Сочинение – рассуждение «Процесс свободного познания начинается, «запускается» удивлением, поэтому система образования должна включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент»
Сочинение – рассуждение «Процесс свободного познания начинается, «запускается» удивлением, поэтому система образования должна включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент».
Ученик каждый день познаёт мир. Мир сильно изменился. Авторитарные методы обучения не приносят результатов, не приветствуются обществом. Как же мы будем учить детей? Ответ один, он очевиден: удивить, заинтересовать. Ещё древнегреческий философ Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Я полностью согласна с его высказыванием.
Мне крупно повезло – в школе, в педагогическом училище, в институте меня учили Учителя с большой буквы, способные постоянно удивлять. Как нравилось мне переноситься на уроках литературы во времена Евгения Онегина, где звучат звуки вальса и кружатся пары! Я видела перед собой могучих запорожцев и их атамана Тараса Бульбу, несущихся на лихих конях защищать Православие. Сердце сжималось от жалости к смиренному кузнецу Юшке. Я тоже, однажды удивившись, полюбила учиться на всю жизнь. Мечтала стать Учителем. И стала им.
Сегодня я снова иду на свою любимую работу. Даже не иду, а лечу, как на крыльях! О чём я думаю? Конечно же, о детях! Чем я удивлю их сегодня? Что меня удивит в них? Представляю, как снова будут блестеть и смеяться двадцать восемь пар счастливых детских глазок. Им всем интересно – и мне интересно не меньше.
Память переносит меня на много лет назад. Ко мне пришли первоклассники. Маленькие, растерянные, незнакомые друг с другом, все разные. Кто-то берёт меня за руку маленькой ладошкой. Рядом со мной Лиза, самая тихая и ранимая девочка класса. Она смотрит на меня грустными глазёнками и произносит: «У нас сейчас будет математика? А она не страшная?» Я удивляюсь. Лиза продолжает: «А моя старшая сестра всегда боялась в школе уроков математики». И тогда я дала самой себе обещание: пусть на моих уроках никогда не будет страшно ни одному ребёнку. Я решила сделать всё возможное и невозможное для того, чтобы детям было по-настоящему интересно, увлекательно, удивительно познавать мои предметы».
И математика вошла в жизнь ребят желанной гостьей, как интереснейшее явление. Вошла яркими картинками, любимыми игрушками, играми, цветами. Вот мы изучаем число четыре. Я по максимуму задействую все ощущения детей – зрение, слух, мускульное чувство. Они катают в ладошках четыре камешка, смачивают кисточку для рисования в стакане с водой и отсчитывают четыре капельки, упавшие с неё. Они закрывают глаза и слушают, как я делаю четыре хлопка. Мы открываем глаза, оглядываем класс, и называем, каких предметов в нём по четыре. Я слышу: «Четыре стены! Четыре угла! Четыре конторки! Четыре окна!». Потом добавляют: «А ещё у стола и стула бывает по четыре ножки! Четыре ноги у лошади! Четыре колеса у машины!» Во время физкультурной паузы мы сделали четыре приседания, четыре прыжка, четыре наклона, четыре поворота. Мы чертим в тетради квадрат, дети сами, ещё до того, как прозвучал вопрос, говорят: «У квадрата четыре стороны и четыре угла!». Многие увидели квадрат, прямоугольник в обстановке класса: «Крышка парты! Классная доска! Дверь! Учебник! Пенал!» Следующим уроком у нас будет технология, каждый ребёнок вылепит цифру четыре из пластилина, украсит её. Устроим выставку. Вот звенит звонок с урока. Как быстро он пролетел!
Мы подрастаем. Уже научились читать, писать. Нам открываются тайны русского языка. Сегодня будем изучать многозначные слова. Я не объявляю детям тему урока, но подвожу к ней. Вызываю к доске трёх мальчиков и говорю им: «Дайте мне ручку!» Один протягивает собственную руку, другой – шариковую ручку, третий – дверную ручку. В глазах детей интерес. И тут Илья произносит: «Марина Юрьевна, я не знал, что вам понадобится так много ручек. У меня дома ещё есть ручка от чайника и от чемодана. Я бы мог их принести». Перед детьми начинает открываться смысл изучаемого явления. Они сами подбирают многозначные слова: «Журавль! Хвост! Лук! Рука! Труба!». И я сама не ожидала, что дети назовут мне так много значений слова «хвост»: «Хвост ящерицы! Хвост кометы! Причёска у девочек – хвост! Вереница людей – хвост!». Даже по пути в столовую они продолжали высказывать свои идеи. Русский язык-это удивительно!
Когда на уроке окружающего мира мы изучали подводный мир океана, я начала урок с фактов о синем ките: «Язык синего кита весит столько же, сколько африканский слон», «Сердце синего кита имеет размер автомобиля», «Кит может не спать три месяца». И вот уже я вижу интерес в глазах детей, отвечаю на тысячи «Почему?». Ученик, сказавший самому себе «Ух, ты!», желающий разобраться, понять причину удивительного – это идеальный ученик. Его не нужно заставлять, убеждать, наказывать, его можно просто учить. Но не менее важно найти «золотую середину», научить детей видеть интересное и в обычных, простых, будничных упражнениях, в рутинной работе.
Мы очень любим эксперименты на уроках. При прохождении темы «Звонкие и глухие согласные звуки», приложив ладонь к горлу, мы следили за работой нашего речевого аппарата. При произнесении звонкого согласного горло вибрировало, при произнесении глухого-нет. Это удивило детей. Они хорошо уяснили классификацию звуков.
Но ещё больше удивительного бывает у нас на занятиях внеурочной деятельности. С помощью экспериментов мы выяснили, что бывает древесина, которая тонет- пиратинера, и бывают камни, которые плавают- перлит. Теперь мы знаем, из чего можно строить плот, а из чего-нет.
Каждый день, прожитый вместе с моими учениками, их горящие глаза побуждают меня к поиску нового, к творчеству, профессиональному росту и саморазвитию. Мне хочется найти новые подходы, методы, способы, сделать одно занятие не похожим на другое, заинтересовать и мотивировать ребят. Сейчас так, и только так можно обучать детей!
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя — быть скучным», и это действительно так: неинтересный педагог не сможет увлечь ребенка, повести его за собой по дороге открытий и свершений. И вот я опять спешу туда, где очень трудно, но интересно, где хлопотно, но познавательно, где шумно, но удивительно. Туда, где понимают, что ребенок — это «факел, который нужно зажечь». А зажечь его может только тот, кто сам горит.