Оценка эффективности образовательного процесса в системе дополнительного образования
Название: Оценка эффективности образовательного процесса в системе дополнительного образования.
Автор. Макарова Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель технологии МОУ Тетюшской средней школы Ульяновского района Ульяновской области
Введение. Дополнительное образование, несмотря на всю специфичность его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно должно иметь цели, задачи, результат. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
В связи с вышеизложенным, в системе дополнительного образования училища возникла необходимость создания собственной системы контроля качества обучения в творческих объединениях, отслеживания результатов их образовательной деятельности.
Любой педагог дополнительного образования, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это - работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.
Для начала стоит уточнить понятия «результат». В энциклопедической литературе встречаются следующие подходы.
Результат (resultatus - отраженный):
• итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., «Советская энциклопедия», 1969);
• показатель мастерства (Современный словарь иностранных слов. - СПб.: «Дуэт», 1994);
Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.
Цель деятельности трактуется как «образ желаемого будущего» (М.М. Поташник). Таким образом, цель - это представление человека о том, чего он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.
Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Для дополнительного образования - это запросы детей и родителей, училища и других образовательных учреждений. Цели формулируются на достаточно длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и станет предметом оценки.
С учетом сказанного результат можно охарактеризовать как состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями.
Но результат важен не сам по себе, а в его качественной определенности. Под качеством образования обычно понимается соотношение цели и результата либо, другими словами, мера достижения цели.
Результат реализации образовательной программы необходимо рассматривать с точки зрения успешности решения следующих задач: обучающих, воспитательных, развивающих. Педагог-профессионал уровнем своей компетентности, накопленным практическим опытом гарантирует получение строго определенного педагогического результата.
Анализ научно-методической литературы показывает, что гарантированный образовательный результат предусматривает:
- при решении обучающих задач: выделение теоретического (что обучающийся должен знать) и практического (что обучающийся должен уметь) аспектов;
- при решении воспитательных задач: выделение качеств характера личности ребенка, формируемых в процессе освоения вида деятельности и нравственных ценностей, навыков поведения;
- при решении развивающих задач: выделение линий развития ребенка в процессе освоения вида деятельности и основных показателей личностного развития воспитанника.
Информацию о текущем состоянии образовательного процесса могут предоставить регулярно проводимые диагностические исследования.
Диагностика качества образовательного процесса. Это процесс почти непрерывный, осуществляемый педагогом в течение всего периода обучения. Весь комплекс диагностических мероприятий как раз и представляет образовательный мониторинг.
Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации дополнительных образовательных программ различных видов.
С этой целью в системе дополнительного образования должен проводиться образовательный мониторинг, разработанный с учетом особенностей образовательной деятельности данного учреждения.
Под мониторингом качества образования подразумевается постоянное изучение образовательного процесса, как системы формирования знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, с целью выявления его соответствия желаемому результату.
Целью мониторинга является определение уровня освоения воспитанниками образовательной программы (в предметной деятельности и личностном развитии), соотнесение полученного образовательного результата с целью программы.
Задачи мониторинга:
- отслеживание и фиксация результатов освоения образовательной программы;
- отслеживание и фиксация особенностей личностного развития воспитанников;
- отслеживание динамики развития коллектива и его творческого роста.
Содержание направлений мониторинга:
- мониторинг качества предметной деятельности;
- мониторинг личностного развития воспитанников;
- мониторинг коллективной творческой деятельности.
Организация и формы проведения мониторинга.
Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:
Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень воспитанника.
Промежуточный– проводится по итогам полугодия для выявления промежуточного уровня овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками.
Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.
Анализ результатов мониторинга становиться для педагогов источником поиска путей совершенствования и качества образовательного процесса.
Теперь поговорим о диагностике результатов образовательной деятельности обучающихся.
В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят прежде всего по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Однако такой подход таит в себе ряд опасностей. Во-первых, у разных детей - разные исходные темпы и глубина освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер; наконец, не секрет, что их гораздо сложнее выявить и оценить. Однако делать это необходимо каждому педагогу, что обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.
Напомним, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. По мнению ведущих методистов, «…такая цель дополнительного образования шире некой суммы знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности. При этом роль знаний, умений и навыков не уменьшается, но они сегодня рассматриваются как основа и средства для такого образовательного результата, который способствует эффективному решению проблем человека и общества».
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить, как нам кажется, по двум группам показателей:
• учебным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
• личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении, кружке, студии, секции).
Соответственно этому, педагогу предлагается воспользоваться двумя таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить:
- набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести обучающийся в результате освоения конкретной образовательной программы;
- систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у обучающегося за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками;
- а также определить степень выраженности каждого измеряемого показателя у конкретного обучающегося, а значит, и уровень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы - она должна быть понятнаобучающимся; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.
