Собрание для родителей будущих первоклассников (1 класс)
Ковшова Елена Сергеевна
Собрание для родителей будущих первоклассников
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я школьный социальный педагог. В школе существует социально-психологическая служба, которая занимается оказание социально-психологической помощи детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации. Одно из важных направлений работы на данный момент – это психологическая диагностика развития Универсальных Учебных Действий у детей. Познавательных УУД, Регулятивных УУД, Коммуникативных УУД. По результатам диагностики выявляются «проблемные зоны» в познавательной и личностной сфере ребенка и в дальнейшем проводится коррекция. В индивидуальной работе с социальным педагогом и психологом проводится консультирование учителя и он уже корректирует свою работу с учетом рекомендаций.
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Этот период требует от ребенка мобилизации интеллектуальных и физических возможностей первоклассников к процессу обучения в школе. Для ребенка очень важно успешно адаптироваться к процессу обучения в школе. В частности, ребенку необходима помощь в формировании позиции «Я-школьник», развитие межличностного восприятия других первоклашек, создание психологического комфорта в классном коллективе, развитие уверенности в себе, преодоление страхов, связанны со школой, усиление школьной мотивации, формирование позитивного отношения к учебе. Я могу Вам дать несколько советов для успешной адаптации ребенка к школе. Например, летом вы можете покупать детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех. И обязательно устраивайте маленькие праздники. Цените каждый успех вашего ребенка, даже отдаленно связанный с учебой. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Советы родителям:
1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
2. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).
3. Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
4. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
5. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
6. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
7. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к социальному педагогу и психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Вы всегда можете обратиться ко мне при возникновении у ваших детей проблем при обучении, общении с одноклассниками и учителями. И с Вашими проблемами, даже не связанными с учебой детей Вы можете ко мне обращаться. Найти меня можно по школьному телефону каждый день с 8.30 до 15.00, а при необходимости я могу Вам сообщить ми свой сотовый телефон.
Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников и способах их коррекции.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
- к новому взрослому, к коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша, не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
"Портрет" первоклассника, неготового к школе:
Чрезмерная игривость;
Недостаточная самостоятельность;
Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
Неумение общаться со сверстниками;
Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
Плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
Недостаточное развитие произвольной памяти;
Задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто специально не занимался.
Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”
Шабанова Алёна