Сочинения и тексты к 10 вариантам ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс проблемы
Равна ли интеллигентность образованности? Сочинение ЕГЭ по тексту Лихачёва Д.С
Человек должен быть интеллигентен! (2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать сближению с другими людьми?
(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
(9)Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! (10)Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. (11)В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.
(14)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.
(15)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(16)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим необладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(17)Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. (18)Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
(19)Больше того… (20)Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. (21)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайших произведений искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.
(22)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого. (23)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, ве мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
(24)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (25)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умела рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю. и к чужой радости.
(26)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
По Д.С. Лихачёву. Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — выдающийся учёный ХХ века, академик, председатель Советского Фонда культуры.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Почему люди по-разному относятся к природе? Сочинение ЕГЭ по тексту Можаева Б.А
Мы вытянулись гуськом, шли молча след в след, словно по сторонам было минное поле. (2)Глухие ухающие удары, доносившиеся с лесосеки, перемежались теперь с раскатистым треском, напоминавшим пулемётные очереди. (3)Потом стал долетать до нас высокий, комариный голос пилы, и чем ближе мы подходили, тем надсаднее, ниже и злее становился этот звон.
(4)Наконец Пассар поднял руку, остановился. (5)От неожиданности мы почти столкнулись. (6)Перед нами метрах в ста качнулся и стал валиться высокий кедр; сначала он вроде бы застыл в наклонном положении, и казалось, что он ещё выпрямится и его тупая, словно подстриженная небесным парикмахером, вершина снова появится в оголённом проёме. (7)Но, помедлив какое-то мгновение, тяжёлыми косматыми лапами погрозил он, опрокидываясь, небу и быстро пошёл к земле, со свистом рассекая воздух, по-медвежьи с треском подминая долговязый орешник, и с пушечным грохотом ударился наконец оземь.
(8)Гулким стоном отозвалась земля, и долго, как смертный прах, парило в воздухе облако снежной пыли. (9)И в наступившей тишине было жутко смотреть на этого поверженного недвижного, точно труп, лесного великана, на мотающиеся обломанные, как костолыжки, ветви орешника да трескуна, на пустой, как прорубь в пропасть, небесный проём, который ещё мгновение назад закрывала кудлатая голова кедра.
(10)Возле высокого пня, похожего на лобное место, стоял вальщик в оранжевой каске с брезентовым, спадающим на плечи покрывалом. (11)На пне лежала бензопила — совсем игрушечной казалась она на этом поперечнике, размером с хороший круглый стол.
— (12)Как же вы ухитрились эдакую махину? — спросил я вальщика.
— (13)Минут сорок провозился…. (14)С подпилом брал её, с обоих концов… (15)Натанцевался.
(16)Вальщик — немолодой, густая тёмная борода на щеках заметно серебрилась, но был он плотный, коренастый и, видимо, немалой силы. (17)Однако я заметил, что пальцы у него дрожали; когда он скручивал цигарку, крупинки махры полетели на землю.
— (18)Не владеют пальцы, — как-то извинительно улыбнулся он, перехватив мой взгляд. — (19)Как повалишь кедру — руки и ноги трясутся. (20)Ничего не поделать.
— (21 От чего? (22)От усталости?
— (23)Да нет… (24)Вроде оторопь берёт. (25)Испуг не испуг, но сердце бьётся и что-то такое подкатывает под самый дых! (26)Повалишь такое вот дерево, как живую душу сгубишь. (27) Пятнадцать лет уж как валю, а всё ещё оторопь берёт.
(28)Пинегин похлопал вальщика по спине.
— (29)Вот они, покорители тайги!
— (30)А зачем её покорять, тайгу-то? — спросил я Пинегина.
— (31) Как зачем? (32)Человек — хозяин своей земли! (33)Да поймите же, дело не в рубке!.. (34)Лес — это стройки, лес — это химия, лес — это валюта, наконец.
— (35)И это по-хозяйски? — я указал на заломанные деревья.
— (36)Ну, это пустяки… (37)Зарастут, новые вырастут.
— (38)Как можно говорить такие слова? (39)Кто в тайге живёт, знает — такое дело не зарастёт. (40)Гнить будет, болеть будет… (41)Короед появится. (42)Тайга пропадёт!
