Урок чтения в 1 классе «Согласные звонкие звуки [д] и [д’]»
СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [д], [д’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Д, д
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умений выделять звонкие согласные звуки [д], [д’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «д»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить подбирать слова-антонимы; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).
Регулятивные УУД: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Предметные УУД: дифференцировать звонкие звуки [д], [д’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов- перевертышей; читать, запоминать, воспроизводить по памяти чистоговорки, в которых варьируются изучаемые звуки.
Оборудование: ребус с рисунками; карточки со слогами; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Назовите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, кедр. (Звук [д].)
– Назовите одинаковый звук в словах: девочка, дятел, радио, дело, диплом. (Звук [д’].)
– Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов.
– Что вы знаете о правописании слова «Даша»? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы.)
– Дайте характеристику первому звуку слова «Даша».
– Сегодня на уроке будем читать слова с буквой «д».
– Придумайте слова на букву «д» на тему «Семья». (Дети, девочка, дочка, дедушка, дядя.)
– Вспомните слова на букву «д» на тему «Одежда». (Джинсы, джемпер.)
– Подберите слова на букву «д» на тему «Животные». (Дельфин, дикобраз, дятел, дрозд.)
III. Чтение слогов и слов с доски.
1. Игра «Горка».
да | бо | ба | ||||||||
ра | ли | ры | ни |
на | ры | ма | ||||
ми | си |
2. Слоговой аукцион.
– Назовите слова со слогами:
ДЕ | ДИ | ДЫ | ДО |
Денис дерево деньги дети дело | Дима диван динозавр диво | дыра дымок дышать | домик домино долото |
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
IV. Чтение рассказа «Мой дядя».
Перед чтением текста учащиеся читают слова, представленные на доске, по слогам и орфоэпически.
– Объясните значение данных слов.
Андрей – мужское имя.
Адмирал – высшее воинское звание командного состава военно-морских сил.
Именины – личный праздник кого-нибудь в день, когда церковь отмечает память святого, именем которого назван этот человек.
Мундир – форменная одежда для верхней части тела.
Орден – особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги.
Медаль – знак в виде круглой металлической пластинки с каким-нибудь изображением, надписью, выдаваемый в награду или в память о каком-нибудь событии.
Далее учащиеся составляют звукобуквенные схемы-модели данных слов, используя дидактический материал – фишки.
После чтения текста учитель проводит беседу по вопросам:
– Как звали дядю?
– Кем был дядя Андрей?
– Какой праздник был у дяди?
– Что надел адмирал?
– Что подарили ему дети?
V. Чтение второго рассказа.
Учащиеся читают текст и дают название этому рассказу.
– Составьте схему-модель данного текста.
– Сколько в нем предложений?
– Найдите и прочитайте слова со звуком [д].
– Найдите и прочитайте слова со звуком [д’].
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
– Составьте схему третьего предложения.
.
– Назовите слова-предметы. Назовите слово-помощник.
VI. Чтение минимальных пар слов (на голубом фоне), которые отличаются одним лишь звуком и имеют различное значение.
Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение, указывают, каким звуком отличаются данные пары слов.
Физкультминутка
VII. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. произнесение текста в ускоренном темпе.
– Прочитайте чистоговорку.
– Какие звуки чаще всего повторяются в этой чистоговорке? (Звуки [д], [д’].)
– Что означают слова «Дадон» и «Демид»? (Это старые русские имена.)
VIII. Задания на развитие речи, внимания.
1. Слова-антонимы, противоположные по значению.
Злой – … (добрый).
Короткий – … (длинный).
Бабушка – … (дедушка).
Враг – … (друг).
Дикий – … (домашний).
Городской – … (деревенский).
Беспорядок – (дисциплина).
IX. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие звуки обозначает буква «д»?
– Какие слова называют антонимами?