Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’] и буквы л, м»
Конспект урока по обучению грамоте.
(по образовательной системе «Школа 2100»)
КЛАСС: 1
Тема: Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’] и буквы л, м.
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение анализировать текст.
Задачи:
-развивать фонематический слух детей;
-обогащать словарный запас учащихся;
-создать условия для наблюдения над словами на основе простых логических упражнений;
-обучать плавному слоговому чтению при любом сочетании звуков и пониманию небольшого по объему прочитанного текста.
Оборудование: карточки-предлоги, иллюстрации, схемы человечков, схемы слов, магниты цветные, таблицы букв.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
|||
Актуализация знаний |
- Как называются маленькие слова, с которыми мы ознакомились на прошлом уроке? - Какие предлоги вы запомнили? (На доске открываются предлоги) - Какая роль у них в русском языке Итог: - Кто ещё запомнил не все предлоги, повторите их в учебнике. |
Предлоги Связь слов в предложении |
Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. |
Обозначение темы урока. -Ребята, послушайте слова и скажите, какой одинаковый звук вы в них слышите? (ложка, пила, ёлка, лыжи); (мох, март, муравей, карман, мел). -Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? -Давайте посмотрим на план работы на уроке: Выделение в слове звуков [м], [л] и [м’], [л’]. Знакомство с новыми буквами. Чтение слогов и слов. Работа с предложением. 5. Работа с текстом. - Давайте откроем «Буквари» на странице 66. -Посмотрите на схемы человечков. Эти схемы еще не доделаны. 2. Выделение в слове звуков. Знакомство с новыми буквами. - Нам нужно оживить наших человечков. - Рассмотрите рисунки на кубиках. Назовите, что изображено на них? - Что нарисовано на первой картинке? - Произнесите это слово хором. (Схема слова лук на доске) - Это схема слова лук. - Сколько звуков в этом слове? (На схеме 3 пустых кружка) - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете, гласный это звук гласный или согласный? - Почему? - Звонкий он или глухой? - Почему? - Твёрдый он или мягкий? - Каким цветом обозначим это на схеме? (Синий магнит на схеме) - Что нарисовано на второй картинке? - Произнесите это слово хором. (На доске схема слова люстра) - Это схема слова люстра. - Сколько звуков в этом слове? - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете, гласный это звук или согласный? - Почему? - Звонкий он или глухой? - Почему? - Твёрдый он или мягкий? - Каким цветом мы покажем это на схеме? (Зелёный магнит на схеме) - Оживим первого человечка. Какую шапочку нарисуем? - Какие тапочки? (Появляется «шапочка-звонок» и закрашиваются тапочки) -Назовите игрушки, в названиях которых есть звуки [л], [л’]. -В домик надо поселить животных: зайца, кенгуру, ёжика, лошадь, овцу, зебру, лося, белку, волка, козу. Под одну крышу могут попасть только те животные, в названиях которых есть звуки [л], [л’]. - Какой буквой обозначаются звуки [л], [л’]? (Таблица буквы на доске) - Что нарисовано на третьей картинке? - Произнесите это слово хором. (Схема слова на доске) - Это схема слова мак. - Сколько звуков в этом слове? - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете гласный это звук или согласный? -Почему? - Звонкий он или глухой? Почему? - Твёрдый он или мягкий? - Каким цветом обозначим на схеме? (Синий магнит на схеме) - Что нарисовано на четвёртой картинке? - Произнесите это слово хором. (Схема слова мяч на доске) - Это схема слова мяч. - Сколько звуков в этом слове? - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете гласный это звук или согласный? - Звонкий он или глухой? - Почему? - Твёрдый он или мягкий? - Каким цветом обозначим на схеме? (Зелёный магнит на схеме) - Оживим второго человечка. - Какую шапочку нарисуем? - Какие тапочки? (Появляется «шапочка-звонок» и закрашиваются тапочки) -Вспомните, какая ягода начинается со звука [м] и заканчивается [а]. -Перечислите продукты, в названиях которых есть звуки [м], [м’]. - Какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]?(Таблица буквы на доске). – Посмотрите на печатную букву Л. На что она похожа? (Предположения детей.) – На что похожа буква М? Физкультминутка 3. Работа в тетради для печатания. - А теперь поработаем в тетради для печатания на странице 19. - Обведите по образцу печатную букву эль. - Напечатайте три самостоятельно. - Обведите по образцу печатную букву эм. - Напечатайте три самостоятельно. |
[л], [л’] [м], [м’] Будем знакомиться с согласными звуками [л], [л’], [м], [м’]. Дети смотрят на план, составленный на доске. Лук, люстра, мак мяч. Лук Три Согласный Потому что при произношении воздух встречает преграду Звонкий Состоит из голоса Твердый Синим Люстра 6 Согласный При произношении воздух встречает преграду Звонкий Состоит из голоса Мягкий Зелёным Звоночек Один – синий, другой – зелёный Лошадка, слоник, неваляшка… обозначаются буквой эль. Мак Три Согласный При произношении воздух встречает преграду Звонкий Состоит из голоса Твердый Синим Мяч Три Согласный Звонкий Состоит из голоса Мягкий Зеленым Звоночек Один - синий, другой - зеленый Малина Масло, мясо, маргарин, мандарины, мука… обозначаются буквой эм ответы детей |
Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2)формируем умение ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Применение нового знания |
