Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки» (Урок развития речи, 5 класс)
Раздаточный материал к уроку
DOC / 16 Кб
/data/files/d1593151697.doc (Раздаточный материал к уроку)Технологическая карта урока развития речи в 5 классе.
Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»
(1 час)
Цели:
образовательные:
уметь создавать собственный текст-описание по картине;
уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматико-стилистические нормы при письме;
развивающие:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи; развивать внимание и воображение, стимулировать творческую деятельность;
воспитательные: формировать умения и навыки командной работы; воспитывать самостоятельность, аккуратность, стремление улучшать свою речь.
Формируемые УУД:
личностные УУД: саморазвитие; стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; коррекции;
познавательные УУД: преобразование визуальной информации в текст; анализ объектов; синтез знаний; систематизация наблюдений;
коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности; умение понимать замысел автора.
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия. | Формируемые умения (УУД). | Контроль результатов и учебной деятельности. |
Мотивация. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово. Чтение стихотворения. Ах, эти вездесущие мальчишки! За ними нет возможности угнаться. Сидели б дома, да читали книжки, Но нет, им надо в море собираться. Один из них откроет Антарктиду, Другой изобретёт велосипед, А третий вовсе пропадёт из виду, Чтобы в Китае встретить свой рассвет. Исколесят моря и океаны, Им небольшой покажется земля, И в космос выйдут гордо капитаны, стоявшие когда-то у руля. Ах, эти вездесущие мальчишки! И хоть проходит детства полоса, И пишутся уже другие книжки, В душе у них всё те же паруса! Е. Долгих Ребята, скажите, о чём стихотворение? Верно ли, что детские мечты открывают дорогу в будущее? Как вы понимаете эту фразу? Подойдёт ли это стихотворение к картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»? | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к року. | Фронтальная. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия и операции. | Устные ответы учащихся. |
Целеполагание. | Постановка целей учебной деятельности на уроке, их осознание и принятие учащимися | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальный опрос. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания, анализируют высказывания одноклассников. | Устные ответы учащихся. |
Актуализация и пробное учебное действие. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | Организует работу в парах: ребята должны определить, к какому типу речи относится каждый текст и доказать (назвать 2 признака). На доске схема-подсказка «Типы речи». Беседа по вопросам: В каком тексте рассказывается о событиях, а в каком даётся описание героев, места и времени действия? Какие особенности описательного текста вы можете отметить? (Цели высказывания – рассказ о событиях/описание обстановки и участников; лексические особенности: обилие глаголов/преобладание существительных и прилагательных). Проследить за выполнением словарной работы. - Вставьте буквы на месте пропуска в текстах. Проверьте себя, сравнив с образцом. | Отвечают на вопросы, строят понятные для собеседника высказывания. Анализируют тексты. Выводы и наблюдения дети записывают в тетрадь. Ребята определяют, к какому типу относится каждый текст и аргументируют свой ответ (называют 2 признака). | Работа в парах и индивидуальная работа. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия , операции, действуют по плану. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменный анализ в тетради и устные ответы каждой микрогруппы. |
Осознание учебного затруднения и построения проекта выхода из затруднения | Составление плана сочинения-описания. Работа со вступлением. Эвристическая беседа по содержанию картины с фиксацией результатов в тетради. | Задаёт вопросы учащимся: Итак, вспомним, из каких частей должен состоять текст любого сочинения? А сочинения по картине? Какую информацию должно содержать вступление? (Несколько слов о художнике и картине). Работа со вступлением в парах: Перед вами небольшая статья о художнике. Выпишите в парах важные факты, касающиеся творчества Ф.П. Решетникова. (2 коротких предложения). Все вместе рассматриваем другие картины художника на слайдах презентации. Работа над составлением плана сочинения-описания в ходе эвристической беседы: 1) Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? 2) На какие части можно разделить картину? 3) Какие краски и тона преобладают? 4) Кто герои картины? 5) Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? Как они изображены? Опишите каждого: • роль; • внешность; • поза; • выражение лица. 6) Что можно сказать о характере каждого? Обсуждение заключения в ходе эвристической беседы: 1) Какое впечатление производит картина на зрителя? 2) Понравилась ли вам картина? Почему? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассникам делают выводы. Дети работают с текстом, выписывают ключевую информацию. Советский художник Фёдор Павлович Решетников с детства увлекался рисованием. Излюбленной темой его творчества было изображение детей в разных жизненных ситуациях. Художник часто наблюдал за игрой подростков, любил общаться с детьми, поэтому ребята на его картинах выглядят естественными, живыми. Картина Решетникова «Мальчишки» была создана в 1971 году и тоже посвящена детям. Просматривают другие работы художника. Примерные ответы на вопросы в ходе беседы по содержанию картины: 1) Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше. 2) Небо, город, мальчики на крыше. 3) Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры. 4) Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи. 5) На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо. Первый мальчик указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей. Второй увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения. Их друг, не отрываясь, смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен. 6) Серьёзный, целеустремлённый. Очень впечатлительный. Романтик, мечтатель. | Работа в парах. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа (фиксация результатов наблюдений в тетради) | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, письменная работа в тетрадях. |
Физминутка | ||||||
Первичное закрепление способов деятельности, словарно-синтаксическая и стилистическая работа. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с основной частью. | Организует и сопровождает деятельность детей. Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. Предлагает детям задания разных уровней: 1) восстановить деформированный текст-образец сочинения; 2) составить предложения, описывающие картину, по опорным словам; 3) закончить предложения. Выслушивает ответы. Следит за тем, чтобы все группы обменялись информацией о выполненном задании. | Работают в группах по карточкам. | Работа в группах. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в раздаточных материалах. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Письменная работа с карточками, отчёт групп. |
Домашнее задание | Домашнее задание. | Задаёт домашнее задание: поработать дома с черновиком и написать работу по предложенному плану. Сообщает, что на следующем уроке ребятам предстоит написать работу на чистовике. | Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретённых знаний. | Индивидуальная. | Личностные: приобретают мотивацию к самостоятельной работе дома. Регулятивные: контролируют свою деятельность. | Записи в дневниках. |
Рефлексия. | Заключительная беседа по вопросам, оценивание деятельности на уроке. | Даёт утверждения для самооценки (+/-): 1) Я знаю особенности описания как типа речи. 2) Я знаю, из каких частей состоит сочинение по картине. 3) Я умею правильно писать слова, относящиеся к теме сочинения. 4) Я могу устно описать изображённое на картине «Мальчишки». 5) Я могу редактировать сочинение, исправлять недочёты. | Определяют эмоциональное состояние, результаты работы на уроке. | Индивидуальная. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных исследовательских, аналитических умений: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: осуществляют обратную связь с учителем. | Самооценка деятельности. |
Презентация к уроку
PPT / 811 Кб