Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в школьном оздоровительном лагере»
Пояснительная записка к презентации
Лето – это замечательная пора школьных каникул! И задача учителей (воспитателей, организаторов, начальников школьных оздоровительных лагерей) наполнить это время радостью общения в соревнованиях, играх, конкурсах, сделать все от нас зависящее, чтобы наши дети вернулись в школу более здоровыми, полными сил и энергии!
Оздоровительные составляющие жизни в нашем лагере – это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Важно создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Родоначальником понятия «ЗОТ» стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
Создают нормальные условия для обучения в школе и пребывания в пришкольном лагере (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и интеллектуальной, творческой нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют организацию учебного и воспитательного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
"Не навреди"
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
Коррекционные технологии.
Я предлагаю вам 9 здоровьесберегающих технологий для начальной школы, которые я использую в своей работе.
Работа по пропаганде здорового образа жизни в лагере ведётся систематически: медицинский профилактический осмотр детей, витаминизацию блюд, соблюдение питьевого режима, профилактические беседы медицинских работников и сотрудников ВДПО, ГИБДД по формированию здорового образа жизни. Проверки центра гигиены и эпидемиологии тщательно следят за соблюдением САНиПИНа. Конспекты мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей собраны в методическом банке нашего лагеря.
Многие дети во время пребывания в ШОЛ находят новых друзей, раскрывают в себе новые таланты, прибавляют в весе, и мы, взрослые, радуемся этой положительной динамике.
Цель, поставленная перед открытием ШОЛ - создание условий для организованного отдыха детей в летний период, сохранение и укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, а также развития творческих способностей детей достигнута во многом благодаря использованию в нашей работе здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе
Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. В начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, а в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
/data/files/u1555934461.pptx (Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной кампании)