1. Чтение слогов на с.66. - Прочитаем слоги на странице 66 в «Букваре». Задание для девочек: - Прочитайте все строки слогов хором. А мальчики слушают. Задание для мальчиков: - Прочитайте все столбики слогов хором. Девочки слушают. -На волшебной ёлочке висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слова. Давайте попробуем -Какие слова у вас получились? 2. Работа в тетради для печатания. - Следующее задание, которое вам нужно сделать: допечатать слова. - Какое первое слово? Аналогично все слова: лампа, молоко, малина. 3.Работа в «Букваре». Чтение слов. 1-й столбик (Вслух по цепочке): - Прочитайте слова, которые начинаются со звука [м]. - Какой звук: твёрдый или мягкий? 2-й столбик: Чтение слов громко – тихо. Мыл (громко), мил (тихо) и т.д. - Что интересного заметили? - Что значит слово мил? А как ещё можно сказать? - Кто такой мул? (Показ изображения животного, объяснение значения слова) 3-й столбик: - Прочитайте слова. - Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Почему? 4. Чтение текста «Гном» на с. 66. 1. Работа с текстом до чтения. - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто на ней изображен? - Прочитайте заглавие. - Кто такой гном? - Чем гном отличается от всех волшебных человечков? 2. Работа с текстом во время чтения. - Прочитайте текст вслух. Читаем по предложениям. 1-е предложение. - Что мы узнали о гноме? – Какое самое маленькое слово в предложении? Это союз. Он соединяет слова мал и мил. 2-е предложение. - Прочитайте предложение. - Какие цветы растут у гнома? - Какой предлог встретился в этом предложении? - Прочитайте слово с предлогом. 3-е предложение. - Прочитаем третье предложение. - Что есть у гнома? - Что такое гамак? (Объяснение значения слова) - Найдите в предложении предлог. Прочитайте слово с предлогом. - В каких словах в тексте встретились буквы м и л? 3. Работа с текстом после чтения. - Какой же был гном? - Что мы сейчас с вами читали? -Почему вы так думаете? - Из чего состоит текст? - Сколько их в тексте? Физкультминутка для глаз. Смотря на свой нос закрываем глаза. Начинаем считать до 10, представляя, что нос увеличивается в длину. Смотрим слева направо и сверху вниз. Обведите глазами всю комнату закрываем глаза ладонями так, что бы не проходил свет. 5. Чтение рассказа Ю. Мориц «Дом для гнома, гном – дома!» 1. Работа с текстом до чтения. - Прочитайте название стихотворения. - Прочитайте, кто автор? - Знаком ли вам этот автор? - Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Понятно ли по иллюстрации, из чего построен дом гнома? - Может, из текста поймём? 2. Работа с текстом во время чтения. а) Чтение стихотворения учителем с комментированием. Дом гнома, гном – дома! Стоит в лесу тесовый дом, Дом гнома! (Вот из чего, из тёса. Тесовый дом – это дом, у которого на брёвнах нет коры. Её сняли, стесали.) А в нём живёт весёлый гном, Гном – дома! (Хозяин!) Он кормит белок шишками, (Заботливый!) За стол садитcя с мишками, С пушистыми зайчишками Да с мышками-норушками! (Гостеприимный.) Он делится игрушками С кукушками-болтушками, С енотами и с дятлами, С совой, обросшей патлами! (То есть длинными седыми волосами.) (Запомнили, кто гости гнома?) Он делится орешками С косулями, с олешками, (То есть с оленями.) С кротами кропотливыми, (А что они кропотливо – то есть очень старательно – делают?) С бобрятами смешливыми. Последним зимним яблоком Он поделился с маленьким, Совсем озябшим зябликом! (Это птица такая. Почему так много разных лесных друзей у гнома? А если бы он жил в городе, кто были бы его друзья?) Но сказками-побасками, Книжками-раскрасками, Длинными былинами, Шутками-малютками, Сладкими загадками Он делится с детишками, С девчонками, с мальчишками. (А почему не со зверушками, а с ребятишками этим делится гном?) Откройся, дом тесовый, Пусть выйдет гном весёлый! б) Проверка первичного восприятия. – Захотелось подружиться с таким гномом? – Какая картинка у вас встаёт перед глазами во время чтения? Нарисуйте словами. А какой представили сову? – Какие слова Ю. Мориц находит для описания зверюшек? – Как Ю. Мориц называет кротов? А что любят бобрята? – Что удалось узнать о гноме? Работа с текстом после чтения. – Какие строчки можно подписать под картинками? – Похожи ли гномы из двух текстов? Чем? |
Девочки читают, а мальчики слушают. Мальчики читают, а девочки слушают. На первой ёлочке: лоза, лопата, лоси, лапа, палата. На второй ёлочке: малина, мимоза, мама. Лама, лапа. Мама Твердый Все слова начинаются с буквы м, заканчиваются буквой эль. Во всех словах один слог, так как один гласный. В слове мил первый звук произносится мягко, а в остальных словах – твёрдо. Приятен на вид. Милый Лошадь Это имена. Гном Гном. Сказочный герой Ростом. Он очень маленький. Он маленького роста и приятный на вид. И Астры, маки, маргаритки. У У гнома Гамак Подвесная сетка для лежания. У гномика Гном, мал, мил, маки, маргаритки, гномик, гамак. Он милый и очень любит цветы. Текст. Из предложений, которые связаны по смыслу. 3 Дом гнома, гном-дома! Юнна Мориц Да, мы читали стихотворение «Первое сентября». Нет Мышки-норушки, кукушки-болтушки. Он делится не только игрушками, орешками с забавными зверюшками, но и последним яблоком, гном согрел озябшего зяблика. |
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение ориентироваться в учебнике; формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
Итог |
- Какие новые звуки сегодня узнали? - Кому сегодня было легко? Поднимите руки. - Кому ПОКА было трудновато? - Кто доволен сегодня своей работой? – Отметьте своё настроение в дневнике. |
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |