12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гасанова Фатима Касумовна23

Сочинение описаний-миниатюр

по картине К. Ф. Юона «Русская зима»

5 класс


Цели урока:

предметные - познакомить учащихся с картиной К.Ф Юона “Русская зима”; развивать умение воспринимать картину, определять ее тему, озаглавливать, передавать ее содержание, совершенствование правильного написания слов с изученными орфограммами; учить правильно и последовательно излагать мысли; знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности;

личностные - воспитывать любовь к родной природе, родному языку; познавательная мотивация; работа в парах; оценка и самооценка;

метапредметные - развивать в учащихся художественный вкус, умение сравнивать, эмоционально воспринимать увиденное; формирование умения анализировать; участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную; обогащение словаря; актуализация жизненных впечатлений, побуждение к дальнейшим наблюдениям за миром природы.

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер;

презентация, посвященная художнику К. Ф. Юону;

выставка рисунков детей «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Форма проведения урока – творческая мастерская

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.



Сценарий урока

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

1.Звучит песня «Зимняя сказка»

(Слова: Андрей Усачев Музыка: Александр Пинегин)

1
Тихо-тихо сказку напевая, 
Проплывает в сумерках зима. 
Теплым одеялом укрывая
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится 
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы, 
Дремлет в тишине дремучий лес

2
Спят на елках золотые совы 
В сказочном сиянии луны. 
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны. 
Все меняет форму и окраску. 
Гасят окна сонные дома 
И зима, рассказывая сказку, 
Засыпает медленно сама.


2.Вступительное слово учителя (ИКТ)

Приход зимы всегда необычаен,

В ней снег искристый будто бы случаен...

Дорожки белые и иней на стекле...

И все как будто бы в волшебном сне...


Приход зимы так скор и неизбежен,

И мир воздушен, светел и заснежен,

И в зимнем дне мы белые снежинки,

Вселенские парящие пылинки...


Летим на свет, тепло и красоту,

С годами набираем высоту...

Любуемся волшебницей зимой,

Дарящей нам космический покой.

(Лариса Кузьминская)

3.Определение темы и целей урока. Эпиграф:

Зима красива изначально

В своем величии хрустальном.

Она действительно царица

С любовью снежной на ресницах. (З. Полякова)


II. Введение в тему урока.

1.Слово учителя.

- Очень часто мы слышим выражение: «Каждое время года прекрасно по – своему». Это действительно так. Разве не ждём мы скорейшего прихода весны с её звонкими капелями, с подснежниками и щебетанием возвратившихся птиц. Ах, как прекрасно лето! Расцветут полевые цветы, зажужжат мохнатые пчёлки, вода в реке согреется. А осень! Золотая осень! Полные корзины плодов и овощей, шорох опавшей листвы, птицы, покидающие нас до весны. Но сейчас за окнами зима! Мы видим волшебные узоры на окнах, трескучие морозы ещё не наступили, но ожидаются в скором времени.

2.Опережающее домашнее задание: нарисовать «свою» зиму.

- Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали на своих рисунках? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.… Расскажите о своей зиме. (Ребята рассказывают о своих рисунках)

3. Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихи о зиме.

- Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создает образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Давайте послушаем стихи о зиме, которые вы заранее приготовили. (Ребята читают стихи)

- Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью каких художественных средств? (Дети находят эпитеты, олицетворения, сравнения)

-Что можно сказать о поэтах, которые написали эти стихи? (Они любят природу, понимают ее душу. Они наблюдательные, поэтому пишут о природе, как о чем-то живом, близком, родном.)

4.Рефлексия содержания учебного материала.

Написание синквейнов на «зимнюю» тему: «Зима», «Снежинка(и)», «Метель», «Снеговик». (Работа в парах, чтение синквейнов)

5.Физминутка для глаз «Снежинки»


III. Подготовка к сочинению описаний-миниатюр.

Экскурсия в картинную галерею художника К. Ф. Юона и работа по картине «Русская зима»

1)Рассказ о художнике К. Ф. Юоне.

Константи́н Фёдорович Юо́н (1875  1958— русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Родился 12 (24) октября 1875 год в Москве в швейцарско-немецкой семье.

Рано начал рисовать. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры. Более 50-ти лет он прожил в деревне Лигачево под Москвой, где были написаны многие картины художника.

2)Знакомство с картинами живописца.

Лексическая работа: вернисаж, галерея, выставка, показ.

3)Работа по картине «Русская зима».

Вспомните, что такое описание как тип речи?

Какие ещё типы речи знаете?

Как строится описание?

Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним.

Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют настроение, которым проникнута картина (жизнерадостное, торжествующее чувство красоты).


IY. Написание сочинений-миниатюр. Работа в парах.

«Зима-искусница», «Детские забавы», «Елочки-сестрички», «Царица-ель».


Y. Чтение сочинений-миниатюр.


YI. Домашнее задание: составить словарный диктант на тему «Зима», выделить орфограммы.


YII. Рефлексия деятельности «Похлопаем в ладоши»

- Ребята, что вы делали на уроке?

-Интересно это было вам?

-Что нового узнали?

-Что вам очень понравилось?

-Хотели бы вы продолжить этот урок?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? А работу учителя?

- Спасибо за урок, дети.



Опубликовано


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 01.12.19 в 08:43 0Ответить Пожаловаться
Очень не хватает в публикации заявленных рисунков и презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.