До сих пор речь шла об определении предметных результатов обучения ребенка по программе - его знаний, умений, практических навыков, т.е. всего того, что ранее было обозначено как учебные результаты.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Теперь обратимся к личностном аспекте образовательных результатов или, иными словами, о механизме оценки личностных качеств ребенка, развитие которых также должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
Все понимают, что на развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Многие педагоги - работают ли они в школах или в учреждениях дополнительного образования - отмечают резкое снижение у нынешних школьников элементарных организационно-управленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи и находить способы их решения, заставлять себя выполнять необходимую, но не особенно интересную работу, осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе.
Сегодня личностное развитие ребенка осуществляется, как правило, через его стихийное приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде. Следствием этого стал заметный рост индивидуализма среди детей и подростков при одновременном непонимании того, как управлять собой, как организовать себя для достижения индивидуально значимых целей и приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Между тем, успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств. Вот почему формирование у детей способности к саморазвитию становится сегодня важнейшей педагогической задачей.
Кто как не педагог дополнительного образования, выступающий для детей «значимым взрослым», может заинтересовать своих воспитанников в познании самих себя, помочь им в формировании навыков самоорганизации и самоуправления?
С учетом сказанного предлагается отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе школьного дополнительного образования, по трем направлениям. Каждое направление - это блок личностных качеств.
I блок - организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося;
II блок - ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие активность ребенка;
III блок - поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе.
Проведение итоговой аттестации в системе дополнительного образования. В заключение приводятся правила проведения итоговой аттестации обучающихся, посещающих детские объединения блока дополнительного образования. Эти правила необходимо знать и педагогам дополнительного образования,
1. Аттестация обучающихся в конце каждого учебного года представляет собой заключительный этап образовательного процесса в системе дополнительного образования. Ее главной задачей является оценка реальной результативности образовательной деятельности детей, занимающихся в детских объединениях по дополнительным образовательным программам.
2. Итоговая аттестация осуществляется на основе определения:
• уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области;
• степени сформированности практических умений и навыков детей в избранном ими виде творческой деятельности;
• уровня развития их личностных качеств, а также соотнесения всего перечисленного с ожидаемыми результатами, заложенными в образовательной программе.
3. По итогам аттестации выявляются факторы, способствующие или препятствующие полноценной реализации дополнительных образовательных программ, и вносятся необходимые коррективы в содержание и методику образовательной деятельности детских объединений.
4. Итоговая аттестация воспитанников детских объединений проводится 1 раз в конце учебного года в обязательном порядке.
5. За месяц до проведения итоговой аттестации детского объединения педагог должен в письменном виде представить в учебный отдел график и программу аттестации. Программа аттестации составляется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Программа аттестации должна содержать:
• перечень ожидаемых к концу учебного года результатов обучения, заложенных в программе;
• методику оценки теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств обучающихся;
• перечень форм проведения аттестации.
6. На основании заявок, представленных педагогами дополнительного образования, учебный отдел училища составляет общий график проведения итоговой аттестации детских объединений, входящих в систему дополнительного образования училища, издает соответствующий приказ по учреждению.
7. Для проведения итоговой аттестации воспитанников формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители учебного отдела, профкома, педагоги дополнительного образования соответствующего профиля деятельности.
8. Результаты аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации воспитанников детского объединения, который является одним из отчетных документов и хранится в учебном отделе. Параллельно итоги аттестации могут быть занесены в журнал конкретной учебной группы.
9. Результаты анализируются учебным отделом училища совместно с педагогами по следующим направлениям:
- количество обучающихся (%), полностью освоивших образовательную программу, освоивших частично, не освоивших программу;
- количество обучающихся (%), переведенных (не переведенных) на следующий год (этап) обучения;
- причины невыполнения детьми образовательной программы;
- характер корректив, которые необходимо внести в программу.
Итак, в изложенной работе обозначены лишь некоторые подходы к оценке результата и результативности в дополнительном образовании детей, в том числе организованного на базе суворовского военного училища. Конечно, таких подходов сегодня существует несравнимо больше. Их систематизация, нахождение оптимальных вариантов - чрезвычайно актуальная и интересная для исследователей и практиков задача.
Список литературы:
1. Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2008г.
2. О.Е. Лебедев, М.В. Катунова, Н.Ф. Трубицын, Н.Ю. Конасова, С.С. Филиппов, А.Г. Бойцова, Р.У. Богданова учебное пособие для ВУЗов «Дополнительное образование детей».Москва «Владос» 2000 г.
3. С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
4. Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева «Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей». Москва «Владос» 2001г.
5. Е.Д. Божович, Г.А. Вайзер, З.В. Голышева, И.Ю. Кулагина, Т.Г. Раевская, О.Н. Юдина учебное пособие «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка».Москва МП-СИ 1999 г.
6. Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М. Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин «Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения». Москва «Новый учебник» 2003 г.
7. Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2009 г.