Публикация «Осознание обучающимися семейных ценностей при изучении литературной сказки»
Осознание обучающимися семейных ценностей
при изучении литературной сказки
Еськина Анна Витальевна, учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №123 с углубленным изучением отдельных предметов имени Охрименко О.И.»
Образовательная система «Школа-2100» опирается на образовательную парадигму, которую обозначают как «гуманистическую» или «личностно-ориентированную». Задача школы – научить ребёнка не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
Младший подростковый период (5-6 класс) характеризуется развитием у ребёнка следующих «доминант» (терминология Л.С. Выготского): «эгоцентрическая» (интерес к собственной личности), «доминанта дали» (установка на обширные, большие масштабы), «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению).
Социально-бытовые условия жизни современных подростков, развитие компьютерной грамотности, влияние (зачастую негативное) современных СМИ приводит к смене ценностных ориентиров, возникает противоречие между тем видением мира, который представляется на уроках, и тем, в котором ребёнок живёт.
Литература есть прежде всего предмет художественного цикла, а искусство позволяет взглянуть на себя как бы со стороны. Искусство даёт человеку эталон личностного развития, приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей.
Ребёнок начинает познавать литературу со сказки. Сказка впитала в себя мудрость создателя, она может научить многому: оптимизму, трудолюбию, гуманности, осознанию себя как члена общества.
В последнее время очень много говорится о семейных ценностях. Если сравнивать значения слова «семья», данные в «Толковом словаре» С.И.Ожегова, то можно заметить, что в определении семьи прямое значение слова («группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе») и переносное («группа людей, объединённых общей деятельностью, общими интересами») должны быть неразрывно связаны. При изучении литературы в целом и литературной сказки в частности обучающиеся осознают ценность семейных отношений.
Программа литературного образования ОС «Школа 2100» предлагает для изучения в 6 классе раздел «Сказки для взрослых», включающий в себя сказки Гофмана, Гауфа, Метерлинка, Андерсена, Телешова, Вересаева, которые помогают обучающимся обратить внимание на такие важные аспекты семейных отношений, как взаимопонимание, взаимопомощь, умение поставить себя на место близкого человека, понять причины его поступков
Ведущим инструментом на уроке литературы является слово: слово писателя, слово учителя, полилог, в котором участвуют автор, ученики и учитель. Можно выделить следующие формы работы, помогающие обучающимся осознать семейные ценности:
А) изучение биографии писателя, при этом особый акцент делается на рассказ о его детстве, об отношениях с родителями, братьями и сёстрами. Ученики понимают, что писатель – это не портрет, висящий на стене, а живой человек, у которого были и проблемы, и радости, и неудачи. Узнавая об авторе, обучающиеся в какой-то степени сравнивают себя с ним и с большим интересом знакомятся с его произведениями.
Б) анализируя авторский текст, ученики обращают внимание на детали, помогающие понять взаимоотношения между героями, причины их поступков. Так, например, обучающиеся приходят к выводам, что Маленький Мук был особенно несчастен из-за того, что его стыдился и не любил родной отец, а отец принцессы Изольды, даже осуждая её за опрометчивый поступок, не лишает её своей любви и поддержки. Читая сказки Метерлинка и Андерсена, ученики приходят к выводу: настоящий дом, неважно блистает ли он, как дворец Русалочки, или беден, как домик Тильтиля и Митиль, всегда прекрасен и только в нём есть место и любви, и пониманию, и прощению. К подобной мысли дети приходят, читая сказку В.Вересаева: настоящая любовь и красота рядом и надо только уметь разглядеть их в близком человеке, а счастье делает человека прекрасным.
В) Чтобы понять человека, необходимо понять, что он чувствовал в тот или иной момент, какие эмоции испытывал. Проводить такую работу мне помогают карточки-маски из настольной игры «Театр настроений». Переживая, например, вместе сёстрами Русалочки за её судьбу, ученики вспоминают о своих братьях и сёстрах, об отношениях с ними и понимают, что «нельзя переносить свою злобу и переживания на другого человека» (цитата из сочинения).
Г) Творческие задания, предлагаемые авторами учебника «Год после детства», также направлены на то, чтобы обучающиеся задумались над отношениями в семье, о важности и радости семейного понимания. Выполняя работу «Радости и Блаженства моего дома» ученица 6/2 класса Мамедова Н. пишет: «Блаженства моего дома добрые, заботливые, игривые, весёлые, жизнерадостные. Они носят такие имена: Материнская Любовь, Блаженство Играть, Блаженство Любить Свою Семью, Блаженство Учиться, Великая Радость Отдохнуть После Рабочего Дня».
Таким образом, изучая литературную сказку в 6 классе, обучающиеся осознают истинные семейные ценности, что помогает им строить взаимоотношения в семье, по возможности избегать конфликтов с родителями и другими членами семьи.