Сочинение-рассуждение «Хороший класс – это не полк, идущий в ногу, а оркестр, играющий симфонию»
Сочинение-рассуждение «Хороший класс – это не полк, идущий в ногу, а оркестр, играющий симфонию». (Даниэль Пеннак «Школьные страдания»)
Есть в нашем городе прекрасная традиция – ежегодно устраивать Георгиевский бал выпускников трёх поколений. Я люблю посещать это мероприятие. Выпускники поднимаются на сцену и рассказывают о том, как они живут, как работают, о чём мечтают. И всегда эти люди, разных возрастов и профессий, окончившие школу много лет назад, находят для своих учителей слова, полные глубокой любви и благодарности. Вот на сцену поднимается уже немолодая женщина, заслуженный учитель и рассказывает: «Мы обожали нашу учительницу начальных классов. Мы спорили, кто сегодня поможет ей донести до дома сумку с нашими тетрадями. Нести было недалеко, она жила рядом со школой. У неё во дворе была маленькая беседка, в ней стол и самовар. Без чая с мёдом не уходил ни один помощник.» Уже со слезами на глазах рассказчица продолжает: «Мы любили её глубоко, искренне, настоящей детской любовью. Любили все, без исключения. На уроке письма она подходила к каждому из нас, чтобы направить наши, ещё неумелые ручки, помочь нам научиться писать красиво. До сих пор помню это ощущение мягкой, тёплой, материнской руки на своей руке. Это было волшебное чувство.» И они поднимаются на сцену один за другим: архитектор, реаниматолог, испытатель космических аппаратов, заслуженный работник культуры…И все говорят об одном и том же: это учитель научил их отличать хорошее от плохого, благородное от низкого, помог найти счастье и смысл жизни.
Сидя в зале, слушая всё это, я задумываюсь: каким же настоящим, духовно богатым человеком надо быть, чтобы каждый урок, день за днём, год за годом отдавать детям всё лучшее, что есть в тебе, все силы ума и сердца и, отдавая, постоянно, день ото дня становиться богаче!
Свою педагогическую деятельность я начала в 2000 году. Сначала преподавала в старших классах биологию и экологию, с 2010 года стала учителем начальных классов. На этом пути мне встречались разные классы, разные ученики. Не буду лукавить, не всё сразу стало получаться. Были и радости, и огорчения, и ошибки, и поиски. Бывали и минуты отчаяния. Что делать с отстающими учениками? Не просто отстающими, а уставшими верить, что из них что-то получится, и поэтому совсем переставшими учиться? Иногда я жалела их: «Бедные, несчастные дети! Как же их научить?»
Ответ пришёл не сразу и очень неожиданно. В одной из книг мой взгдяд задержался на биографии величайшего американского изобретателя Тома Эдисона. Оказывается, с детства маленький Эдисон не подавал никаких надежд на обучение. У него были проблемы со слухом, он был рассеянным, учителя не смогли разглядеть в мальчике никаких способностей. Однажды учитель передал его матери письмо, в котором было сказано, что Эдисон не способен учиться в этой школе, поэтому его нужно забрать из школы и учить самостоятельно дома. Но мать Эдисона оказалась мудрой женщиной и не открыла сыну содержания этого письма. Она перефразировала послание. Учитель, якобы, просит оставить мальчика на домашнем обучении, так как он-гений, и в школе нет учителей, способных научить его. Таким был путь величайшего изобретателя века.
Я тогда глубоко задумалась. Ведь каждый мой ученик пришёл в этот мир не просто так. Каждого из них жизнь наделила определённой ролью. Моя задача – дать им надежду, открыть перед ними двери в жизнь! Верить и учить, учить и верить! Я просто обязана найти, рассмотреть, развить хоть маленькие, хоть скромные способности, таланты ребёнка.
Я стала присматриваться к ребятам, налаживать с ними контакт, давать посильные индивидуальные задания. Я очень старалась. И постепенно поняла: моим ученикам нужна не жалость, а поддержка. Передо мной - не беспомощные люди, а личности, со своими интересами и склонностями. Опыта у меня было мало, но он приходил. Постепенно, по крупице, но приходил. Очень сильно помогали мне мои коллеги, многие из которых прежде учили и меня.
Вспоминаются мои первые выпускники. Вот Серёжа. Он сильно заикается, очень скромный, даже стеснительный, замкнутый. В учёбе очень слаб. В общественной жизни класса не стремится принимать участия. Но однажды в классе сломался шкаф. Я обратилась к детям: «Ребята, чей папа сможет прийти завтра в школу и починить шкаф?» Первым поднял руку Сергей. На следующее утро он сам (не папа!) принёс в школу маленький чемоданчик с инструментами, быстро и качественно устранил поломку. С этого дня я стала давать моему ученику посильные задания: подготовить экспонат для выставки технического творчества, сделать декорации для театральной постановки, что-то починить. Всё, за что он брался, получалось качественно, надёжно. Недавно, по дороге на работу, я встретила молодую пару. Мужчина нёс на руках симпатичную девочку лет двух, молодая женщина шла рядом. В молодом отце я узнала Сергея! Мы разговорились. Он рассказал мне о своей жизни, в которой всё складывается хорошо. Я порадовалась за него.
Вот Ира. Очень добрая, старательная девочка. Но нам никак не даётся математика и другие точные науки. Она очень переживает, тоже часто замыкается в себе. Но зато любит порядок, цветы, животных. Заметив это, я поручила ей уход за цветами и аквариумом в классе. Она выполняла эту работу на совесть, я её хвалила при всём классе. У ребёнка повысилась самооценка, лучше стало и с учёбой. Сейчас Ира работает на ветеринарной станции. Я счастлива, что у меня есть такие ученики.
Нет единого «рецепта» идеального класса. Нет даже двух одинаковых детей. Универсальные методы и приёмы здесь не подойдут. Каждого ученика по отдельности и всех вместе нужно пропустить через своё сердце, свою душу. Ведь «Хороший класс – это не полк, идущий в ногу, а оркестр, играющий симфонию». Основа полкового строя – только жёсткая дисциплина, основа симфонии – творчество. И если в вашем оркестре есть самый скромный треугольник, главное, главное, чтобы и он вступал и звучал, как надо, чтобы он мог гордиться вкладом в общее дело. А оркестр вместе с дирижёром пусть гордится им.
В книге «Школьные страдания» автор Даниэль Пеннак описывает, как ласточки готовятся к перелёту. Их очень много, они облепили все провода вокруг дома, торопятся лететь. В спальне автора есть два окна. Одно выходит на юг, другое-на север. И каждый год повторяется одна и та же драма: часть ласточек, обманутых прозрачностью напротив расположенных окон, разбиваются о стекло одного из них. Но сегодня автор распахнёт настежь оба окна и будет всё утро наблюдать парад ласточек в своей комнате. Такой, я считаю, должна быть и любовь преподавателя, чьи ученики, как нетерпеливые птицы. Детям нужно открывать все пути. Пусть они живут, растут, учатся, покоряют новые высоты!