Урок обучения грамоте «Согласные звуки «М», «М'», буквы Мм. Чтение слов с буквой М»
Урок: обучение грамоте.
ТЕМА: Согласные звуки «М», «М'», буквы Мм. Чтение слов с буквой М.
Урок-путешествие.
(Разработка Гариповой Дилары Миннифаритовны)
Цель:
- закрепить полученные знания о букве м, звуках «м», «м'»;
- формировать навыки сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения слов с изученными буквами;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, умение работать с текстом, чётко отвечать на вопросы.
- воспитывать чувство сопере живания; любви и уважения к родителям.
Оборудование: магнитофон, фонограмма песни Мамонтёнка, иллюстрации животных, цифры от 1-10, карточки с буквами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
- Вместо каких звуков пишется эта буква?
- Что мы знаем об этой букве?
Игра «Любопытный учитель».
- Я буду задавать вопросы, ваши ответы должны начинаться с твёрдого звука м или
мягкого м*.
- Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко, мясо, мёд, манку, мандарины, масло, макароны).
-Куда ты любишь ходить? (в музей, в магазин).
- Какие ты знаешь профессии, специальности? (музыкант, маляр, милиционер, медсестра).
3. Постановка темы урока.
- Ребята у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в путешествие и поможем одному детёнышу найти свою маму.
- Посмотрите, кто это? (показ иллюстрации)
Ответы детей: слонёнок.
- Да, он похож на слонёнка, но не слонёнок. А чтобы узнать, кто это, нужно расположить цифры в обратном порядке.
1 |
3 |
5 |
8 |
6 |
9 |
10 |
4 |
2 |
7 |
к |
н |
т |
м |
н |
а |
м |
ё |
о |
о |
- Давайте прочитаем хором.
- Обратите внимание на то, как произносится слово и как пишется. Во втором слоге произносится звук а, пишется буква о. Расхождение в произношении и написании слова. Нужно запомнить, как пишется это слово.
- Сколько звуков м в слове? Какие они?
- «Случилось это на берегу далёкого и холодного Ледовитого океана. Однажды сердитые волны разбили большую ледяную скалу. Пригрело солнышко и лёд стал медленно-медленно таять.
Во льду был замёрзший Мамонтёнок. Он отогрелся на солнышке и ожил.
«Мама!»-позвал Мамонтёнок, но ему никто не ответил.Он подождал немного, а потом пошёл искать свою маму».
- У всех людей есть мамы. И у всех животных есть мамы. У мамонтёнка тоже есть мама, и он её обязательно найдёт, а мы ему в этом поможем, правда?
- Ещё Мамонтёнку будут помогать животные. Но каждый из них занят своим делом и не может уйти, не закончив его. Мы будем вместе выполнять задания, чтобы быстрее помочь Мамонтёнку.
4. Работа по учебнику.
- Первым на пути Мамонтёнка встретился, кто? (показ иллюстрации) Правильно, Северный Олень. Он не знает, где мама Мамонтёнка. Но поможет ему найти её, если мы справимся с заданием.
1).Чтение рассказа «Утром».
- Что сделала Клава?
- А почему нужно мыть руки?
- Отправились они дальше вместе. И встретился им дядюшка, кто? (показ иллюстрации) Правильно, Морж. Он тоже не знал, где мама Мамонтёнка. Но согласился помочь, если мы прочитаем рассказ, и ответим на вопросы.
2). Чтение рассказа «Мурка»
- О ком идет речь?
-Что сделала девочка?
-Что делала Мурка?
-Какие имена собственные есть в тексте?
- Слова «молоко» и «лакала» являются словарными словами, нужно запомнить написание этих слов.
- Прочитайте трехсложные слова из текста.
« Дядюшка Морж вспомнил, что давным-давно, когда на Севере было тепло, здесь жили огромные звери, похожие на Мамонтёнка. Но они ушли в Африку, когда настали Великие холода.
-« Я тоже хочу в Африку» - сказал Мамонтёнок.- Я хочу найти свою маму!»
Дальше Мамонтёнок поплыл один, помогли ему в этом дельфины (показ иллюстрации).
Чтоб не страшно было плыть, Мамонтёнок стал петь песню.
Физминvтка.
Песня Мамонтёнка (с произвольными танцевальными движениями).
-Мамонтёнку на берегу встретился опять Олень, но уже Африканский. (показ иллюстрации)
Он попросил объяснить, кто такие кролики и чем они отличаются от зайцев.
3). Чтение рассказа «Кролики»
- Кто такие «кролики»?
- Чем отличаются от зайцев?
- Чем питаются кролики?
- Какую пользу приносят людям?
- Найдите и прочитайте предложение, в котором есть перечисление предметов. Слова «морковка» «капуста», «клевер» являются словарными словами.
- Найдите в тексте слова, которые указывают, какие действия совершали Максим и Ира.
5. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.
- Пошли они вместе к Мудрому Какаду, это попугай (показ иллюстрации).
А он попросил поиграть с ним в игру.
Игра «Доскажи словечко» («Твёрдый- мягкий звук»)
На полу скребется…( мышка),
Спит в берлоге бурый…( мишка).
Этот мишка очень…( мил),
Только лапы он не…(мыл).
Убежала в норку…( мышка).
Спать залег в берлогу…( мишка).
Мальчик…( мал), но очень…( мил).
Он водичкой руки…( мыл).
- А вот Обезьянка (показ иллюстрации) никак не могла найти противоположные по смыслу слова, но зато она знала, где мама Мамонтёнка.
– Найдите в пословицах слова противоположные по смыслу.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Знай больше, говори меньше.
За малым погнался, большое потерял
« Уже настала ночь и взошла луна, и они пришли на поляну. Там стояла Большая Слониха, она спала.
-«Мама!»-крикнул Мамонтёнок. Слониха посмотрела на него.
-« Тише»- сказала она и подошла к нему.
-« Ты не Слонёнок, ты- Мамонтёнок. Но всё-таки ты мой сын!»
-Вот так закончилось путешествие Мамонтёнка в поисках мамы.
А вы в этом ему помогли. Молодцы!
- Первое слово которое вы произнесли это «мама».
- Мама-это самый близкий и родной нам человек . Она нас очень любит, заботится о нас,
в детстве поёт нам колыбельные песни. И мы должны любить и уважать своих мам.
Букву М узнали рано
Ведь она есть в слове «Мама».
Самостоятельное чтение текста «Мама».
6. Итог урока.
- В каких словах нам встретились сегодня на уроке звуки м, м*?
- Понравилось вам сегодня работать на уроке? Что именно?