Выступление «Использование проектной технологии для своевременной профориентации»
Ребрикова О.Г. учитель физики МБОУ Бобровская СОШ №2
Использование проектной технологии для своевременной профориентации
Одной из основных задач современной школы является правильная и своевременная ориентация в большом спектре современных профессий. Востребованность специалистов технического направления возлагает дополнительные требования к преподаванию предметов естественно- научного цикла.
Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбрать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация- это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема
Профориентация в школе связана с действиями, направленными на выявление у школьников склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, формирование готовности к общественно-полезному труду, выбору специальности, которая более широко раскроет врожденные и приобретенные качества.
Цель школьной профориентации – это помочь учащимся определиться в выборе профессии, с учетом психофизиологических индивидуальных особенностей и приобретенных личностных качеств.
Для достижения этой цели как нельзя лучше подходит проектная технология. Основа проектной технологии является развитие интереса учащихся к определенной проблеме, способность поиска нужных знаний и решение проблемы путем создания проекта и его реализацией.
На этапе 5-8 класс проектная технология вводится в рамках внеурочной деятельности, где можно определить область интересов и склонностей школьников. Для этой группы школьников по опережающему обучению предлагалась программа внеурочной деятельности:5-6 класс- «Юный техник», 7 класс- «Авиамоделирование», 8 класс-«Мир электричества».
Между программами прослеживается связь. Если, посещая курс «Юный техник» школьник проявляет интерес к простейшим авиамоделям, то в дальнейшем 7-м классе он может изготовить объемную модель, а в 8-м- освоив основы электротехнике сделать ее управляемой. Кроме этого ученики получают новые знания об электронных элементах и радиоустройствах. Ребята самостоятельно находят информацию о полупроводниковых приборах, учатся выполнять пайку, разбираются в условных обозначениях элементов.
Начиная новый учебный курс, учитель старается заинтересовать учеников своим предметом, показать его значимость.
Начиная курс физики в 7 классе, я обращаю внимание на связь учебного предмета с техническим направление в промышленности, использованием физических законов в природе и повседневной жизни.
Но рамки планирования учебного курса не позволяют охватить полный спектр практических вопросов. Внеурочная деятельность в полной мере может решить эти задачи.
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сказал древнегреческий философ Ариститп. Эта фраза актуальна и сейчас. Внеурочная деятельность дает возможность проявить свои способности и научиться тому, что пригодится в будущем.
На начальном этапе мною была разработана рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации общеинтеллектуального направления. Программа «Юный техник», разработана для 5-6 классов связана с проектной деятельностью, основана на профессиональной ориентацией. Курс состоял из теоретического материала и использование его для практического применения. Особое внимание уделяется работе с техническими рисунками и умением выполнять копии и шаблоны.
Актуальность разработанной программы продиктована тем, что учащиеся, не имея базовых знаний, пытаются самостоятельно заниматься изобретательской деятельностью. Курс физика начинает изучаться с седьмого класса, знакомство с разделом «Плавание тел» происходит по планированию в конце 7 класса. Проявить свои способности при выполнении не сложных работ по воздухоплаванию и плаванию тел они уже могут. Нет необходимости в знании сложного теоретического материала для выполнения работ выбранного уровня. Данный курс позволяет дать учащимся навыки проектной деятельности, научиться выполнять не сложные работы, проявить свои организаторские и изобретательские качества. Подготовится к дальнейшему изучению физики. Практическая работа над моделями позволит в будущем с большим интересом
На выходе, в 9 классе школьник представляет проектную работу, связанную с той областью к которой он проявил больший интерес.
Анализируя результаты работы в использовании проектной технологии можно сделать следующие выводы:
1.Занятия внеурочной деятельностью по выбранному направлению является основой для дальнейшего выбора профиля обучения. Учащиеся, поступающие в средние учебные заведения выбирают техническое направление. Учащиеся, продолжающие обучение в школе выбирают физико-математический профиль обучения.
2. Проектная работа и оценивание ее при участии в различных конкурсах повышает самооценку учащихся и дает им возможность для самореализации
3.Налаживается связь «учитель-ученик», работа и учеба воспринимается как элементы сотрудничества.
«Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь» гласит восточная мудрость. Давайте дадим подросткам возможность действовать самостоятельно, уверена мы получим положительный результат, который позволит в дальнейшем определиться с выбором профессии.