Урок чтения в 1 классе «Парные согласные [д], [д’], [т], [т’], буквы Д, д, Т, т»
Урок 53. (с. 107 - 109)
Тема |
Парные согласные [д], [д’], [т], [т’]буквы Д, д. Т.т. |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами д и т, развития связной речи |
Тип урока |
Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; анализируют пословицы |
Личностные результаты |
Соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.) |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – сопоставляют слоги и слова с буквами т и д. Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные буквы т, д; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица |
Образовательные ресурсы |
«Лента букв» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Запустим кораблик бумажный, Пускай он плывёт далеко. Урок у нас сегодня важный, Добыть ведь знания нелегко! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
||||||
II. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая разминка |
1. Вдох носом, выдох через рот. 2. Вдох, задержка дыхания, выдох. 3. Вдох, выдох порциями. 4. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите согласные 1 ряда в «ленте букв». То же повторите со 2 рядом. 5. Прочитайте гласные по «ленте букв» на одном дыхании |
Выполняют задание под руководством учителя |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
||||||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Сегодня мы продолжим учиться читать, рассказывать, выполнять интересные задания, в которых нам встретятся парные буквы д и т |
Слушают учителя о предстоящей работе |
Принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно |
Фронтальный. Устные ответы |
||||||
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Игра "найди слово" 2. Работа со слоговой таблицей |
Фронтальная. Словесный. Чтение |
- Прослушайте и запомните как можно больше слов в которых вы услышите звук Д - Найди слова с твёрдым согласным звуком Д - Найди слова с мягким согласным звуком Д – Прочитайте слоги по таблице. – Назовите, в каких слогах согласные звуки твердые, в каких – мягкие. Почему? – Найдите звонкие и глухие согласные |
Слушают, запоминают Называют слова Читают. – Согласные перед гласным а твердые, перед гласным я – мягкие. – Звонкие: б, з, д. Глухие: т, п, с |
Смотрят. слушают Находят слова Читают слоги. Сопоставляют попарно слоги с буквами а, я. Отвечают на вопросы |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
||||||
3. Чтение слов. Игра «Найди лишнее» (учебник, с. 107) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, игра |
– Прочитайте слова в столбиках, поставьте ударение. – Какое слово может быть лишним? Объясните выбор |
Читают. 1) Забор – начинается |
Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
||||||
|
2) Денис – имя, остальные не имена |
Классифицируют слова, определяя критерий |
|||||||||
4. Работа с текстом |
Групповой. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте текст. – Обсудите в группах поступок Дениса. Правильно ли Денис поступил? |
Читают по предложениям. Отвечают на вопросы |
Читают короткий текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Высказывают свое мнение |
Групповой. Чтение, устные ответы |
||||||
5. Дидактическое упражнение «Подставь букву» (учебник, с. 107) |
Парная. Практический, словесный. Упражнение |
– Какие тут слова? Подставьте нужную букву |
Выполняют задание, вписывают букву. – Вода, вата |
Составляют слова с парными согласными |
Парный. Упражнение |
||||||
6. Дидактическое упражнение «Противоположные слова» |
Фронтальная. Практический, словесный. Упражнение |
– Прочитайте слова. Придумайте недостающее слово, противоположное по значению |
Читают. – Быстро |
Выполняют задание по аналогии. Подбирают слова противоположного значения |
Фронтальный. Упражнение |
||||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический. Упражнение для глаз |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления на уроке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|||||||
7. Дидактическая игра «Прочитай слово» (учебник, с. 107) |
Парная. Словесный, практический. Чтение, игра, рассказ |
– Из слогов составьте слова. – Выберите пару слов, с их помощью придумайте с другом рассказ |
Составляют слова. – Вода, суда. Сады, пруды. Придумывают рассказ |
Составляют слова |
Парный. Чтение, рассказ |
||||||
8. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Работа со слоговой таблицей. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 108) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, работа со слоговой таблицей |
– Прочитайте слоги. – Чем схожи звуки, обозначенные буквами д и т, чем они различаются? – Прочитайте слова. Сравните слова. Понаблюдайте, чем они различаются |
Читают слоги. Устанавливают сходство и различие в произношении [д] и [т], [д’] и [т’] : [д] и [д’] звонкие; [т] и [т’] – глухие. Сравнивают слова. Определяют, что слова эти стоят в форме единственного и множественного числа. Наблюдают над изменением слова |
Наблюдают за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных [т], [т’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [д] и [т], [д’] и [т’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [д]–[т] и [д’]–[т’] в словах. Устанавливают способ определения буквы на месте глухого согласного звука |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
||||||
9. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и рассказом (учебник, с.108) |
Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, работа с картинкой, беседа |
– Рассмотрите картинку. Что вы видите? – Можно ли по рисунку догадаться, о чем пойдет речь в тексте? – Прочитайте название текста. О чем будем читать? – Какие реки вы знаете? – Какой транспорт ходит по рекам? – Что возводят через реки? Для чего? – Какие грузы перевозят по рекам? – Задайте друг другу вопросы на тему «Реки» |
Рассказывают, что видят на картинке. Читают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. В паре задают друг другу вопросы, придумывают рассказ |
Читают текст рассказа с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, анализируют его содержание по вопросам. Составляют рассказ по вопросам. Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Формулируют вопросы на тему «Реки», правильно строят ответы. Вместе составляют рассказ, дополняя друг друга |
Фронтальный, парный. Устные ответы |
||||||
|
|||||||||||
10. Дидактическая игра «Расшифруйте названия рек». Дифференцированное задание (учебник, с. 108) |
Коллективная. Практический. Дидактическая игра |
– Посмотрите на зашифрованную запись. – Догадайтесь, название каких рек зашифровано в записи. – Назовите лишние буквы |
– Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, амур, Ока. – З, ы |
Составляют слова из предложенных букв, определяют названия рек. Умеют работать коллективно, контролировать друг друга |
Коллективный. Игра |
||||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический. Игра |
Дружно маме помогаем — Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем |
Выполняют движения |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
||||||
11. Чтение слов |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте слова, правильно расставляя ударение. – Назовите, сколько слогов в словах. Что обозначают пунктирные и сплошные вертикальные линии? |
Читают слова. Определяют количество слогов в словах. Отвечают на вопросы учителя |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами Определяют число слогов в слове по числу гласных букв |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
||||||
12. Работа с иллюстрацией и рассказом «Кто кем работает» |
Фронтальная, Парная. Словесный, наглядный. Чтение, рассказ, беседа |
– Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? – Как одним словом можно назвать все перечисленное? – Прочитайте рассказ. – Выполните в паре задания к рассказу |
– Называют людей разных профессий. – Профессии. Читают рассказ. Выполняют задания, данные к тексту в учебнике |
Читают рассказ, понимают его смысл. Соотносят содержание рассказа с картинкой. Умеют работать в паре. Отвечают на вопросы, соблюдая логику рассказа |
Фронтальный, парный. Чтение, устные ответы |
||||||
13. Работа с пословицей. Дифференцированное задание (учебник, с. 109) |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа |
– Прочитайте пословицу. – Почему так говорят? |
Читают. Объясняют смысл пословицы |
Анализируют пословицу, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы |
||||||
V. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового узнали на уроке? – Что запомнилось? – Что вызвало затруднения? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный, индивидуальный. Оценка своей деятельности |
Шатохина Ирина Григорьевна
Беляева Ирина Владимировна