(43)Мы опять растянулись гуськом и шли за Пассаром. (44)Ухающие раскатистые удары теперь раздавались где-то справа, но всё казалось, что вот-вот перед нами повалится очередной кедр… (45)Затихли отдалённые глухие раскаты, — видать, вальщики закончили работу. (46)Ветра не было — ничто не шелохнётся. (47)И только редко и жирно каркали вороны; они лениво перелётывали над протокой, садились на прибрежные кедры и сердито кричали на нас…
По Б.А. Можаеву. Борис Андреевич Можаев (1923—1996) — русский советский писатель.
Как надо относиться к правам ребёнка? Сочинение ЕГЭ по тексту Корчака
— (1) Что из него будет, кем вырастет? — спрашиваем мы себя с беспокойством. (2)Хотим, чтобы дети были лучше нас. (3)Грезится нам совершенный человек будущего. (4)Надо бдительно ловить себя на лжи, клеймя одетый в красивые слова эгоизм. (5)Будто самоотречение, а по существу — грубое мошенничество. (6)Мы объяснились с собой и примирились, простили себя и освободили от обязанности исправляться. (7)Не позволяем критиковать нас детям и не контролируем себя сами. (8)Отпустили себе грехи и отказались от борьбы с собой, взвалив эту тяжесть на детей. (9)Воспитатель поспешно осваивает особые права взрослых: смотреть не за собой, а за детьми, регистрировать не свои, а детские вины. (10)А вина ребёнка — это всё, что метит в наш покой, в самолюбие и удобство, восстанавливает против себя и сердит, бьёт по привычкам, поглощает время и мысли. (11)Мы не признаём упущений без злой воли. (12)Ребёнок не знает, не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел, не может — всё это «его вина». (13)Невезение или плохое самочувствие, каждая трудность — это вина и злая воля. (14)Недостаточно быстро или слишком быстро и потому недостаточно исправно выполненная работа — вина: небрежность, лень, рассеянность, нежелание работать. (15)Невыполнение оскорбительного и невыполнимого требования — вина. (16)И наше поспешное злое подозрение — тоже его вина. (17)Вина ребёнка — наши страхи и подозрения и даже его старание исправиться: «Вот видишь, когда ты хочешь, ты можешь».
(18)Мы всегда найдём, в чём упрекнуть, и алчно требуем всё больше и больше. (19)Уступаем ли мы тактично, избегаем ли ненужных трений, облегчаем ли совместную жизнь? (20)Не мы ли сами упрямы, привередливы, задиристы и капризны? (21)Ребёнок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту; мы замечаем и помним только эти моменты. (22)И не видим, когда он спокоен, серьёзен, сосредоточен. (23)Недооцениваем безгрешные минуты беседы с собой, миром, Богом. (24)Ребёнок вынужден скрывать свою тоску и внутренние порывы от насмешек и резких замечаний; утаивает желание объясниться, не выскажет и решения исправиться. (25)Не бросит проницательного взгляда, затаит в себе удивление, тревогу, скорбь, гнев, бунт. (26)Мы хотим, чтобы он подпрыгивал и хлопал в ладоши — он и показывает ухмыляющееся лицо шута. (27)Громко говорят о себе плохие поступки и плохие дети, заглушая шёпот добра, но добра в тысячу раз больше, чем зла. (28)Добро сильно и несокрушимо. (29)Неправда, что легче испортить, чем исправить. (30)Мы тренируем своё внимание и изобретательность в высматривании зла, в расследовании, в вынюхивании, в выслеживании, в преследовании, в ловле с поличным, в дурных предвидениях и в оскорбительных подозрениях.
(31)Один из мальчиков хлопнул дверью, одна постель плохо постлана, одно пальто запропало, одна клякса в тетрадке. (32)Если мы и не отчитываем, то уж, во всяком случае, ворчим, вместо того чтобы радоваться, что лишь один, одна, одно. (33)Мы слышим жалобы и споры, но насколько больше прощений, уступок, помощи, заботы, услуг, уроков, глубоких и красивых влияний! (34)Даже задиры и злюки заставляют не только лить слёзы, но и расцветать улыбки. (35)Ленивые, мы хотим, чтобы никто и никогда, чтобы из десяти тысяч секунд школьного дня (сосчитай) не было ни одной трудной. (36)Почему ребёнок для одного воспитателя плох, а для другого хорош?
