Мастер-класс для учителей «Дней Александровых прекрасное начало...»

6
0
Материал опубликован 23 January 2016

Мастер - класс по теме: "Дней Александровых прекрасное начало..."

(использование технологии модерации)

Ольга Владимировна Иванова

учитель истории и обществознания


 

Цель: познакомить учителей семинара с основными этапами технологии модерации на примере фрагмента урока истории «Александр I» (10 минут)

Оборудование:

1) на доске высказывания:

«Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

Единственный путь, ведущий к знанию, -  деятельность” (Бернард Шоу)

2) презентация

Цель: познакомить учителей семинара с основными этапами технологии модерации на примере фрагмента урока истории «Александр I» (10 минут)

Оборудование:

1) на доске высказывания:

«Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

Единственный путь, ведущий к знанию, -  деятельность” (Бернард Шоу)

2) презентация

Ход выступления

И, снова, здравствуйте уважаемые коллеги. Я, Иванова Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории «Звениговской средней общеобразовательной школы №3»

Сегодня мы с вами познакомимся с технологией, которая получила название «Технология модерации» и в течение моего небольшого выступления пройдем все ступени этой технологии и подведем итоги работы в рамках этой технологии.

А начать я бы хотела с притчи.

Притча «Лавка возможностей»


«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

2.(Слайд 1) (Слайд 2)

3. И так, что же собой представляет данная технология? Модератор – это методический помощник, который предлагает участвующим свои знания и свой опыт. Он является специалистом в области улучшения коммуникации между людьми, но не обязательно в области обсуждаемых вопросов.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

4. Я предлагаю Вам посмотреть на экран.

(На экране портрет Александра I)

Рассказ учителя:

Когда человек не знает к какой пристани он держит путь. Для него ни один ветер не будет попутным. Так сказал Сенека. Эта фраза как нельзя лучше характеризует период правления одного из самых загадочных императоров дома Романовых – Александра Первого, который получил прозвище Благословенный. Вся жизнь этого человека прошла в метаниях, поисках своей пристани. К чему привели эти искания? Был ли он на самом деле благословенным для государства? На эти вопросы предстоит ответить вам в ходе нашего мастер класса.

Особенности его личности предопределили его внутреннюю и внешнюю политику, поэтому давайте рассмотрим личность Александра Первого. Сразу после рождения в 1777 году он был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной Второй, которая хотела воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. Воспитателем Александра стал швейцарец Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Незадолго до своей смерти Екатерина Вторая предполагала завещать Александру престол в обход сына. Внук был в курсе ее планов, но престол принять не согласился. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Александру приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, т.к. ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях. Что отец останется жив. Трагические события 11 марта 1801 г. серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Таким образом, метания будущего императора начались еще до вступления на престол.

Свою пристань он не мог найти и в личной жизни. В 1793 г. его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем. В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной. Она родила ему двух дочерей и сына и настаивала на том, чтобы Александр расторг свой брак с Елизаветой и женился на ней.

Неопределенность в личной жизни привела к неопределенности в жизни политической. Давайте познакомимся с внутренней политикой императора Александра Первого. Ее можно разделить на два периода.

5. Сейчас Вы видите высказывания предлагаю вам разделится, те кто согласен с первым высказыванием будут группой №1;

Кто склоняется ко второму группой №2

Высказывание №1:“Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (А. И. Герцен)

Высказывание №2:“Властитель слабый и лукавый” (А. С. Пушкин)

6. Работа по группам.

Я хочу, чтобы Вы сначала Выявили свои ожидания и определили опасения (Слайд 6), для того, чтобы процесс обучения был эффективным. АМО «Любит не любит».

Материалы: самоклеющаяся цветная бумага, в виде лепестков ромашки - белая для «любит», серая – « не любит», ножницы, скотч (если нет самоклеющейся бумаги).

Каждый участник должен сообщить всем, что он ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ, а что НЕ ЛЮБИТ и написать это на соответствующих белых или серых листочках.

