сопереживать и прощать. УУД: систематизация, выделение причинно- следственных связей.



Учитель предлагает назвать ключевые слова, раскрывающие смысл жизни.

Учитель записывает ключевые слова.

Учащиеся называют ключевые слова.

- Вера и прощение.

УУД: систематизация, выделение причинноследственных связей.


Учитель предлагает вернуться к вопросам, составленным в начале урока.

- Давайте ещё раз обратимся к вопросам, которые мы составили в начале урока. На все ли вопросы мы смогли дать ответ, анализируя рассказ?

Учащиеся зачитывают свои вопросы и кратко дают на них ответ.

Первая группа читает вопрос и отвечает.

-Смысл названия?

-Главный герой – студент. Студент – это человек, который чему-то учится. Главный герой познаёт истинный смысл жизни, учится жить.

Вторая группа читает свои вопросы и отвечает.

Что символизирует природа?

Природа символизирует внутреннее состояние героя.

Третья группа читает свои вопросы и отвечает.

-Роль вставного текста?

-Вставной текст помогает понять читателю, что в жизни всё взаимосвязано. Помогает осознать важность такого чувства, как сопереживание.

УУД: систематизация, анализ, выделение причинноследственных связей.

t1611428058ah.jpg

Учитель даёт задание учащимся для самоконтроля.

- Ребята, кратко ответьте на вопрос: В чём заключается смысл жизни по Чехову? (Приложение №5)

Учащиеся пишут краткий ответ на вопрос.

УУД: получение опыта творческой деятельности.

Ответы учащиеся записывают на листочках

Учитель задаёт домашнее задание.

Дома я вам предлагаю написать эссе.

Раскройте смысл слов А.П. Чехова: «Призвание всего человечества в духовной деятельности, в постоянном искании правды и смысла жизни…». (Приложение №6)

Учащиеся записывают домашнее задание.

t1611428058ai.jpg


Итог урока



Учитель благодарит учащихся за урок.

- Вы только начинаете жить. Жизнь сложна. В минуты отчаяния, уныния вспоминайте «Студента» А.П. Чехова, и в ваших сердцах появится вера, что всегда можно найти смысл жизни. Главное - уметь сопереживать, сочувствовать и прощать.


Учащиеся прощаются с учителем.

Приложение 1.

Отрывок из книги Б. Зайцева

ЧЕХОВ

«Чехов в январе 1894 года чувствовал себя в Мелихове неважно: кашель его усилился. Вероятно, изза нездоровья и чтобы перебить настроение, уехал он в начале марта в Ялту.

Там поселился в гостинице «Россия», вел жизнь тихую и довольно скучную, хотя ялтинский март оказался совсем теплым, светлым все в зелени…

В этой тишине, в номере гостиницы «Россия» с бархатной зеленой мебелью, написал он прелестный рассказ «Студент»… «Студент» был напечатан 16 апреля 1894 года в «Русских ведомостях». «Позже Чехов говорил, что этот рассказ - любимая его вещь, - в ней сказано и нечто самое его затаенное, драгоценное, чего не найдешь в письмах».

Приложение 2.

Антон Павлович Чехов

СТУДЕНТ

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

— Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

— Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

— Небось, была на двенадцати евангелиях?

— Была, — ответила Василиса.

— Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били...

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им малопомалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Приложение 3.

Задания для работы в группах.

группа: Схематично изобразите путь героя и отметьте те точки, в которых происходит изменение его состояния.

группа: Схематично изобразите связь между временем, в котором находится герой и о котором он вспоминает.

группа: Определите символические образы в рассказе, найдите их библейское значение, соотнесите эти образы с душевным состоянием героя.

Приложение 4.

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 66-72

Петр в это время был внизу, во дворе. Приходит туда одна из служанок первосвященника, видит Петра, который грелся у огня, и, всмотревшись в него, говорит: — А ты тоже был с этим назарянином, с Иисусом. Но Петр отрицал:

— Я ничего не знаю, не понимаю даже, о чем ты говоришь. — И вышел наружу, в передний двор. Тут запел петух.

Служанка, увидев его, опять сказала стоявшим рядом:

— Это один из тех.

Петр снова отрицал. Немного погодя стоявшие во дворе сказали Петру: — А ты и вправду из тех. Ты ведь из Галилеи.

Но он клялся и божился:

— Не знаю я человека, о котором вы говорите!

И тут во второй раз запел петух. Вспомнил Петр слова, которые сказал ему Иисус: «Прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды от Меня отречешься». И разрыдался.

Приложение 5.