(37)Скитается по белу свету бездомная Золушка — чувство. (38)А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. (39)Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!
По Я. Корчаку. Януш Корчак (1818–1942) — выдающийся польский педагог-гуманист, писатель, врач, радиоведущий.
Чем могут быть полезны путешествия? Сочинение ЕГЭ по тексту Нагибина Ю.М
В наше время огромных скоростей понятие «дальних странствий» стало: условным. (2)«Красной стрелой» из Москвы до Ленинграда — восемь с лишним часов, примерно за то время можно добраться до Сингапура, правда, воздухом, но это дела не меняет. (3)От самой дальней точки планеты жителей Москвы отделяют не годы, как было в давние времена, не месяцы и недели, как было в начале ХХ века, а всего лишь часы. (4)Наверное, только полёт в Антарктиду или на Огненную Землю потребует около суток или чуть больше. (5)Современные способы передвижения сузили мир, сверхзвуковые скорости, ставшие реальностью, сузят его ещё больше, и всё же дальние странствия не исчезнут из человеческого обихода, ибо дело не в километрах, а в способности оторваться от привычности, уйти далеко в поисках — внешних и внутренних, глубоко погрузиться в субстанцию жизни, в существо других людей и в собственную душу.
(6)Можно добраться до Антарктиды, но населить её скукой и томлением, вывезенными из дома, и ровным счётом ничему не научиться за тысячи и тысячи вёрст от родного порога. (7)Можно отправиться по известному, наезженному маршруту, вроде Золотого кольца, или просто пойти в близлежащий, пронизанный солнцем березняк, наконец, вовсе не двинуться из письменного стола и окунуться в такие бездны, что дух захватит: ты вдруг обнаруживаешь изумлённым сердцем, как обогатила тебя наука этих, не требующих великих расстояний, странствий
(8)Да, можно вернуться пустым, ‘как гнилой орех, из кругосветного путешествия. (9) И можно много увидеть и многому научиться в рядовом подмосковном санатории, куда загнало тебя недомогание и где обитатели ведут крайне однообразную жизнь: процедуры, прогулки столовая, послеобеденный отдых, кино, по субботам танцы для тех, что поздоровее. (10) Но постарайтесь заглянуть в глубь зрачков этих большей частью немолодых, усталых, больных людей, проживших нелёгкую жизнь, вслушайтесь в тихую музыку их существования, и вам откроются новые горизонты.
(11)Человек ограничен в пространственных странствованиях; даже те, кто вырвался в космос, не улетели дальше Луны, а это всего лишь спутник нашей планеты, светящийся её отражённым светом; для всех других путешествия ограничены земной поверхностью, да и это доступно лишь немногим. (12)Но путешествия в просторах духа общедоступны и безграничны. (13)Тут каждый, кто не ленив воображением, может покрыть громадные расстояния, пронизать века, побывать в оболочке других людей, да и не только людей — как всевластный волшебник обернуться зверем, птицей, рыбой, растением и, наконец, совершить наитруднейшее — приблизиться к познанию самого себя.
(14)Разумеется, я ни на миг не тешу себя надеждой, что достиг подобных результатов в собственных странствиях. (15)Я лишь говорю о своих намерениях, том стремлении, из которого возникла данная книга. (16)Я старался не сидеть на месте и в силу отпущенных мне природой возможностей и даже чуть поверх них странствовать по далёким и близким просторам, во времени, по людским душам. (17)Повторяю, дело не в расстояниях, а в желании постигнуть науку дальних странствий, в готовности идти навстречу неизвестному в самых разных жизненных обстоятельствах, навстречу людям и, не выделяя себя среди других, навстречу самому себе (18)Пока я способен к таким странствиям — я чувствую себя живым среди живых, и мне необходимо участвовать во всеобщем человеческом обмене; когда же я не смогу пуститься в путь — значит, меня уже нет.
