12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
sivkova13

Снижение уровня агрессивности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами игровых технологий.

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ:

В обычной жизни во взаимоотношениях и повседневном общении с детьми достаточно часто происходит появление таких реакций как раздражение, гнев, жестокость – все это разновидности агрессии.

Агрессивность подростков является актуальной в нынешних условиях нашей жизни, так как она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создаёт трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка, ведь проявление ребёнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьёзного неблагополучия в ходе его развития. 

Существует множество причин, провоцирующих агрессивность детей. Д. Хорсанд классифицирует их следующим образом:

«семейные» причины: неприятие детей родителями, безразличие, или враждебность со стороны родителей, разрушение эмоциональных связей в семье, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль, или полное отсутствие его, избыток, или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, отказ в праве на личную свободу;

«личные причины»: подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, личный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины, плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха, темперамент.

Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения, является классификация, данная А. Бассом. Он выделяет три основных параметра, по которым характеризует формы агрессивного поведения:

1) физическая - вербальная агрессия;

2) активная - пассивная агрессия;

3) прямая - косвенная агрессия.

Как помочь агрессивному ребёнку.

Обучать приемлемым способам выплёскивания гнева.

Обучать умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Формировать способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию

Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе».

Виды игр:

Ролевые игры.

Этюды и игры – упражнения.

Релаксационные игры.

Подвижные игры.

В основе игротерапии лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игры направлены на:

Снятие физической агрессивности: «Каратист», «Боксёр»

Контроль агрессивности: «Довольный – сердитый»

Выплёскивание гнева: «Маленькие приведения», «Маски»

Самоконтроль гневных эмоций: «Планеты», «Клоуны ругаются», «парад ласковых слов».

Рефлексивные игры: «Почему подрались мальчики»

Развитие навыков общения: «Ласковый мелок», «Волшебная корзина», настольные игры.

Подвижные игры: «Обзывалки», «Голова дракона», «Цвета», «Море волнуется», «Два барана».

В начале работы по данной проблеме я прогнозировала, что благодаря игротерапии у обучающихся проявятся положительные эмоции, чувства сопереживания, сострадание, чувства эмпатии. Обучающиеся научатся способам выражения гнева в приемлемой форме, навыкам общения в возможных конфликтных ситуациях. Ребята могут снять напряжение, «выплеснуть» негативные эмоции, разрядиться».

По итогам диагностик и проведённой работы на данный момент можно говорить о положительных результатах: обучающиеся стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других, повысилась самооценка и формируются позитивные тенденции в поведении и состоянии подростков.


МАСТЕР - КЛАСС (практическая часть)

Предлагаю Вам несколько игровых приёмов, которые я применяю в основной части коррекционных занятий. Игра, как ведущая деятельность, не только предоставляет особые возможности для изучения эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением, но и является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.

Игровое упражнение направлено на снятие вербальной агрессии "Обзывалки овощами и фруктами" полезно не только для агрессивных детей, но и для обидчивых.

Инструкция: "Вам нужно сделать общий круг, ипередавая мяч по кругу, называть друг друга разными «обзывалками» - овощами и фруктами.

Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. (проводим 1 круг)

А теперь передаем еще раз мячик и говорим своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"

Следующая игра «Кляксы». Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Предлагается ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Цель игры «Толкалки» научить детей контролировать свои эмоции.

- Повернитесь лицом друг к другу и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

А теперь улыбнемся друг другу, и поаплодируем себе за прекрасную работу. Спасибо всем за активную работу!

Таким образом, игра снимает напряжение, коллективная игровая терапия проводится с целью получения детьми позитивной обратной связи, развития у них умения бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Можно сказать, что девиз игровой терапии - «не управлять, но понимать. По мере того как он начинает играть сам, у него проходит чувство настороженности и скованности. Увлекаясь, дети начинают все смелее выражать свои эмоции, бурно жестикулировать, говорить и т. д. Отреагирование положительных эмоций - не единственный терапевтический механизм игр. Имеет значение и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, где ребенок находится в согласии с самим собой и своими чувствами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.