Сочинение описаний-миниатюр по картине К. Ф. Юона «Русская зима» (Русский язык, 5 класс)
по картине К. Ф. Юона «Русская зима»
5 класс
Цели урока:
предметные - познакомить учащихся с картиной К.Ф Юона “Русская зима”; развивать умение воспринимать картину, определять ее тему, озаглавливать, передавать ее содержание, совершенствование правильного написания слов с изученными орфограммами; учить правильно и последовательно излагать мысли; знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности;
личностные - воспитывать любовь к родной природе, родному языку; познавательная мотивация; работа в парах; оценка и самооценка;
метапредметные - развивать в учащихся художественный вкус, умение сравнивать, эмоционально воспринимать увиденное; формирование умения анализировать; участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную; обогащение словаря; актуализация жизненных впечатлений, побуждение к дальнейшим наблюдениям за миром природы.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер;
презентация, посвященная художнику К. Ф. Юону;
выставка рисунков детей «Здравствуй, Зимушка-Зима!»
Форма проведения урока – творческая мастерская
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
Сценарий урока
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
1.Звучит песня «Зимняя сказка»
(Слова: Андрей Усачев Музыка: Александр Пинегин)
1
Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима.
Теплым одеялом укрывая
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес
2
Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Все меняет форму и окраску.
Гасят окна сонные дома
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.
2.Вступительное слово учителя (ИКТ)
Приход зимы всегда необычаен,
В ней снег искристый будто бы случаен...
Дорожки белые и иней на стекле...
И все как будто бы в волшебном сне...
Приход зимы так скор и неизбежен,
И мир воздушен, светел и заснежен,
И в зимнем дне мы белые снежинки,
Вселенские парящие пылинки...
Летим на свет, тепло и красоту,
С годами набираем высоту...
Любуемся волшебницей зимой,
Дарящей нам космический покой.
(Лариса Кузьминская)
3.Определение темы и целей урока. Эпиграф:
Зима красива изначально
В своем величии хрустальном.
Она действительно царица
С любовью снежной на ресницах. (З. Полякова)
II. Введение в тему урока.
1.Слово учителя.
- Очень часто мы слышим выражение: «Каждое время года прекрасно по – своему». Это действительно так. Разве не ждём мы скорейшего прихода весны с её звонкими капелями, с подснежниками и щебетанием возвратившихся птиц. Ах, как прекрасно лето! Расцветут полевые цветы, зажужжат мохнатые пчёлки, вода в реке согреется. А осень! Золотая осень! Полные корзины плодов и овощей, шорох опавшей листвы, птицы, покидающие нас до весны. Но сейчас за окнами зима! Мы видим волшебные узоры на окнах, трескучие морозы ещё не наступили, но ожидаются в скором времени.
2.Опережающее домашнее задание: нарисовать «свою» зиму.
- Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали на своих рисунках? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.… Расскажите о своей зиме. (Ребята рассказывают о своих рисунках)
3. Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихи о зиме.
- Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создает образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Давайте послушаем стихи о зиме, которые вы заранее приготовили. (Ребята читают стихи)
- Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью каких художественных средств? (Дети находят эпитеты, олицетворения, сравнения)
-Что можно сказать о поэтах, которые написали эти стихи? (Они любят природу, понимают ее душу. Они наблюдательные, поэтому пишут о природе, как о чем-то живом, близком, родном.)
4.Рефлексия содержания учебного материала.
Написание синквейнов на «зимнюю» тему: «Зима», «Снежинка(и)», «Метель», «Снеговик». (Работа в парах, чтение синквейнов)
5.Физминутка для глаз «Снежинки»
III. Подготовка к сочинению описаний-миниатюр.
Экскурсия в картинную галерею художника К. Ф. Юона и работа по картине «Русская зима»
1)Рассказ о художнике К. Ф. Юоне.
Константи́н Фёдорович Юо́н (1875 — 1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.
Родился 12 (24) октября 1875 год в Москве в швейцарско-немецкой семье.
Рано начал рисовать. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры. Более 50-ти лет он прожил в деревне Лигачево под Москвой, где были написаны многие картины художника.
2)Знакомство с картинами живописца.
Лексическая работа: вернисаж, галерея, выставка, показ.
3)Работа по картине «Русская зима».
– Вспомните, что такое описание как тип речи?
– Какие ещё типы речи знаете?
– Как строится описание?
– Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)
– При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним.
Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют настроение, которым проникнута картина (жизнерадостное, торжествующее чувство красоты).
IY. Написание сочинений-миниатюр. Работа в парах.
«Зима-искусница», «Детские забавы», «Елочки-сестрички», «Царица-ель».
Y. Чтение сочинений-миниатюр.
YI. Домашнее задание: составить словарный диктант на тему «Зима», выделить орфограммы.
YII. Рефлексия деятельности «Похлопаем в ладоши»
- Ребята, что вы делали на уроке?
-Интересно это было вам?
-Что нового узнали?
-Что вам очень понравилось?
-Хотели бы вы продолжить этот урок?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке? А работу учителя?
- Спасибо за урок, дети.
Ахметшина Наталья Юрьевна