По Ю.М. Нагибину. Юрий Маркович Нагибин (1920— 1994) — советский и российский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.
Что определяет выбор любимого писателя? Сочинение ЕГЭ по тексту Токаревой В.С
(1)Наши классики — Толстой, Достоевский, Чехов. (2)С кем из них я сегодня хотела бы встретиться и поговорить?
(3)Лев Толстой — учитель жизни. (4)Он привык, что к нему толпами шли ходоки, и он внушал им свои истины. (5)Наверняка повторялся. (6)Истины не могут быть каждый день новые. (7)Я постеснялась бы встречаться с ним. (8)Лев Николаевич меня бы подавлял своим величием.
(9)Фёдор Достоевский — игрок. (10)Игромания — та же самая зависимость, что от алкоголя или наркотиков. (11)Это — болезнь. (12)Достоевский вытаскивал из глубины души, из её больных слоёв выковыривал человеческую гнильцу, клал на ладонь и внимательно изучал. (13)Гнильца есть в каждом, отсюда такой интерес к Достоевскому. (14)Человеку интересна правда. (15)А правда — это узнавание. (16)Восхищаясь могучим даром Достоевского, я не хотела бы встречаться с ним лично. (17)Я направлена на позитив. (18)Поклонники Достоевского закидают меня камнями. (19)Я их пойму.
(20)А вот к Антону Павловичу Чехову я бы помчалась. (21)Есть что послушать, есть на что посмотреть. (22)Чехов — красив. (23)Он нравится мне физически, как мужчина. (24)У него прекрасное лицо, одежда, душа и мысли. (25)Я старалась бы больше молчать, чтобы не сморозить банальность. (26)Я бы только слушала и смотрела восторженными глазами и хотела бы сделать для него что-то полезное, например: вымыть полы, протянуть в коробочке антибиотики. (27)Тогда бы Антон Павлович жил ещё пятьдесят лет, как его сестра Мария Павловна. (28)Сегодня туберкулез — не проблема. (29)И Пушкин бы выжил после дуэли — элементарная операция.
(30)Писателем не становятся. (31)Писателем рождаются. (32)Если бы можно было стать большим писателем в результате усидчивого труда, то классиков оказалось бы много. (33)А их — единицы. (34)Два–три классика на сто лет. (35)А таких, как Александр Пушкин, — никогда.
(36)Зачем нужен писатель? (37)Он помогает людям осмыслить жизнь вокруг себя. (38)Во все времена люди сеяли хлеб, а кто-то один стоял и смотрел в небо. (39)И те, кто сеял хлеб, кормили того одного, который смотрел в небо.
(40)Откуда берётся писатель? (41)Мне кажется, что Бог закладывает в кого-то дискету (выбор произвольный), и этот кто-то рождается с дискетой, но не знает об этом. (42)Живёт себе и живёт, ничего не подозревая. (43)Но вдруг в один прекрасный день происходит подключение к космической розетке. (44)Дискета заработала. (45)Это может произойти в любом возрасте. (46)Писательница И. Грекова начала в пятьдесят лет. (47)Татьяна Толстая — в тридцать семь лет. (48)А я — в двадцать шесть.
По В.С. Токаревой. Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) — русский прозаик, редактор, сценарист.
Должен ли человек отказываться от материальных ценностей? Сочинение ЕГЭ по тексту Лихачёва Д.С
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
(3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (4)Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.
(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)Да, радость! (8)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? (9)Не тому помочь, кому следовало бы? (10)Но много ли людей не нуждаются в помощи? (11)Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? (12)Такое бывает и у самых лучших врачей. (13)Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. (14)От ошибок никто не застрахован. (15)Но самая основная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. (16)Не повысили в должности — огорчение. (17)Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. (18)У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина — опять огорчение, и ещё какое!
(19)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (20)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (21)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». (22)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (23)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
(24)Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? (25)Отнюдь нет! (26)Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
(27)Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. (28)А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. (29)И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». (30)И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно больше; чем у соседа. (31)И машину хорошо приобрести для себя и семьи — это удобно. (32)Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. (33)Когда это понадобится — другое дело. (34)Там посмотрим, кто и к чему способен.