В чём смысл жизни по Чехову? (работы учащихся)

Тема смысла жизни является центральной в творчестве А.П. Чехова. Смысл существования заключается не в следовании призрачным идеалам, а в поиске своего пути. Чехов противник бессмысленной злобности и эгоизма, он сторонник добра, правды и душевной красоты. Однако писатель не даёт точного определения смысла жизни, он лишь наталкивает читателя на собственные размышления, заставляет задуматься, прийти к ответу самому.

В рассказе «Студент» молодой человек проходит путь осознания бытия и своего предназначения. Очень сильно ему в этом помогает вера. Он вспомнил историю об отречении Петра, ощутил связь с апостолом Петром и со всем миром. Благодаря вере и размышлениям о жизни, Иван обрёл себя. Получается, что смысл жизни по Чехову заключается в вере и обретении себя в этой жизни.

Смысл жизни заключается в вечном поиске. В рассказе А.П. Чехова «Студент» главный герой размышляет о жизни и в финале осознаёт, что прошлое связано с настоящим «непрерывной цепью событий». Иван понимает, что жизнь имеет огромный смысл.

В произведениях Чехова ярко отразилось искание высшего смысла жизни. Большинство произведений Антона Павловича посвящены изображению духовного мира людей, охваченных поиском правды жизни. Например, «Студент», который по некоторым сведениям был любимым рассказом Чехова. В данном произведении Иван Великопольский не имел смысла в своей жизни. Но свое спасение он нашел в вере. Иван понял, что в его двадцать два года жизнь еще не закончена. Но жизнь бессмысленна без попытки разгадать тайну нашего существования.

Чехов во всём своём творчестве размышляет о смысле человеческой жизни. В чём же он заключён? Конечно же, в счастье. Но как обрести счастье? А счастье возможно, если будет гармония внутри человека. И тогда человек будет жить в гармонии с миром.






Приложение 6. Эссе (домашнее задание)

«Призвание всего человечества в духовной деятельности, постоянном искании правды и смысла жизни»

А. П. Чехов Человек – уникальное творение, которое находится в постоянном развитии всю свою жизнь. Причем это развитие может быть как физическим, так и умственным или духовным. Эта тема, тема развития, поднималась многими поэтам и писателями, в том числе и Антоном Павловичем Чеховы в своём высказывании: «Призвание каждого человека в духовной деятельности, в постоянном искании правды и смысла жизни». А ведь и правда, можно ли человека назвать человеком, если он подобно животному лишь удовлетворяет свои физические потребности, не занимаясь никакой умственной, а ещё важнее, духовной деятельностью. Есть ли смысл в таком существовании? И если есть, то, как чувствует себя человек, не представляющий, зачем и для чего он живет.

Подтверждение моим словам можно найти в произведении самого Антона Павловича «Студент». Главный герой рассказа, Иван Великопольский, учащийся духовной академии, сын дьячка, на первый взгляд, человек, который должен быть предан своей вере, в какой-то степени предает её, в страстную пятницу отправляясь на охоту. В день, когда все верующие вспоминают страдания Иисуса Христа, ощущая неимоверную тяжесть, он думает о том, как же сильно хочется есть. По календарю весна, но Иван чувствует зиму. На улице холодно, неуютно, и то же самое происходит в его душе. Он понимает, что так же холодно и неуютно было и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре, и не понимает, в чём тогда смысл. Он не желает возвращаться домой, видеть нищету, чувствовать холод. И путь его как физический, так и духовный начинается именно с ощущения дискомфорта и дисгармонии. После Иван отправляется во вдовьи огороды, где встречает двух женщин, которым рассказывает историю о предательстве Иисуса Петром. Но это не просто история, которую рассказывают на двенадцати евангелиях, в ней Пётр предстает не обычным предателем, а человеком, у которого тоже есть чувства, который любит Иисуса. И женщины проникаются. И слёзы их являются символом прощения. Но прощают они не только Петра, но и самого Ивана, который это чувствует. Именно на этом моменте к нему начинает приходить осознание того, для чего мы на самом деле живем. Дальше он во время заката переправляется через реку и поднимается на гору, где приходит к окончательному выводу, что на самом деле важно уметь прощать. И вместе с зарёй, символом перерождения, перерождается и он, и его мысли. Именно в этот момент в душе его устанавливается гармония.

Каждый человек должен пройти огромный путь в поиске своего призвания и смысла существования. Этот путь подразумевает постоянное развитие и мыслительную деятельность. И только тогда человек обретет полное согласие со своим внутренним миром, только тогда сможет понастоящему называться человеком, когда поймёт, кто он на самом деле и для чего живет.



Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 24.01.21 в 19:43 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анна Ивановна! Для детей это сложный рассказ, а Ваш конспект поможет понять его смысл.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.