Урок русского языка в 1 классе «Согласные звуки [д], [д,], буква д»
Предмет: Обучение грамоте + письмо
Тема урока: : Согласные звуки [д], [д,], буква д. Строчная буква д.
Цели: – формировать умение различать гласные и согласные звуки; – формировать умение выделять звук в слове; – формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формировать умение писать предложения; – формировать умение анализировать текст. Формирование УУД: Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Формирование УУД |
Ι. Организационный момент |
Цель: Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. |
|
Мы будем на уроке думать ? Мы будем рассуждать? А может будем спать? И в облаках летать? Друг другу помогать ? И трудности преодолевать? -Трудность всегда преодолевается,если человек все делает с хорошим настроением. -У нас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение .Выберете ее ,покажите. -Я очень рада .что у вас хорошее настроение и вы готовы к новым открытиям -Ребята, оценивать сегодня свою работу, каждый цвет будет соответствовать уровню выполнения задания. Мы знаем…… А сейчас найдите лист самооценки |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. . |
|
ΙΙ.Актуализация знаний |
-А теперь проверим насколько вы владеете умением классифицировать данные звуки на группы. -Для этого поработаем в парах. -Пары первого ряда из предложенных звуковичков выбирают те, которые обозначают гласные звуки. -Пары второго ряда из предложенных звуковичков выбирают те, которые обозначают согласные глухие звуки. -Пары третьего ряда из предложенных звуковичков выбирают те, которые обозначают согласные звонкие звуки. Проверка: Сравните результаты своей работы по слайду и оцените свою работу |
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
III. Постановка учебной проблемы |
-Ребята, пока вы работали в дружной семье звуковичков что-то изменилось? Посмотрите на экран, кто увидел что-то необычное? -Что вас удивило? ( Один «звуковичок» пустой) -Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?) Работа с текстом. -Для того, чтобы разгадать эту тайну я предлагаю вам поработать в паре над следующим заданием. -Закончите предложения, подобрав подходящий рисунок для каждого предложения. Жил был…. У дедушки был красивый… Когда холодно дедушка топит печь… , и из трубы идёт …. К дому ведёт … Около дорожки растёт красивый …. В дубе … В дупле живёт …. За дятлом наблюдают … Проверка: -Прочитайте полученные предложения. Молодцы! Оцените свою работу. Это отдельные предложения или текст? Почему? Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли. Что объединяет эти слова в одну группу? |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре, группе Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре |
ΙV. Открытие нового знания Формулирование учащимися темы и задач урока. |
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). |
|
-Кто же догадался с чем мы сегодня будем знакомиться? - Так какая же буква поселится в нашем пустом звуковичке? Зачем нам необходимо познакомиться ещё с одной новой буквой? -Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться печатать новую букву, научиться читать слова с новой буквой) -Посмотрите на с.92 букваря и составьте план наших действий |
||
V. Применение нового знания |
Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д,], буквами Дд. Знакомство с новыми звуками Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка. |
|
– Где живёт дятел? (На дереве.) слайд – Что строит дятел? (Дупло, дом) – На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.) – А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и заняться исследованием некоторых фактов. Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа). – Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в группах. Давайте вспомним их. Дети хором читают правила работы в группе: Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! – На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос Задание 1-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло. Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный? (выбирают звуковичка) Задание 2-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло. Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой? (выбирают шляпку для звуковичка) Задание 3-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло. Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий? (выбирают туфли для звуковичка) Проверка: -А теперь я предлагаю вам одеть нашего звуковичка. Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка, доказывая свой выбор. – Какое же открытие мы сегодня для себя сделали? Расскажите своими словами -Что сейчас мы с вами делали в группах ? (Работали со словами) - Для чего? ,(чтобы доказать, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.) -Что нам помогло овладеть этими знаниями? (умение работать со звуками) -Оцените свою работу в группе третьим цветным лучиком. –Знакомство с новой буквой Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков. – Мы поработали с новыми звуками. Скажите, чего не хватает в нашем звуковичке? – Поднимите руки, кто знает, как выглядит(Варианты ответов детей.) -Где её место в алфавите? -Найдите её среди данных букв и прикрепите к нашему звуковичку. Пока один ребёнок у доски выполняет это задание, я предлагаю вам найти эту букву среди других букв и обвести её. -Оцените – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.) – Давайте поселим эту букву в наш город букв. Как вы думаете, в каком домике может жить эта буква? Почему? |
||
VI.Физминутка |
Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. |
|
VII. Первичное закрепление. |
Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 92 • Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог. -Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими слогами? 1 группа да до ду ди ды ад од уд ид ыд 2 группа та то ту ти ты ат от ут ит ыт 3 группа: Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова. (чка, дочка, ка) -Закончите работу. Оцените свою работу пятым цветным лучиком. Какую работу вы выполняли самостоятельно? - Расскажите, как вы работали ? -Справились сами или вам кто-то помог? - Легкое это было задание или нет? Почему? - Как оценили свою работу? Почему? Работа по букварю с.92 б) Чтение столбиков слов -Если слоги встанут рядом, получаются слова. 1-й столбик Значение каких слов вам не понятно? Объяснение непонятных слов. ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов; 2) форма вежливого обращения; Дума – 1) мысль; размышление; 2) название некоторых государственных учреждений. Душа - 1) внутренний мир человека, его сознание. 2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр. -Назовите два слова, которые отличаются одной буквой. Подчеркните эту букву. -В каком слове есть опасное место? 3 столбик. На какие группы разделите эти слова. Почему? Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым- Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными) 4-й столбик -Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар- -Прочитайте слова с приставками. Выделите их. Что вы любите делать: дарить подарки или получать их? 5 столбик. Какое слово лишнее? Почему? Составьте звуковую схему этого слова. Сравните с образцом. Оцените свою работу лучиком. А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе) в) Чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами.. По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами. -Озаглавьте текст. -Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя про заботу о пожилых людях) А теперь я предлагаю вам побыть в роли конструкторов предложения. 3 группа Собирает 1,2,3 предложения. 2 группа собирает 4,5 предложения. 1 группа собирает 6,7 предложения. Проверка: чтение полученных предложений. Оцените свою работу |
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре |
VIII. Рефлексия |
-Какое новое знание мы сегодня приобрели? - Давайте вспомним наш план, т. е. какую работу мы выполнили? - А были ли задания, которые мы не включили в план работы, но их выполнили? -Кто с этими заданиями справлялся легко? -Кому пока было трудновато? - Кто или что помогло вам справиться с этой работой? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? -Посмотрите на своё солнышко, откройте дневники и произведите итоговое оценивание всей вашей работы на уроке. -Покажите оценку вашей работы.. |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IX. Домашнее задание (по желанию) |
Нарисовать предметы, в названии которых содержится буква –д-. |