По Д.С. Лихачёву. Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — выдающийся учёный ХХ века, академик, председатель Советского Фонда культуры.
Сочинение по тексту Лихачёва Д.С должен ли человек отказываться от материальных ценностей? Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста 6 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из литературы.
Почему свет и тень одинаково важны? Сочинение ЕГЭ по тексту Пришвина М.М
(1)В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. (2)Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. (3)Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет. (4)Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной. (5)Солнцеворот. (6)Композитор Н. поздравил меня с «весной света».
(7)Нет сомнения в том, что так это и надолго пойдёт от меня: весна света. (8)Сам же я начинаю подумывать о весне теней: только ведь благодаря теням остаётся жизнь на земле. (9)Свет и свет! (10)Там не бывает времён года, солнце само по себе горит и горит, а это земля повёртывается, и это движение вокруг себя порождает тени, регулирующие свет, чтобы длилась жизнь на земле. (11)Солнце, вставая и уходя, приближаясь и удаляясь, определяет на земле наш порядок: наше время и наше место. (12)И вся красота на земле, распределение света и тени, линий и красок, звука, очертаний неба и горизонта — всё, всё! — есть явления этого порядка. (13)Но где границы солнечного порядка и человеческого?
(14)Леса, поля, вода своими парами и вся жизнь на земле стремится к свету, но, если бы не было тени, не могло бы и жизни быть на земле: на солнечном свету всё бы сгорало. (15)Мы живём благодаря теням, но тени мы не благодарим, и всё дурное называем теневой стороной жизни, а всё лучшее: разум, добро, красоту — стороной светлой. (16)Жизнь есть воздействие света на тень, в свете всё соединяется, в тени образуется. (17)Всё стремится к свету, но, если бы всем сразу свет, жизни бы не было: облака облегают тенью своей солнечный свет, так и люди прикрывают друг друга тенью своей, она от нас самих, мы ею защищаем детей своих от непосильного света. (18)Подражание солнцу в природе на цветах для всех очевидно: на каждом лугу есть золотые цветы с золотым солнечным кружком в сердце венчика, с золотыми лучами вокруг во все стороны.
(19)И если цветы, если деревья поднимаются всюду на свет, то и человек, с этой же биологической точки зрения, особенно стремится ввысь, к свету, и, конечно, он это самое движение своё ввысь, к свету, называет прогрессом. (20)Много сказано о физике света, но почему же так мало знаем мы о физике тени? (21)Что, если свет является первостимулом движения вверх, а тень, падающая с освещённого предмета на землю, заставляет затенённый предмет выйти из-под тени, и это и есть начало движения вширь? (22)Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. (23)Сколько таких светолюбивых растений с цветком- солнцем посреди! (24)Но бывают цветы-мечтатели, они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветков у них как результат отношений света и тени.
(25)Посмотрите на ландыш… (26)Самолёт с грохотом, бреющим полётом летел над лесом в солнечный день, и на мгновение было как бы затемнение неба, и я, поражённый явлением теневого великана, сел на пень и записал: «От солнца исходит свет, и от земли падает тень, оттого и сознание человека определяется двойственно: все вдвойне, и даже свет добра бросает от себя тенью зло. (27)Но солнце едино, и оно является в человеческом мире добра и зла вестником единства и образует в нашем сознании небо — царство света, где нет места и времени, порождающих тень при встрече со светом».
По М.М. Пришвину. Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) — русский и советский писатель, прозаик и публицист, военный корреспондент, путешественник, фотограф, краевед, педагог.
Сочинение по тексту Пришвина М.М почему свет и тень одинаково важны? Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста 7 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из литературы.
Что помогает человеку сделать правильный выбор? Сочинение ЕГЭ по тексту Бальмонта К.Д
Взор мой приковался к двум предметам, которые скоро совсем поглотили моё внимание. (2)В дальнем углу, вправо, красовался огромный круг швейцарского сыра, а совсем близко от меня, так близко, что протяни через прилавок руку и достанешь, большой ларь, открытый, с крупными кусками колотого сахару, белого, обворожительно-белого, какого я, кажется, прямо с детства своего не видел.
(3)Меня тянуло неодолимо. (4)Пожирая взглядом белый сахар и следя уголком глаза за лицами молодцов и за всем окружающим, я решил, улучив минуту, быстро протянуть руку и схватить кусок или два. (5)Едва эта мысль возникла во мне с чёткостью, вся кровь прилила к моему сердцу и я почувствовал свежесть моих щёк. (6)Взять или не взять? (7)Кругом руки поднимались и опускались. (8)Приносили и выносили что-то. (9)Упаковывали, выдавали, брали, завязывали, смеялись, переговаривались. (10)Кто-то смотрел на меня пристально. (11)Нет, мне показалось.
(12)Мысль, что меня могут увидать, когда я схвачу два куска сахару, — нет, один, один легче, два могут зацепиться один за другой, — нестерпимая мысль эта пронизала меня унижением невыносимым. (13)Но и желание было невыносимым. (14)Несколько раз я мысленно прицелился и представил себе, как я это сделаю. (15)Сердце моё билось мучительно.
(16)Я благодарю сейчас подростка лет пятнадцати, того молодца, что прямо взглянул в мои глаза и прочёл в них всё, что происходило в моей душе. (17)Он уж загодя высматривал меня, длинноволосого. (18)Конечно же, глаза мои были воплощённою жадностью горячего желания. (19)Молодец вольготно подошёл к ларю, скосил глаза на сторону и захлопнул крышку.
(20)Я никогда не крал в жизни ничего. (21)Не крал даже и в детстве, когда мои братья и товарищи запросто лазили в сад к соседу за яблоками, которых и в нашем саду всегда бывало более чем довольно. (22)Украл бы я тогда кусок сахару или не украл бы, если бы мне не помешал тот подросток? (23)Не знаю. (24)Может быть, нет; может быть, да. (25)Не знаю, сколько бы я сейчас об этом ни размышлял. (26)Но я знаю, что этот скупец чужого добра заставил мою кровь отхлынуть от моего стеснённого сердца. (27)Оно стало биться ровно, и щёки перестали быть прохладно-свежими.
(28)С двумя тяжёлыми мешками мы вышли из тёмного помещения на светлую волю. (29)Солнце слепило и грело почти по-летнему. (30)Мне казалось, что я был в застенке или в аду, но что опять я живой и свободный. (31)Но нести съедобу было тяжело. (32)А неукраденный кусок сахару, должно быть, магически вошёл в моё сердце, расплавился там, как свинец, и сердце стеснилось опять так, что с полдороги я отдал почти всю тяжесть той, далеко не сильной, женщине, которая шла со мной рядом. (33)Сил больше не было, но кое-как мы дотащились домой, в виде невозможном. (34)Всё же волочить съедобу не было грустно. (35)Гораздо хуже было другое обстоятельство. (36)За те долгие часы, пока всё это длилось, солнце совершенно растеплило дорогу. (37)Я был уже не утренний весёлый кот в сапогах. (38)Зелёные мои валенки, безукоризненно мне служившие против снега и мороза, не оказались непроницаемою бронёй пред жидкой гадостью, которая была теперь везде по пути. (39)Желтоватая жижа хлюпала под ногами, и я шёл, желая как можно скорее переобуться.
(40)Много раз отдохнули, стоя около какого-нибудь забора и сложив тяжести на каменный выступ. (41)Но вот и Арбатские ворота. (42)Поскорей бы. (43)Вот и Большой Николопесковский переулок со своей уютной церковью. (44)В окно на нас смотрят. (45)Заждались. (46)И сегодня, и завтра, и много дней у нас будет настоящий обед и ужин. (47)Жаль только, что баранина несвежая. (48)Да съедим.
По К.Д. Бальмонту. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) — русский поэт-символист, переводчик, автор мемуаров и критических эссе.
Сочинение по тексту Бальмонта К.Д что помогает человеку сделать правильный выбор для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста 8 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из литературы.
