Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки» (Урок развития речи, 5 класс)

8
0
Материал опубликован 26 June 2020 в группе

Раздаточный материал к уроку
DOC / 16 Кб

/data/files/d1593151697.doc (Раздаточный материал к уроку)Технологическая карта урока развития речи в 5 классе.

Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

(1 час)

Цели:

образовательные:

уметь создавать собственный текст-описание по картине;

уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматико-стилистические нормы при письме;

развивающие:

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи; развивать внимание и воображение, стимулировать творческую деятельность;

воспитательные: формировать умения и навыки командной работы; воспитывать самостоятельность, аккуратность, стремление улучшать свою речь.

Формируемые УУД:

личностные УУД: саморазвитие; стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; коррекции;

познавательные УУД: преобразование визуальной информации в текст; анализ объектов; синтез знаний; систематизация наблюдений;

коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности; умение понимать замысел автора.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия.

Формируемые умения (УУД).

Контроль результатов и учебной деятельности.

Мотивация.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово. Чтение стихотворения.

Ах, эти вездесущие мальчишки!

За ними нет возможности угнаться.

Сидели б дома, да читали книжки,

Но нет, им надо в море собираться.

Один из них откроет Антарктиду,

Другой изобретёт велосипед,

А третий вовсе пропадёт из виду,

Чтобы в Китае встретить свой рассвет.

Исколесят моря и океаны,

Им небольшой покажется земля,

И в космос выйдут гордо капитаны, стоявшие когда-то у руля.

Ах, эти вездесущие мальчишки!

И хоть проходит детства полоса,

И пишутся уже другие книжки,

В душе у них всё те же паруса!

Е. Долгих

Ребята, скажите, о чём стихотворение?

Верно ли, что детские мечты открывают дорогу в будущее? Как вы понимаете эту фразу?

Подойдёт ли это стихотворение к картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»?

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к року.

Фронтальная.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия и операции.


Устные ответы учащихся.

Целеполагание.

Постановка целей учебной деятельности на уроке, их осознание и принятие учащимися

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальный опрос.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания, анализируют высказывания одноклассников.

Устные ответы учащихся.

Актуализация и пробное учебное действие.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа.

Организует работу в парах: ребята должны определить, к какому типу речи относится каждый текст и доказать (назвать 2 признака).

На доске схема-подсказка «Типы речи».

Беседа по вопросам:

В каком тексте рассказывается о событиях, а в каком даётся описание героев, места и времени действия?

Какие особенности описательного текста вы можете отметить?

(Цели высказывания – рассказ о событиях/описание обстановки и участников; лексические особенности: обилие глаголов/преобладание существительных и прилагательных).

Проследить за выполнением словарной работы.

- Вставьте буквы на месте пропуска в текстах. Проверьте себя, сравнив с образцом.

Отвечают на вопросы, строят понятные для собеседника высказывания.

Анализируют тексты.

Выводы и наблюдения дети записывают в тетрадь.

Ребята определяют, к какому типу относится каждый текст и аргументируют свой ответ (называют 2 признака).


Работа в парах и индивидуальная работа.


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия , операции, действуют по плану.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменный анализ в тетради и устные ответы каждой микрогруппы.

Осознание учебного затруднения и построения проекта выхода из затруднения

Составление плана сочинения-описания. Работа со вступлением. Эвристическая беседа по содержанию картины с фиксацией результатов в тетради.

Задаёт вопросы учащимся:

Итак, вспомним, из каких частей должен состоять текст любого сочинения?

А сочинения по картине?

Какую информацию должно содержать вступление? (Несколько слов о художнике и картине).

Работа со вступлением в парах:

Перед вами небольшая статья о художнике. Выпишите в парах важные факты, касающиеся творчества Ф.П. Решетникова. (2 коротких предложения).

Все вместе рассматриваем другие картины художника на слайдах презентации.

Работа над составлением плана сочинения-описания в ходе эвристической беседы:

1) Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает?

2) На какие части можно разделить картину?

3) Какие краски и тона преобладают?

4) Кто герои картины?

5) Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли?

Как они изображены? Опишите каждого:

роль;

внешность;

поза;

выражение лица.

6) Что можно сказать о характере каждого?

Обсуждение заключения в ходе эвристической беседы:

1) Какое впечатление производит картина на зрителя?

2) Понравилась ли вам картина? Почему?


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассникам делают выводы.

Дети работают с текстом, выписывают ключевую информацию.

Советский художник Фёдор Павлович Решетников с детства увлекался рисованием. Излюбленной темой его творчества было изображение детей в разных жизненных ситуациях. Художник часто наблюдал за игрой подростков, любил общаться с детьми, поэтому ребята на его картинах выглядят естественными, живыми. Картина Решетникова «Мальчишки» была создана в 1971 году и тоже посвящена детям.

Просматривают другие работы художника.

Примерные ответы на вопросы в ходе беседы по содержанию картины:

1) Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше.

2) Небо, город, мальчики на крыше.

3) Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры.

4) Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи.

5) На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо.

Первый мальчик указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей.

Второй увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения.

Их друг, не отрываясь, смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен.

6) Серьёзный, целеустремлённый.

Очень впечатлительный.

Романтик, мечтатель.

Работа в парах.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа (фиксация результатов наблюдений в тетради)

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, письменная работа в тетрадях.

Физминутка







Первичное закрепление способов деятельности, словарно-синтаксическая и стилистическая работа.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с основной частью.

Организует и сопровождает деятельность детей. Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. Предлагает детям задания разных уровней:

1) восстановить деформированный текст-образец сочинения;

2) составить предложения, описывающие картину, по опорным словам;

3) закончить предложения.

Выслушивает ответы.

Следит за тем, чтобы все группы обменялись информацией о выполненном задании.

Работают в группах по карточкам.

Работа в группах.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в раздаточных материалах.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.


Письменная работа с карточками, отчёт групп.

Домашнее задание

Домашнее задание.

Задаёт домашнее задание: поработать дома с черновиком и написать работу по предложенному плану. Сообщает, что на следующем уроке ребятам предстоит написать работу на чистовике.


Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретённых знаний.

Индивидуальная.

Личностные: приобретают мотивацию к самостоятельной работе дома.

Регулятивные: контролируют свою деятельность.


Записи в дневниках.

Рефлексия.

Заключительная беседа по вопросам, оценивание деятельности на уроке.

Даёт утверждения для самооценки (+/-):

1) Я знаю особенности описания как типа речи.

2) Я знаю, из каких частей состоит сочинение по картине.

3) Я умею правильно писать слова, относящиеся к теме сочинения.

4) Я могу устно описать изображённое на картине «Мальчишки».

5) Я могу редактировать сочинение, исправлять недочёты.



Определяют эмоциональное состояние, результаты работы на уроке.

Индивидуальная.


Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных исследовательских, аналитических умений: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: осуществляют обратную связь с учителем.

Самооценка деятельности.




Презентация к уроку
PPT / 811 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации