Урок обучения грамоте «Звуки [д] - [д']. Буквы Д, д»

2
0
Материал опубликован 5 March 2017 в группе

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [д], [д']и буквами Д, д;

    Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;

    Развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Задачи урока.

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквой Д, читать слова с этой буквой.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся

Оборудование: доска, проектор, компьютер, интерактивная доска, слоговая таблица, фишки для создания звуковых схем, запись звуков дятла в лесу, дидактический материал.


 


 


 

Организационный момент

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

Актуализация опорных знаний.

Психологическая установка на работу

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Мы продолжаем открывать секреты русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Для того, чтобы сделать шаг в перёд, узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже знаем.

- На уроках обучения грамоте мы учимся:

- грамотно говорить;

- читать слоги, слова предложения;

- узнавать звуки и буквы, которые их обозначают

- Для чего на это надо?


 

- чтобы мы были умными, образованными, много знали…

- чтобы нас понимали…

3. Изучение нового материала.

- К нам на урок пришёл гость, а кто он догадайтесь сами посмотрев небольшое видео

1)( Просмотр отрывка из мультфильма «Доктор Айболит»)

- Кто автор этого произведения?

Корней Иванович Чуковский Корне́й Ива́нович Чуко́вский (настоящее имя — Никола́й Васильевич Корнейчуко́в, 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург, — 28 октября 1969, Москва русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской

- Какие ещё его произведения вы читали?

В этом году исполнилось 90 лет таким произведениям: «Федорино горе», «Путаница», «Телефон».

- Доктор Айболит предлагает нам для начала подготовить свой речевой аппарат к чтению.

2) Работа над чистоговоркой

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

- Прочитаем как медведь, лисица, как капельки дождя.

3) Чтение слоговых таблиц.

4) Подготовка к изучению звуков и буквой, которая их обозначает.

- Сегодня Доктор Айболит познакомит нас с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. А вот с какими вы определите сами.

5) Игра «Закончи предложение»

Тут наш …

Над домом…

У дома ….

Называется …. (дуб)

На дубе сидит …

К дому ведёт …

У дома сидит …

Из тучки пошёл ….

- Назовите только те слова, которые вы добавляли.

Дом, дым, дерево, дуб, дятел, дорожка, дедушка, дождик.

6) Характеристика звуков.

- Какие первые звуки вы услышали?

- Что вы можете о них сказать?

- Произнесём 1 звуки в 1 и 3 слова. Чем эти звуки похожи? Что у них общего? (Есть преграда. Это согласные звуки.) Чем отличаются? (Д – твёрдый, д, - мягкий).

- Произнесём эти звуки. Руки положите на горлышко. Что вы заметили? (Дрожание). Это дрожат голосовые связки. Как произносим эти звуки с голосом или без? (С голосом). Какие это звуки – звонкие или глухие? (Звонкие). Как обозначаем звонкость у д? (Шапочка – звоночек).

- Оденьте нашего Звуковичка


 


 


 


 


 


 

7) Доктор Айболит предлагает нам поработать в парах.

- Составьте звуковые схемы слов дом дятел.

- На какой слог падает ударение?

- В каком слове твёрдый звук [д] , а в каком мягкий [д]?

- Звуки [д] [д] на письме обозначаются буквой Д.

8) Показ буквы.

- Вот так выглядит буква Д.

- Послушайте стихотворение о букве.

Дом с остроконечной крышей,

Данный дом других повыше,

Буква Д – добротный дом,

Доброта и дружба в нём!

- Доктор Айболит предлагает нам пофантазировать. На что похожа печатная буква Д? Игра «Моя Вообразилия»

9) Игра «Собери букву»

- У вас на партах лежат полоски соберите с помощью них букву Д.

( Песня-видео «Собери букву»).

10) Письмо маленькой печатной буквы д.

11) Вместе с Доктором Айболитом прочитаем слоги с буквой д.

12) Дифференцированная работа.

- У кого на парте красный кружочек – то читает текст «Радость»

- У кого на парте зелёный кружочек – тот читает слова.

- У кого на парте жёлтый кружочек – тот читает слоги.

13) Выборочная работа по тексту, словам и слогам.

14) Развитие речи.

- Ребята, кто такой дятел?

- Как называют ещё дятла?

- Опишите его.

Послушайте. (звуки: дятел в лесу). Он очень хочет с вами познакомиться.

Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом.

А что вы знает про дятла?

( Просмотр видеоклипа «Дятел»)


 

Как вы думаете, где можно найти такие интересные сведения про дятла? (интернет, книги, спросить у взрослых, у учителя).

Что мы должны знать и уметь, чтобы подготовить самостоятельно такой проект?

(должны хорошо читать, научиться работать с текстом)

4. Рефлексия.

-Давайте выясним, какие звуки слышатся в словах. Игра «Поймай звук». Если вы услышите [д], [д,]- хлопаете в ладоши. Дело, домино, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка.

5. Итог урока.

-С какой буквой мы познакомились на уроке?

Удалось ли нам открыть тайны буквы Д?

Расскажите, какой звук обозначает буква Д.

- Продолжите предложение, чем дольше мы путешествуем по страницам наших книг…

Что не получилось? У кого были затруднения на каком то этапе урока?

-Покажите мне своё настроение. Расскажите, что понравилось на уроке, кто нас особенно порадовал.

- Всем спасибо за дружную работу.


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.