Память о войне почему её важно хранить? Сочинение ЕГЭ по тексту Яковлева Ю.Я
(1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Вокруг стояли новые, необжитые дома. (3)Хотя школа стояла в новорождённом районе Москвы и я попал сюда впервые, но по каким-то неуловимым признакам мне показалось, что я давно знаю это место. (4)Я остановил бегущего парня, который чуть не сбил меня с ног, и спросил: — Что здесь было раньше? — (5)Пустырь, — нехотя ответил он, собираясь бежать. — (6)А до пустыря? — (7)Барак.
— (8)А до барака? (9)Он на мгновение задумался, метнул в меня недовольный взгляд и выпалил: — Ничего не было! (10)Парень заторопился дальше, а я остался перед зданием школы. (11)И тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (12)Эти тополя заставили вздрогнуть. (13)Возле них рухнул сбитый самолёт. (14)Один тополь обгорел. (15)Я вспомнил. (16)Здесь была шестая батарея. (17)Я сразу представил себе огневую позицию. (18)Четыре круглых орудийных окопа, расположенных трапецией. (19)Невысокие насыпи брустверов. (20)И длинные зелёные стволы зенитных орудий, которые то поднимались над землёй, то уходили под землю. (21)Я представил себе низкие дымы землянок. (22)Холодную тяжесть снарядов. (23)Удары в медную гильзу перед боем… (24)В школе зазвенел звонок. (25)Его дребезжащий звук вырвался наружу, и сразу послышался топот бегущих ног. (26)Так мы бежали по тревоге к орудиям. (27)В ноябре сорок первого года фронт вплотную подошёл к нашей батарее.
(28)Настал момент, когда между нами и фашистами не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (29)Теперь немцы летали без всякого расписания — днём и ночью. (30)В перерывах между налётами мы насторожённо присматривались к лесу. (31)Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. (32)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? (33)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (34)И за нами была Москва. (35)Я ходил по школьному двору и всё пытался отыскать место, где стояло моё орудие. (36)Теперь ни асфальт, ни клумбы, ни само здание школы не могли мне помешать отыскать окоп моего орудия. (37)Я ориентировался по старым тополям и чувствовал себя уверенно. (38)Окоп оказался под крыльцом школы. (39)Я стал медленно подниматься по ступеням, а навстречу мне бежали ребята. (40)Они спешили поскорее очутиться на улице и не обращали на меня никакого внимания. (41)Я вспомнил, как после победы увозили орудия.
(42)Они трудно поддавались, словно за годы войны пустили корни. (43)Круглые орудийные окопы долго стояли пустыми. (44)Они были похожи на гнёзда, из которых улетели птицы. (45)Постепенно окопы, похожие на гнёзда, стали исчезать. (46)Их сровняли с землёй. (47)Потом огневые позиции превратились в строительные площадки. (48)Снова стали рыть. (49)На этот раз котлованы. (50)Но старая карта боевого порядка полка долго оставалась в моей памяти. (51)Мне захотелось, чтобы отныне все знали: здесь стояла шестая батарея. (52)Я поймал за руку пробегавшего мальчишку и спросил его: — Ты знаешь, что здесь было раньше? (53)Он удивлённо выкатил на меня глаза и сказал: — Школа. — (54)Да нет! — почти крикнул я.
— (55)Здесь была шестая батарея. (56)Сто второго… (57)Он не понял меня и спросил: — Шестая «А» или шестая «Б»? (58)Я растерянно посмотрел на мальчика, и он, желая, скорее всего, помочь мне, сказал: — Может быть, вы ищите сто вторую школу? (59)Мне захотелось сказать мальчику: «Я ищу не сто вторую школу, а сто второй зенитно-артиллерийский полк». (60)Но я лишь сильнее сжал руку мальчика и сказал: — Здесь стояла моя батарея. (61)Мы били по фашистским самолётам, которые летели к Москве.
— (62)Здесь? — мальчик удивлённо посмотрел на крыльцо и потрогал рукой перила. — (63)Да, да, здесь. — (64)Я почувствовал, что он не верит мне. (65)Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. (66)И никакой шестой батареи… (67)Я разжал руку. (68)Мальчик убежал. (69)И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (70)И потому теперь стоит школа.
По Ю.Я. Яковлеву Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) — советский писатель и сценарист.