После ответа приклеить к желтой серединке «ожидания», а к черной серединке «опасения».

7. Анализ и сравнение личности императора.

Постановка проблемного вопроса: «Был ли Александр I благословенным???»

Группа №1: «Дней Александровых прекрасное начало!» - А.С.Пушкин.

Основные моменты внутренней политики Александра I до Отечественной войны 1812 года:

В начале своего царствования Александр был полон реформаторского энтузиазма, хотел ввести конституцию, гарантировавшую всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная революция сверху приведет фактически к ликвидации самодержавия, и готов был в случае успеха удалиться от власти. Он создал круг единомышленников – Негласный комитет, – в котором обсуждали и решали все государственные дела. Он хотел отменить крепостное право и разработать новые законы. 20 февраля 1803 года Александр подписал «Указ о вольных хлебопашцах», по которому предполагалось постепенно освобождать крестьян от крепостного права. В 1802-1811 гг. М.М.Сперанский, статс-секретарь императора, преобразовал органы государственного управления. Был учрежден законосовещательный орган при императоре. В России были открыты университеты, в начальной школе ввели бесплатное обучение. При Александре цензура была наиболее либеральной во всем XIX веке.

Группа №2: «Сфинкс, неразгаданный до гроба!» - П.А.Вяземский.

Основные моменты внутренней политики Александра I после окончания Отечественной войны 1812 года:

После окончания Отечественной войны 1812 года либеральные преобразования Александра I закончились. В эти годы он уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении – жестком и консервативном. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе педантичного и исполнительного Аракчеева, а Сперанского отправляет в отставку и ссылает его в Нижний Новгород. Были отменены либеральные указы о крестьянах, принятые в первые годы царствования. В России появились военные поселения, в которых крестьяне совмещали труд с военной службой. Была создана разветвленная сеть тайной полиции в гвардии и армии, введена цензура. В 1824-25 гг. императора не раз предупреждали о подготовке офицерского заговора и восстания. «Не мне их судить», - отвечал Александр и не предпринимал никаких мер. С 1820 года он заговорил о том, что снимет с себя корону и уйдет в частную жизнь. Все государственные дела постепенно сосредоточились в руках Аракчеева.

8. Обсуждение.

«Рынок мнений»

9.Выводы.

Так правление Александра, начатое великой возможностью к улучшению, кончилось утяжелением цепей на шеях русских людей. Это происходило в меньшей степени из-за консерватизма русской жизни и в большей из-за личных качеств царя.Умер император 19 ноября 1825 года в Таганроге от горячки с воспалением мозга. А. Пушкин написал эпитафию: «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге».Скоропостижная смерть императора породила в народе массу слухов (Н. К. Шильдер в своей биографии императора приводит 51 мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти Александра). Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». Позднее в 30-40 годах XIX века появилась легенда, что Александр, измученный угрызениями совести (как соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича (умер 20 января (1 февраля) 1864 года в Томске).Данная легенда появилась уже при жизни сибирского старца и получила широкое распространение во второй половине XIX века. В XX веке появились недостоверные свидетельства того, что при вскрытии гробницы Александра I в Петропавловском соборе, проводившемся в 1921 году, обнаружилось, что она пуста. Также и в русской эмигрантской прессе в 1920-е годы появился рассказ И. И. Балинского о истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся пустой. В неё якобы в присутствии императора Александра II и министра двора Адальберга было положено тело длиннобородого старца.Вопрос о тождестве Фёдора Кузьмича и императора Александра историками однозначно не определён. Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, могла бы только генетическая экспертиза.Таким образом, даже после смерти Александр первый не нашел свою пристань, потому что Когда человек не знает к какой пристани он держит путь. Для него ни один ветер не будет попутным.

10.Рефлексия.

Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее:

•  Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

•  Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

•  Средний палец – мне совсем не понравилось

•  Безымянный палец – психологическая атмосфера

•   Мизинец – мне здесь не хватило

Комментарии
Комментариев пока нет.