Сочинение по тексту Яковлева Ю.Я память о войне почему её важно хранить для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста 9 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из литературы.
Какие чувства испытывает человек возвращаясь на малую родину? Сочинение ЕГЭ по тексту Лихоносова
(1)Родные углы… (2)К, ним тоже привыкаешь, и, если живёшь сильным чувством, они после радости тут же чем-нибудь огорчают. (3)Мне уже плохо сидится дома. (4)Год от году отвыкаешь от комнаты, где ты спал несмышлёным и тебе к изголовью подносили парное молоко, от крыльца, на котором ты любил греться спросонья, от выросших сверстников, казалось, навечно незаменимых, верных бездумным играм и «страшным» историям, от дорожек из дому в город, в города в дом, на которых мелькали одни и те же лица, наконец, от родной матери своей, не мыслившей провести без тебя вечер, но тоже стерпевшейся, такой же кровной, дорогой и (зачем скрывать?) всё же застланной туманом расстояний, живым отсутствием изо дня в день, украденной наступившими твоими заботами, женскими лицами, новыми голосами. (5)А больше всего меня огорчала заметная возрастная перемена в людях, в сверстниках в первую очередь. (6)Ведь в детстве, когда жизни, как небу, не видно конца, в юности, когда воображается вечное ночное свидание под черёмухой, трудно поверить, что и нас обуздают сроки. (7)Закружит нас жизнь, весенней травкой поднимется кто-то моложе: им — нетерпение, глупое счастье ‘от лихости, нам — уже редеющие волосы, первые морщины, неудачи, воспоминания, болезни и одиночество.
(8)Бегут наши годы, и мы, повзрослев, глядим на себя как бы издали.
(9)Вот наконец-то побыл я дома. (10)Как увидел из вагона степь, так мигом всполошился: какую же родину я оставил! (11)Обошёл все детские местечки, дышал сибирским воздухом.
(12)Лето стояло душное, ставни были закрыты, улица точно спала. (13)Люди тянули свою судьбу без меня, заботились о детях, окучивали картошку, гуляли по праздникам — без меня, я в стороне другой внимал новым знакомцам, с ними срастался. (14)Здравствуйте, здравствуйте, ответишь кому-нибудь, да, вот приехал ненадолго, да, оторвался от родимого края, что сделаешь. (15)И человек пойдёт дальше.
(16)Э-эх! (17)Не вернуться мне домой навсегда. (18)Такая моя доля. (19)Как из чужой страны, забреду на материнский порог, осмотрю углы и подивлюсь своей ужасной забывчивости.
(20)Сибирь, родина, студёная земля моя, зачем я покинул тебя? (21)Детство моё, школа, вёсны и зимы, дожди, под которые мы выбегали с крыльца босиком. (22)Огромная, тихая Барабинская степь и Чулымские озёра, за которыми стелются и влекутся на запад воспетые центральные земли Руси. (23)Туда глядел я в детстве со своего огорода.
(24)Что понимал я, что знал в те годы? (25)Знал разве, что в родной Сибири окружён был бы заботой и задрожали бы во мне поржавевшие струны!
(26)И в тишине, под размягчающим дыханием ночи, которая вечно просит признаний, я вспомнил друзей и стал обращаться к ним, писать им устные письма, звать к себе. (27)В любой стороне воскрешал я их, а в этой особенно. (28)Далеко вы порою бывали, но вы с утра до вечера жили со мной на русской земле, где-то дышали и думали. (29)И если в Москве длинными гудками в пустой квартире напоминали о ваших странствиях телефоны, я всё равно знал, что мы встретимся или напишем друг другу. (30)Вы спасали меня одним своим присутствием в этом мире. (31)Не всё удалось вам из того, что намечалось в сладкой юности. (82)Разбросаны вы по градам и весям, скучаете друг без друга и шлёте друг другу длинные письма.
По В.И. Лихоносову Виктор Иванович Лихоносов (1936—2021) — советский и российский писатель, публицист, педагог.
Сочинение по тексту Лихоносова В.И. какие чувства испытывает человек возвращаясь на малую родину для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста 10 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из литературы.
Ирина Владимировна Казарцева